— Артур Искандарович, Глава республики Радий Хабиров не раз отмечал, что сегодня творческая интеллигенция создает летопись нашего героического времени. Продолжая тему поддержки нашими культурными учреждениями СВО, расскажите, как вы и ваш коллектив участвовали в серии концертов во вновь присоединенных территориях.
— Действительно, я сам не единожды давал концерты в Луганской Народной Республике, а с Госоркестром Башкортостана и сольно не единожды выступали в Крыму. Там мы с оркестром играли концерт под разрывы снарядов. Нам сказали: вы не переживайте, это просто наши артиллеристы проводят учения. Но сам факт, что ты слышишь артиллерию в момент исполнения музыкальных произведений — это все-таки непривычно, в концертном зале мы играем обычно в тишине.
— Это какой был зал?
— Мы играли на открытой площадке Грифон Арены в Новом Херсонесе. Звуки обстрела слышались и в момент исполнения Кларнетового концерта, и когда я был просто за сценой. Предварительно нам с оркестром провели инструктаж, и все знали, куда бежать при возникновении чрезвычайной ситуации, тем не менее мы ощущали тревогу. Это сейчас наша реальность, и мы не отворачиваемся от этого, не закрываемся в своих кабинетах. Прекрасно понимаем: если, не дай Бог, что-то случится, кабинеты не спасут. Но жизнь остановить тоже нельзя.
— Наверное, когда слышатся обстрелы, музыка, мимолетность нашего бытия воспринимаются особенно остро?
— Задача музыканта, помимо красивых эпитетов, которые окружают нашу профессию — это просто качественно играть ноты. И, пожалуй, никакой обстрел не может помешать основной задаче. Донесение замысла композитора — красиво звучащая фраза, которая требует профессионального погружения, контроля за тем, что происходит, как ты это исполняешь. Все музыканты реагируют спокойно, потому что они выполняют конкретную задачу. Военные выполняют свою военную задачу, артисты выполняют свою музыкантскую задачу.
Когда я играл в концертном зале Севастополя с пианистом Александром Гиндиным, в этот день был большой ракетный обстрел. К сожалению, погибли люди, весь день была тревога, над головой сбивали ракеты. Но зал был полный. Долго вставал вопрос об отмене концерта, но в итоге вместе с властями города приняли решение, что это будет концерт без аплодисментов в память о погибших. Я в первый раз играл концерт в двух отделениях в полной тишине. Репертуар был абсолютно разный — от барочной музыки до джаза и еврейского клезмера. Но в конце концерта зал все-таки не сдержался, зааплодировал, но это были единственные аплодисменты за весь двухчасовой вечер…
А в самый первый раз я выступал в Луганске в 2017 году. Тогда тоже, несмотря на накаленную обстановку, был полный зал, особенная атмосфера, которая подтверждает колоссальный уровень духа тех людей, которые остались и живут там. Несмотря на эти обстоятельства, их оркестр развивался, расширялся, появлялись новые молодые лица.
— Планируете ли вы еще подобные поездки?
— Скоро у меня предстоит поездка в Белгород, которая трижды переносилась по понятным причинам. Концерт с оркестром Белгородской филармонии заявлен на 31 октября.
— Как происходит договорённость о концертах на Донбассе, об исполняемом репертуаре? Они сами выходят на вас или это происходит централизованно?
— Все концерты проводятся под эгидой министерства культуры Российской Федерации, график выстраивают там. Поскольку я связан творческой любовью с Московской филармонией, то регулярно принимаю участие в концертах в городах России в качестве солиста. А оркестровые концерты организует Росконцерт. В Новом Херсонесе мы играли русскую музыку — это такое намоленное место, там крестился князь Владимир, и выступать там для нас было очень важно.
— Одним из важных направлений в работе коллектива является просветительское. Постоянно ли вы выступаете не в Уфе, а по республике?
— Мы очень много ездим по Башкортостану. Вот сейчас, когда мы с вами беседуем, оркестр уехал с концертом в город Октябрьский. В сентябре были гастроли по башкирскому Зауралью и Челябинской области. Мы понимаем, что должны воспитывать слушателя на примерах великой русской и мировой музыки.
Как часто вы исполняете музыку башкирских композиторов?
- Могу с уверенностью сказать, что в прежние годы такого большого внимания к башкирской академической музыке и такой тесной работы с Союзом композиторов Башкирии не было. Да, в прошлые годы тоже игрались концерты, записывали Антологию башкирской музыки. Но мы сейчас значительно систематизировали эту работу, подняв огромный пласт музыки как ушедших, так и ныне живущих, и совсем молодых композиторов.
В июне у нас был концерт музыки Халика Заимова, посвященный его 110-летию. Готовясь к концерту, мы сначала не нашли почти никаких нот. Были какие-то рукописные партитуры, в не очень хорошем состоянии. Мы были вынуждены, естественно, всё это поднимать, приводить это все в порядок, расписывать партии. Наша команда нашла очень интересные произведения, которые фактически никогда не звучали до этого на большой сцене. И такая работа с архивами происходит почти каждый раз при исполнении концертов башкирской музыки. Мы ведем целые расследования, чтобы раздобыть партитуры.
У нас есть абонемент «Золотые страницы башкирской музыки». В каждом концерте мы раскрываем одного или двух композиторов и делаем как бы монотематику, хотя бы по отделению посвящая музыке композиторов — возможно, не столь знакомых широкой публике, но не песенников, а именно серьезных симфонистов.
28 октября у нас будет концерт, который мы делаем вместе с Союзом композиторов. В нем прозвучит музыка четырех замечательных авторов. Это Александр Чайковский, председатель Союза композиторов России, приедет замечательная пианистка Екатерина Мечетина исполнять его третий фортепианный концерт. Второй автор — председатель Союза композиторов Башкортостана Лейла Исмагилова со своей первой симфонией «Героям нашей земли посвящается». Также будет представитель Кыргызстана, ныне директор оперного театра, бывший ректор, легендарный Муратбек Бегалиев со своим симфоническим полотном «Апокалипсис» и белорусский композитор Валерий Воронов, который привезет нам свою симфоническую поэму «Marmor».
— На премьерное исполнение в Уфе приедут и сами авторы?
— Приедет киргизский композитор Муратбек Бегалиев. Это будет концерт из высококлассной, высокопрофессиональной музыки. Как и на каждом концерте Госоркестра, мы будем вести прямую трансляцию и запись.
— Для тех, кто любит симфоническую музыку и интересуется вашей «кухней», вы придумали бесплатное посещение открытых репетиций.
— Мы пять лет вели эту работу просто с открытыми дверями. Теперь у нас есть некоторые свои условия. Открытую репетицию может посетить тот, кто купил билет на концерт. Иначе люди приходят на генеральную репетицию, но не доходят до концерта.
— Вы уже более пяти лет вы стоите у руля оркестра. Это достаточный срок, чтобы вникнуть, разобраться, выстроить свои методы и наметить амбициозные, может быть, даже грандиозные планы. Что за эти годы изменилось в вашей стратегии?
— В ноябре будет семь лет, как я возглавил оркестр. Генеральная линия не поменялась, какой она была в первый день, такой и осталась. Наши цели и задачи, конечно, обрастают новыми желаниями и размышлениями, контактами, расширяем деятельность. Но линию на то, что в Башкортостане должен быть высококлассный оркестр, не просто конкурентный с другими, которые есть не только в регионах, но и в столице, она сохранилась. Естественно, мы идем и в ногу со временем и с внутренней ситуацией в Республике Башкортостан. Каждый регион не похож на друг друга, мы все разные, живем в разных условиях.
— Сколько человек сейчас работает в оркестре? Воспитываете ли вы себе смену?
— У нас 90 музыкантов. Два года назад у нас появилась стажерская программа, поскольку штатную численность оркестра надо пополнять. Это некая образовательная академия, в которую мы набираем лучших ребят из института искусств и даже выпускников Средней специальной музыкальной школы, и с ними занимается специально назначенный для этой задачи преподаватель Чулпан Янгирова — блистательная скрипачка, лауреат Всероссийского конкурса. Она занимается с нашими стажерами-струнниками, причем не только скрипачами, но и со всеми струнными инструментами. Они изучают партии и подсаживаются к взрослым профессиональным музыкантам раз в месяц. Потом они уже имеют перспективы стать полноценными. Мы профессионально ориентируем и платим им даже небольшую заработную плату за это. Мы понимаем, что это большой труд, но мы вынуждены вести эту работу, чтобы пополнять молодой кровью те группы, которые были сильно оголены.
— Какие интересные фестивали, гастроли ждут слушателей в нынешнем сезоне?
— Для меня крайне важно, что мы сохраняем традицию мероприятий. Это полюбившийся публике Зимний фестиваль, который в этом году станет седьмым, он откроется 2 декабря. Это, конечно же, традиционные наши гастроли по городам Приволжского федерального округа, мы ведем эту работу уже 6 лет. И это выезд в традиционные регионы России, которые обрастают новыми регионами. Эти концерты проходят при поддержке Республики Башкортостан и при поддержке Московской филармонии. Пока мы ведем подготовительный этап, надеюсь, что все получится.
Также, естественно, сохранятся гастроли и по линии Росконцерта. Мы сейчас ведем переговоры по линии Росконцерта на декабрь. И, естественно, держим кулаки за наши концерты в Москве в Санкт-Петербурге, которые тоже носят ежегодный традиционный характер. Всё в работе, концертов много, посещайте наш сайт, соцсети, очень активно всё анонсируем.
— Большое спасибо за беседу, Артур Искандарович, желаю осуществления всех задуманных проектов и благодарных слушателей!