
Археологические раскопки на селище, датируемом серединой — второй половиной XIV века, велись несколько лет. Изучив более 13 тысяч костей, археозоологи определили видовой и количественный состав птиц. Помимо костей домашних гусей, кур и уток, а также диких тетеревов и глухарей, ученые нашли целый комплекс доказательств, связанных с ястребами-тетеревятниками. В нескольких ямах были сосредоточены десятки костей взрослых птиц, в основном самок — самых сильных и универсальных охотников. Также была найдена кость птенца, вероятно, взятого из гнезда для выращивания.
— О том, что здесь был центр ловчих птиц, говорят не только кости ястребов, но и кости животных со следами погрызов — пернатых охотников здесь кормили. Еще мы нашли маленькие металлические колокольчики, которые обычно привязывали к прирученным птицам, — пояснил «Башинформу» руководитель раскопок, старший научный сотрудник отдела археологического наследия Южного Урала ИЭИ УФИЦ РАН Айнур Тузбеков.
По словам археолога, охота с ловчими птицами всегда была элитным занятием. Известно, что в эпоху средневековья башкиры поставляли ловчих птиц правящей элите Золотой Орды в качестве подати. Позже, в XIX веке, они делали это для императорского двора. Даже когда сама охота утратила массовость, приручение птиц оставалось выгодным бизнесом. Обученных беркутов и ястребов покупали купцы из Казахстана и Средней Азии.
— За одну птицу можно было получить 80 пудов пшеничной муки. Это была важная статья в торговле башкир с другими народами. Из всех хищников башкиры особенно ценили ястребов. Они быстрее и лучше приручаются. В отличие от других хищников, ястребы могут охотиться на высокой траве, — объясняет археолог.
Исследования костей показали, что рацион жителей селища был разнообразным. Помимо разведения скота и птицы, они активно занимались рыболовством. В их сети попадала как мелкая рыба вроде плотвы, так и настоящие гиганты — например, трехметровые белуги. Всего ученые идентифицировали кости десяти видов рыб, включая осетра, севрюгу, щуку и судака.
Общее количество исследованных костных остатков рыб и птиц из археозоологических коллекций трех лет раскопок (2017, 2019, 2022 гг.) составило 353 экземпляра: 80 костей рыб и 273 кости птиц. Изучение проводилось в лаборатории биомониторинга Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан.
Работа с находками из Подымалово-1 продолжится. Артефакты, обнаруженные в ходе раскопок 2024–2025 годов, — а это около 20 тысяч костей и фрагментов — еще ждут своего часа, чтобы раскрыть новые страницы истории башкирского Предуралья.