Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Культура
12 Сентября 2023, 21:07

Башкирский театр оперы и балета представляет в Большом театре в Москве оперу «Садко»

Олег Яровиков
Фото:Олег Яровиков

Сегодня Башкирский театр оперы и балета представляет в Москве оперу «Садко» Римского-Корсакова. Показ начинается в эти минуты на легендарной исторической сцене Большого академического театра России. На премьеру приглашены Глава Республики Башкортостан и почетные гости — известные политики, деятели науки, культуры и искусства, передает журналист «Башинформа» с места событий.

Столичная премьера «Садко» проходит в рамках заключенного между правительством Республики Башкортостан и Большим театром соглашения. Глава Башкирии Радий Хабиров не раз отмечал, что стало уже доброй традицией республики представлять профессиональное искусство на главной театральной сцене России.

Напомним, премьера спектакля в Уфе состоялась в ноябре прошлого года и стала самым масштабным, зрелищным и густонаселённым событием предыдущего сезона. Спектакль переносит зрителей в древний Новгород и владения Морского царя. Здесь былина переплетается со сказкой, реалистичные персонажи с фантастическими. 

Режиссер-постановщик спектакля — художественный руководитель Башкирского театра оперы и балета, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Аскар Абдразаков признался перед спектаклем, что все очень волнуются. Он и сам сегодня в образе — исполняет партию Варяжского гостя.

- Опера «Садко» — русская опера невероятной красоты. В нашей постановке задействован замечательный состав, оперу представляют наши солисты. Это очень важно, мы горды за нашу республику. Важно быть локомотивом, мы должны идти впереди и нести красоту, радость и наше искусство, - говорит Аскар Абдразаков. - Сегодня мы все очень волнуемся: непросто найти тот звуковой баланс, к которому мы привыкли в нашем театре. В Большом театре несколько другая подача голоса — она должна быть намного плотнее и яснее; артикуляция, дикция должна быть четкой. Всё зависит от того, насколько ты профессионален, как чувствуешь большую сцену и большой зал. Здесь затрачивается больше усилий, и эмоционально всё должно быть ярче.
кадры с репетиции
кадры с репетиции

«Наш спектакль рождался в любви», — говорил на уфимской премьере дирижёр-постановщик — народный артист России Феликс Коробов. Сегодня дирижер с радостью констатирует, что спектакль живет своей жизнью и, похоже, у этого детища, в которое вложено столько усилий, — счастливая судьба.

— Как любой спектакль, наш «Садко» тоже развивается, обрастает традициями, становится всё более интересным для исполнителей. От премьерного ажиотажа мы избавились и началась работа на погружение в музыкальный материал, образы, открываются новые краски. Это всегда очень интересный процесс — жизнь спектакля. Мне кажется, наш спектакль очень здоровый, сделан очень качественно, и это очень большая победа Башкирской оперы, — считает Феликс Коробов. — Поют замечательные солисты, с ними мы работали, упиваясь поисками, красотами этой музыки. На сцене сложилась атмосфера сотворчества, удовольствия от того, что мы делаем, и она сохраняется от спектакля к спектаклю, что очень важно.

Художник-постановщик Иван Складчиков создал удивительной красоты визуальный образ спектакля. В спектакле 70 смен декораций, 45 рисованных планов и много строительной декорации, которая выстраивается в большую систему. Всё это «большое хозяйство» пришлось приспосабливать под сцену Большого театра, которая на 4 метра больше уфимской. Художник рассказал также об особенностях костюмов персонажей.

- В опере «Садко» мы делаем большое костюмное ревю. Костюмов более 500, и они действительно музейного качества - в них много ручной работы, вышивки, фурнитуры. Их везли в Москву очень бережно, каждый в отдельном кофре, - пояснил художник. - Опера русская, но у нас есть отсылки к костюмам разных народов, населяющих нашу страну. Екатерина II заказала исследование, и художники поехали по России и зарисовали костюмы, в том числе первые башкирские костюмы XVIII века.

Уникальность уфимской постановке придает невероятно красивое и зрелищное Подводное царство в отдельном балетном акте. Эта особенность отличает постановку «Садко» в Башопере от предыдущих в Большом и Мариинском театрах. Балетный акт поставила народная артистка СССР Маргарита Дроздова при участии нашей знаменитой землячки, хореографа-постановщика, заслуженного деятеля искусств РФ Ирины Филипповой. 

— Я считаю, что опера и балет дополняют друг друга, - рассказала «Башинформу» Маргарита Дроздова. - Раньше в операх было много балетных сцен. Это раскрашивает спектакль, дает оттенки, способствует другому прочтению музыки. Музыка здесь, конечно, сложная, особенно ритмически. Но не все зрители - знатоки оперы, они воспринимают спектакль в целом, а балет дает возможность лучше раскрыть замысел автора. Оперные солисты чаще поют статично, а артисты балета дают мизансценам действие, динамизм. Я очень довольна, как работает балетная труппа Башкирского театра. Думаю, что показ на сцене Большого театра станет новым этапом для артистов.
- На протяжении всего спектакля балет принимает активнейшее участие и очень украшает его. Большой театр - один из лучших театров мира, здесь танцевали эталонные танцовщики, поэтому все волнуются и очень счастливы, что могут показать свое искусство здесь. Задействовано 45 человек из балета. Ведущие роли танцуют народные артисты РБ Валерия Исаева, Рустам Исхаков, заслуженные артисты РБ Софья Саитова, Расиль Сагитов, Ильнур Зубаиров и другие солисты. Все находятся в приподнятом настроении, - рассказала художественный руководитель башкирского балета, народная артистка России и Башкортостана Леонора Куватова.
Феликс Коробов
Иван Складчиков
Маргарита Дроздова
Феликс Коробов

В главной роли Садко выступает солист московского театра «Геликон-Опера» Игорь Морозов. Для артиста это знаковая опера, которую он смотрел с детства, вдохновляясь пением легендарного Владимира Атлантова и мечтая дорасти до него.

- Мне было 24 года, когда я впервые спел Садко, и это была моя первая постановка в «Геликон-Опера» после реконструкции, - рассказывает Игорь Морозов. - Мне хотелось попробовать спеть Садко в классической постановке, каким его создал сам Римский-Корсаков - постоянно ищущим себя в этом мире, недовольным инертностью людей, готовым показать что-то новое. Благодаря приглашению Аскара Амировича моя мечта осуществилась, я попал в уфимский театр и мы уже за сезон исполнили около семи спектаклей. Испытываю огромное уважение к коллективу Башкирского театра, все коллеги большие профессионалы и энтузиасты.

Для народной артистки Башкортостана Альфии Каримовой, которая предстает в образе Волховы Царевны Прекрасной — это дебют на сцене Большого театра. 

- Для меня Римский-Корсаков - один из самых любимых композиторов. Его сказочные образы дают большую свободу для творчества, а Волхову я люблю особенно. Здесь не только моя трактовка, постановщики при создании этой партии очень много мыслей вложили в нас, — говорит Альфия Каримова. - Мы хорошо сработались с Игорем Морозовым, он очень профессиональный и опытный артист.

В роли одного из новгородских воевод выступает народный артист Башкортостана Владимир Копытов. По словам артиста, их с Сергеем Сидоровым отобрали на кастинге и попали в точку - образы настоятелей очень подошли им по складу. 

- Мы думные бояре, которые хотят жить по-старому, ничего не менять, а тут приходит реформатор с гуслями. Выбирая нас на роли, постановщики исходили из индивидуальности каждого актера, как он может это преподнести, - отметил Владимир Копытов. - Отдельных похвал заслуживают наши удивительные костюмы - очень красивые, при этом удобные, легкие и простые, как всё, что делает Иван Складчиков.

Индийского гостя поет заслуженный артист Башкортостана Алим Каюмов

- Римский-Корсаков - гениальный композитор, очень мелодичный, - говорит Алим Каюмов. - Он очень тонко сумел передать каждый образ в этой опере. Образы трех гостей в «Садко» стоят особняком: Варяжский гость — бас, Индийский гость — тенор, Веденецкий гость — баритон, и каждый неповторим. Моя партия интонационно очень сложная, ее надо петь филигранно. Я учил эту партию еще в студенческие годы и даже не представлял, что когда-то буду петь ее на сцене Большого театра, где творили такие выдающиеся певцы, как Лемешев и Козловский. 

Опера «Садко» - самая протяженная опера в репертуаре Башоперы, длится около четырех часов и ее показ завершится ближе к полуночи. Зрители, затаив дыхание, смотрят спектакль, по которому можно судить о высоком мастерстве труппы театра.

- Я всегда говорю: если хотите увидеть всю труппу Башкирского театра оперы и балета, приходите на «Садко». В этом спектакле работает практически полная труппа театра: большой состав оркестра, полный состав хора, две трети оперных солистов и практически весь балет. Проведена колоссальная работа, чтобы сегодняшняя премьера состоялась. Мы благодарны за поддержку нашему правительству – выступление Башкирского театра на исторической сцене Большого театра в приоритете, - отметил хормейстер-постановщик, генеральный директор театра Александр Алексеев.
Игорь Морозов
Алим Каюмов
Владимир Копытов
Александр Алексеев
Игорь Морозов
Автор:Лейла Аралбаева
Читайте нас: