Актуальнейшая на сегодня тема была вынесена на обсуждение
участников семинара "Подготовка предприятий Республики Башкортостан
в области технического регулирования в связи с вступлением Российской
Федерации в ВТО".
Местом его проведения был выбран Нефтекамск. Обучающий форум
прошел при содействии республиканского Правительства, Министерства
экономического развития и промышленности РБ, Министерства
внешнеэкономических связей и торговли Башкортостана, администрации
Нефтекамска и Торгово-промышленной палаты РБ.
На семинаре отмечалось, что, по большому счету, для отдельно
взятого предприятия не имеет принципиального значения, сегодня
или завтра наша страна вступит в ВТО: рынок и так ощущает сильный
натиск импортных товаров, которые привлекают покупателей как
ценой, так и качеством. Ассортиментный ряд завозимой продукции
тоже порой выигрывает в сравнении с ассортиментом производимой
у нас. Так что конкурентоспособность - вопрос выживаемости
предприятия на современном этапе, и дело тут не только в ВТО.
Постепенно приходит понимание того, что главный принцип
успешного существования в условиях свободной конкуренции - "Покупатель
всегда прав". Однако, как это часто бывает, тому, что легко продекларировать,
не всегда легко следовать. Для того, чтобы этот принцип претворить
в действительность, нужны немалые усилия.
Как подчеркнули участвовавшие в семинаре специалисты Министерства
экономического развития и промышленности РБ, для успешной работы
каждому предприятию необходимо, прежде всего, разработать планы
на ближайшую - трех-пяти-летнюю - перспективу. При создании
"стратегии" особое внимание следует уделить развитию маркетинговой
службы, в частности, исследованию спроса на выпускаемую продукцию
на потребительском рынке, а также возможного спроса на новинки.
Большую значимость приобретают внешнеэкономические связи.
В качестве примера плодотворного сотрудничества с зарубежными
партнерами говорилось о салаватском предприятии "Гидромаш",
которое, работая с известной на мировом автомобильном рынке
компанией "Форд", занялось производством и поставкой деталей
для ее автомобилей.
Еще одна возможность найти собственную нишу в рынке - кооперация
отечественных отраслевых производств. Крупные предприятия могут
размещать заказы на изготовление комплектующих или на выполнение
работ с небольшими фирмами, высвобождая таким образом свои мощности
для проведения более сложных работ, требующих большей квалификации
и использования новых наукоемких технологий. А небольшие предприятия
могут заключать взаимовыгодные контракты с более крупными на
эксплуатацию дорогостоящего оборудования, не используемого на
полную мощность.
Словом, как сказал председатель Торгово-промышленной палаты РБ
Борис Бондаренко, возможностей для сотрудничества много, и специалисты
ТПП республики готовы оказать всемерное содействие предприятиям
всех форм собственности в поиске деловых партнеров, причем не
только на территории Башкортостана и Российской Федерации в целом,
но и за рубежом.
Вопросам технического регулирования на семинаре было уделено
особое внимание. Главный государственный инспектор Республики
Башкортостан по надзору за государственными стандартами и обеспечением
единства измерений, директор Центра стандартизации, метрологии
и сертификации РБ Амран Муратшин рассказал об изменениях, которые
произошли после вступления в силу Федерального закона "О техническом
регулировании". Произошло это ровно год назад, в июле 2003-го.
Теперь за выпуск некачественного товара предприятие может серьезно
поплатиться. Вводится в практику такая мера, как отзыв продукции
с рынка - при этом все расходы производитель полностью берет на
себя. Понятно, что это грозит, по меньшей мере, серьезным финансовым
кризисом. В худшем случае предприятие может разориться. Это
не российское нововведение. Это пример приведения нашего законодательства
в соответствие с общепринятыми международными нормами.
Вот самый свежий пример. В настоящее время такой "монстр"
автомобилестроения, как "Ниссан", отзывает с внутреннего рынка
более 70 тысяч автомобилей "Blue Bird". Причина - неисправный
инжектор. Компания "Хонда" отзывает 600 тысяч (!) автомобилей
из США и Канады для проверки коробок передач. А ведь при этом
производитель не только возвращает покупателям деньги, потраченные
на приобретение автомобиля, но и компенсирует причиненный им
материальный и моральный вред. Естественно, сумма, которая
идет на покрытие таких производственных "издержек", не сопоставима
ни с какими штрафами.
Участники семинара были единодушны в том, что залог успеха
любого предприятия заключается, прежде всего, в ориентированности
на потребителя, в эффективной организации работы, в максимальном
использовании всех имеющихся ресурсов - как материальных
(оборудование, сырье и т.д.), так и человеческих.
Материал подготовлен при содействии Центра стандартизации,
метрологии и сертификации Республики Башкортостан.
Автор: Эльвира Латыпова