Личностность, рыночностъ и региональность - эти особенности, по
признанию аналитиков, и будут определять тенденции и перспективы развития
российского профессионального образования в ближайшее время. Проблемам
и задачам региональной политики в системе среднего профобразования в
наступившем учебном году посвящена проходящая сегодня в Уфе
республиканская конференция работников учреждений среднего профессионального
образования Республики Башкортостан.
Для педагогической общественности это действительно проблема номер
один, ведь в связи с реформированием органов исполнительной власти в
ведение региона переходят 75 государственных средних профессиональных
образовательных учреждений и два кооперативных техникума, действующие
в республике и находившиеся ранее под крылом отраслевых
министерств и комитетов. Как грамотно построить работу по реструктуризации,
не повредив ни количеству ссузов, ни качеству образования? Как
добиться конкурентоспособности наших специалистов на рынке труда?
Ответы на эти и многие другие вопросы искали сегодня вместе с главой
Министерства образования РБ Зугурой Рахматуллиной ее коллеги -
представители среднего профобразования.
Система ссузов республики состоит из 12 учреждений, готовящих кадры
для промышленных предприятий, семь - для добывающих отраслей
и топливно-энергетического комплекса, по три - для транспорта и
строительства, десять - для сферы сервиса и управления,
девять - для сельского и лесного хозяйства, 11 - для здравоохранения,
15 - для образования и семь для культуры и искусства.
Из 142 специальностей среднего профобразования подавляющее
большинство составляют "эксклюзивные" специальности, по которым
подготовка ведется только в одном-двух учебных заведениях, отметила Зугура
Рахматуллина. У них своя ниша и на рынке образовательных услуг,
и на рынке труда, они привязаны к конкретному производству.
Однако в нынешних условиях закрепление за одним учебным заведением
определенных, только ему присущих специальностей и профилей, было бы не
совсем оправданно. И в первую очередь эта эксклюзивность сказывается
на доступности образования для населения.
Большинство учебных заведений стали многопрофильными. Учебных
заведений, осуществляющих подготовку только по одной-двум
специальностям, в республике всего 11. Преобладает группа
учреждений с подготовкой по трем-пяти специальностям, от восьми
до 16 специальностей насчитывается в 12 учреждениях.
По словам министра, следствие многопрофильности - дублирование
специальностей. К примеру, обучение по специальности "Экономика и
бухгалтерский учет" проводится в 35 (!) учреждениях различного профиля.
Только в Стерлитамаке и Стерлитамакском районе бухгалтеров готовят пять
ссузов. Получается, что местный рынок труда просто заполонят бухгалтеры
и экономисты. По данной специальности готовят кадры и семь из восьми
учреждений аграрного профиля, тогда как в республике - нехватка
механизаторских кадров. Правоведов готовят в 19 учреждениях,
специальностям, связанным с эксплуатацией промышленного оборудования, обучают
в 13... В 10 из 13 педагогических колледжей готовят учителей начальных
классов, в десяти учреждениях - медицинских сестер. В данном случае вопрос
министра образования "Насколько это коррелируется с потребностью
рынка труда?" вполне закономерен.
"Содержать" огромное количество специальностей накладно и для
республиканского бюджета (какая казна выдержит такие расходы?).
Поэтому неизбежно возникает проблема реорганизации - укрупнения или
закрытия ряда учреждений. Чем это чревато, объяснять не нужно. Ряды
болтающихся без работы молодых специалистов могут пополнить и их учителя.
В данной ситуации глава образовательного ведомства предложила
самый безболезненный вариант - создание одноуровневых и многоуровневых
образовательных комплексов. Это может быть и объединение
с учреждениями начального профессионального образования, и
вхождение колледжей в структуру вуза, и другие модели непрерывного
образования.
Кадры технического профиля, спрос на
которые постоянно растет, можно готовить и на базе ПТУ, и на
базе ссузов. Однако взаимодействие по линии "ПТУ - ссуз" пока
слабо развито, и на данный момент укрепление этой связки
ведется единичными учреждениями, сказала Зугура Рахматуллина.
Интеграция же с высшим профессиональным образованием в
основном осуществляется теоретически, но не практически.
Что же необходимо для формирования эффективной системы
подготовки кадров? Во-первых, составление кадрового прогноза,
мониторинг потребностей отраслей и регионального рынка труда, исследования
рынка занятости, рынка образовательных услуг.
Система госзаказа
также нуждается в реформировании. Ее основой
должны стать государственные приоритеты в подготовке кадров и
механизм партнерства. Проще говоря, какое количество специалистов
того или иного профиля необходимо в данный промежуток времени, столько и
будут подготовлены.
В-третьих, нужно создать региональную систему оценки
качества подготовки. А это не только качество преподавания, но
и условия ведения образовательного процесса, соответствие
запросам обучающихся, обеспечение их образовательных прав, подчеркнула министр
образования.
На первый план выходит и воспитание. "Если образовательную
деятельность в учреждениях профессионального образования мы
сведем к профессиональному обучению, то нравственные потери
общества очевидны, - сказала Зугура Рахматуллина. - Научить творчеству
в мире, становящемся все более непредсказуемым, привить нравственный,
духовный иммунитет против негативных проявлений психологии рынка -
в этом должен быть высокий смысл современного образования. Продуктом
образования должен быть не специалист, пусть даже высококачественный,
а личность, человек, - знающий, понимающий, культурный и гуманный,
ответственный за себя и свою деятельность".
Фото Олега Яровикова.
Автор: Елена Макушина