Все новости
Детально
2 Июля 2004, 20:00

В Нефтекамске прошел семинар, посвященный подготовке предприятий республики к вступлению страны в ВТО

Актуальнейшая на сегодня тема была вынесена на обсуждение участников семинара "Подготовка предприятий Республики Башкортостан в области технического регулирования в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО".Местом его проведения был выбран Нефтекамск. Обучающий форум прошел при содействии республиканского Правительства, Министерства экономическог...

Актуальнейшая на сегодня тема была вынесена на обсуждение участников семинара "Подготовка предприятий Республики Башкортостан в области технического регулирования в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО".
Местом его проведения был выбран Нефтекамск. Обучающий форум прошел при содействии республиканского Правительства, Министерства экономического развития и промышленности РБ, Министерства внешнеэкономических связей и торговли Башкортостана, администрации Нефтекамска и Торгово-промышленной палаты РБ.
На семинаре отмечалось, что, по большому счету, для отдельно взятого предприятия не имеет принципиального значения, сегодня или завтра наша страна вступит в ВТО: рынок и так ощущает сильный натиск импортных товаров, которые привлекают покупателей как ценой, так и качеством. Ассортиментный ряд завозимой продукции тоже порой выигрывает в сравнении с ассортиментом производимой у нас. Так что конкурентоспособность - вопрос выживаемости предприятия на современном этапе, и дело тут не только в ВТО.
Постепенно приходит понимание того, что главный принцип успешного существования в условиях свободной конкуренции - "Покупатель всегда прав". Однако, как это часто бывает, тому, что легко продекларировать, не всегда легко следовать. Для того, чтобы этот принцип претворить в действительность, нужны немалые усилия.
Как подчеркнули участвовавшие в семинаре специалисты Министерства экономического развития и промышленности РБ, для успешной работы каждому предприятию необходимо, прежде всего, разработать планы на ближайшую - трех-пяти-летнюю - перспективу. При создании "стратегии" особое внимание следует уделить развитию маркетинговой службы, в частности, исследованию спроса на выпускаемую продукцию на потребительском рынке, а также возможного спроса на новинки.
Большую значимость приобретают внешнеэкономические связи. В качестве примера плодотворного сотрудничества с зарубежными партнерами говорилось о салаватском предприятии "Гидромаш", которое, работая с известной на мировом автомобильном рынке компанией "Форд", занялось производством и поставкой деталей для ее автомобилей.
Еще одна возможность найти собственную нишу в рынке - кооперация отечественных отраслевых производств. Крупные предприятия могут размещать заказы на изготовление комплектующих или на выполнение работ с небольшими фирмами, высвобождая таким образом свои мощности для проведения более сложных работ, требующих большей квалификации и использования новых наукоемких технологий. А небольшие предприятия могут заключать взаимовыгодные контракты с более крупными на эксплуатацию дорогостоящего оборудования, не используемого на полную мощность.
Словом, как сказал председатель Торгово-промышленной палаты РБ Борис Бондаренко, возможностей для сотрудничества много, и специалисты ТПП республики готовы оказать всемерное содействие предприятиям всех форм собственности в поиске деловых партнеров, причем не только на территории Башкортостана и Российской Федерации в целом, но и за рубежом.
Вопросам технического регулирования на семинаре было уделено особое внимание. Главный государственный инспектор Республики Башкортостан по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, директор Центра стандартизации, метрологии и сертификации РБ Амран Муратшин рассказал об изменениях, которые произошли после вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании". Произошло это ровно год назад, в июле 2003-го. Теперь за выпуск некачественного товара предприятие может серьезно поплатиться. Вводится в практику такая мера, как отзыв продукции с рынка - при этом все расходы производитель полностью берет на себя. Понятно, что это грозит, по меньшей мере, серьезным финансовым кризисом. В худшем случае предприятие может разориться. Это не российское нововведение. Это пример приведения нашего законодательства в соответствие с общепринятыми международными нормами.
Вот самый свежий пример. В настоящее время такой "монстр" автомобилестроения, как "Ниссан", отзывает с внутреннего рынка более 70 тысяч автомобилей "Blue Bird". Причина - неисправный инжектор. Компания "Хонда" отзывает 600 тысяч (!) автомобилей из США и Канады для проверки коробок передач. А ведь при этом производитель не только возвращает покупателям деньги, потраченные на приобретение автомобиля, но и компенсирует причиненный им материальный и моральный вред. Естественно, сумма, которая идет на покрытие таких производственных "издержек", не сопоставима ни с какими штрафами.
Участники семинара были единодушны в том, что залог успеха любого предприятия заключается, прежде всего, в ориентированности на потребителя, в эффективной организации работы, в максимальном использовании всех имеющихся ресурсов - как материальных (оборудование, сырье и т.д.), так и человеческих.
Материал подготовлен при содействии Центра стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан. Автор: Эльвира Латыпова