Как сообщает официальный сайт Госдумы, депутаты нижней палаты
парламента страны приняли сегодня внесенный Правительством закон,
увеличивающий налогообложение сверхприбыли нефтяных компаний. Этот
документ также предусматривает увеличение экспортных пошлин на нефть,
нефтепродукты и налога на добычу полезных ископаемых.
По сообщению РИА "Новости", вице-спикер Госдумы Вячеслав
Володин из фракции "Единая Россия" назвал принятый закон "революционным
решением", направленным на реформирование налоговой системы в России.
Что же будет, если закон одобрит Совет Федерации, а потом подпишет
и Президент страны? В соответствии с законом увеличиваются
экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты в зависимости от цен на
энергоносители на мировом рынке. Закон позволит обеспечить дополнительные
налоговые поступления от экспортных пошлин на нефть и
нефтепродукты в размере 397 млн долларов (при цене барреля нефти
в 22 доллара), 794 млн долларов (24 доллара за баррель), 1,9
млрд долларов (27 долларов за баррель) и 3,4 млрд долларов (30
долларов за баррель нефти).
Одновременно увеличивается налог на добычу полезных ископаемых с
нынешних 347 рублей до 400 рублей за тонну добытой нефти, что
позволит изъять в федеральный бюджет рентные доходы в
зависимости от цены барреля нефти в размере от 1 до 2 млрд
долларов.
У думских парламентариев были, разумеется, свои доводы
принимать этот закон, проводились и экономические расчеты в пользу
такого решения. Однако немало экономистов и запальчивых публицистов
утверждают, что увеличение изъятия природной ренты ничего
хорошего не принесет.
Дело в том, что природная рента на добычу нефти в России
существует уже
11 лет и является самой высокой среди нефтедобывающих стран, она
составляет 21,2 процента. В других странах ее уплачивают по
ставкам: в США - от 0 до 8 процентов (в зависимости от штата),
Нигерии - от 0 до 16,7 процента (в зависимости от глубины
шельфа), а в ряде стран ставка устанавливается в зависимости от
уровня добычи на месторождении и составляет во Франции - от 0 до
12 процентов, в Саудовской Аравии - от 12,5 до 20 процентов,
Китае - от 0 до 12,5 процента.
В 2002 году в бюджет России в виде природной ренты от
добычи нефти поступило 273 миллиарда рублей, а за пять лет объем
природной ренты, поступающей в консолидированный российский
бюджет, вырос почти в 15 раз, его доля в бюджете - почти в три
раза. Только повышение ставки природной ренты в 2002 году в 1,98
раза (с 336 до 666,5 рубля за тонну добытой нефти) привело к
росту налоговых поступлений в 2,34 раза (с 116 миллиардов 900
миллионов рублей до 273 миллиардов рублей). Прямая налоговая
нагрузка на нефтяную отрасль (отношение налоговых поступлений к
выручке нефтяных компаний) в 2002 году составила 38 процентов, а
с учетом налога на добавленную стоимость в совокупных налоговых
поступлениях - 42-43 процента. В расходной части бюджета
нефтянки налоги составляют 21 миллиард 700 миллионов долларов
(35,9 процента), тогда как их себестоимость только 15 миллиардов
200 миллионов долларов (25,1 процента), транспортировка нефти и
нефтепродуктов - девять миллиардов долларов (14,9 процента),
инвестиции в основной бизнес - 10 миллиардов долларов (16,5 процента).
Дальнейшее повышение налогов приведет либо к сворачиванию
инвестиционных программ, либо к вынужденному снижению
себестоимости добычи (затрат на электроэнергию и материалы,
зарплаты) и расходов на транспортировку нефти и нефтепродуктов.
А это, в свою очередь, неизбежно повлечет за собой падение
объемов нефтедобычи. Невозможно снизить издержки и по той
простой причине, что в нашей стране более половины всех запасов
нефти относится к категории трудноизвлекаемых, а количество
стареющих месторождений с сильной обводненностью растет день ото
дня (в некоторых регионах достигает 97 процентов). Это
существенно увеличивает себестоимость добычи и требует больших
капвложений, не говоря уже о разработке новых месторождений и
извлечении запасов нефти.
В Башкортостане большинство месторождений имеют сложный
геологический характер и солидный возраст, когда все
легкодоступные запасы уже извлечены и остаются только
трудноизвлекаемые. С каждой тонны приходится получать 10 и более
тонн попутной высокоминерализованной воды, на подготовку которой
и обратную закачку приходится расходовать огромные средства.
Средняя обводненность на всех скважинах крупнейшей
нефтедобывающей компании ОАО "АНК "Башнефть", находящихся на
территории нашей республики, зашкаливает за 90 процентов, а в
поступающей на поверхность жидкости на 10-12 тонн воды
приходится лишь одна тонна нефти. Сегодня в среднем извлекается
только около 40 процентов имеющихся в недрах запасов нефти, а
повышение объемов извлечения на 5 - 10 процентов принесет сотни
миллионов тонн дополнительно. Чтобы повысить нефтеотдачу пластов
с одновременным сокращением попутно добываемой с нефтью
пластовой воды, необходимо ежегодно внедрять новейшие технологии
нефтеотдачи пластов.
Для поддержания стабильности бюджета в ближайшие
несколько лет и проведения структурной перестройки народного
хозяйства (устранение различий и диспропорций в развитии
отраслей промышленности) Правительством РФ разработана и
утверждена энергетическая стратегия. Этот документ нацеливает на
увеличение нефтедобычи с 380 миллионов тонн в 2002 году до 450-520
миллионов тонн в 2010 году. По оценке Института переходного
периода, чтобы выйти на уровень добычи в 500 миллионов тонн в
год, необходимо ежегодно вкладывать в отрасль более 16
миллиардов долларов, а по расчетам Центра социальных и
экономических исследований - 22 миллиарда долларов.
Бюджетный эффект от реализации энергетической стратегии -
5830 рублей с каждой дополнительно добытой тонны нефти, а при
увеличении добычи нефти с 380 до 500 миллионов тонн - почти 700
миллиардов рублей.
Отказ от инвестиций и дивидендов в пользу увеличения
налогов, по мнению специалистов, приведет к росту доходов
бюджета не более 10 процентов, но при этом сами нефтяные
компании лишатся возможности развиваться. Такое в России уже
было. В начале 90-х годов прекращение инвестиций со стороны
государства при отсутствии инвестиционных возможностей у только
что образованных российских нефтяных компаний привело к падению
добычи нефти с 364 миллионов тонн в 1991 году до 301 миллиона
тонн в 1996 году. В результате этого многих заказов лишились
отрасли-смежники. Сегодня, по оценкам экспертов, доля заказов
смежным отраслям составляет 75-80 процентов от общего объема
инвестиций нефтяной отрасли. В 2002 году смежные отрасли
получили заказов на 7,5-8 миллиардов долларов, а за 2000-2002
годы - не менее чем на 18 миллиардов долларов.
Не нужно быть "семи пядей во лбу", чтобы провести
параллель между снижением капвложений, падением нефтедобычи и
автоматическим сокращением налоговых поступлений. По нашим
подсчетам, сокращение инвестиций на пять процентов приведет к
снижению налоговых поступлений в бюджет на четыре процента.
Возникает вопрос: "А какой смысл нам тогда повышать ренту, если
в конечном счете проиграют все - и нефтяники, и бюджет?".
С этими доводами в какой-то мере согласуются и мысли политика
Ирины Хакамады, которыми она поделилась на третьем Форуме клуба
региональной журналистики " Из первых уст", что прошел на днях в Москве.
Она вскользь коснулась этой темы, но слова запали в память. - Правила игры
должны быть общими, - заявила недавний кандидат на пост президента страны.
- И если уж говорить об изъятии природной ренты, то это должно касаться
не только нефтяников. Почему никто не задумается, что надо изымать ренту
у тех, кто работает в сфере коммуникаций, кто продает информацию - продукт
весьма дорогой. Воздух - это тоже природный ресурс. И те, кто работает в
эфире, на частотах. Кто развивает мобильную связь - тот делает деньги
буквально из воздуха и никакой ренты не платит.
По словам Ирины Хакамады выходит, что платить должны за
природные ресурсы либо все, кто их использует, либо никто. И в этом есть резон.
Автор: Лилия Зинова Владимир Шакиев