Новости Башкортостана и Уфы
70.04
-0.08
76.96
+0.73
82.35
+0.18
-11 °C
Облачно
Коронавирус
Все новости
Культура
26 Ноября 2022, 09:21

«Наш «Садко» рождался в любви»: в Уфе состоялась самая ожидаемая премьера сезона

«Есть такое выражение: спектакль должен рождаться в любви. Здесь спектакль рождался абсолютно в любви, в удовольствии, в радости», — сказал перед показом нового спектакля Башкирского театра оперы и балета «Садко» дирижер-постановщик, народный артист России Феликс Коробов.

Олег Яровиков
Фото:Олег Яровиков

25 ноября в Башкирском театре оперы и балета прошел первый премьерный день оперы Николая Римского-Корсакова «Садко». Получился масштабный, зрелищный, самый длинный (4 часа с двумя антрактами) и густонаселённый спектакль, который зрители приняли овациями. Впереди — еще два спектакля 26 и 27 ноября.

Постановка «Садко» стала новым амбициозным проектом художественного руководителя театра, заслуженного артиста России, народного артиста Башкортостана Аскара Абдразакова (напомним, предыдущий режиссерский опыт известного певца — опера «Дон Кихот»).

- Очень рад, что впервые за историю нашего театра в репертуаре появилась опера-былина «Садко». Мы ставим много иностранных опер. В нынешнее время хотелось поставить нашу русскую музыку, показать, что мы патриоты родного края, - подчеркнул Аскар Абдразаков. - Коллектив этой творческой постановкой занимался с большим удовольствием, здесь занят весь состав труппы. Уникальность нашей постановки в том, что здесь присутствует балетный акт – «Подводное царство». 

Эта особенность отличает постановку «Садко» в Башопере от предыдущих в Большом и Мариинском театрах. Балетный акт «Подводное царство» поставила народная артистка СССР Маргарита Дроздова при участии нашей знаменитой землячки, хореографа-постановщика, заслуженного деятеля искусств РФ Ирины Филипповой. Аскар Абдразаков поблагодарил всех постановщиков, кто кропотливо работал над созданием спектакля.

Для дирижера-постановщика Феликса Коробова это уже шестая постановка из богатейшего оперного наследия Римского-Корсакова и первый опыт работы с Башкирским театром.

- Я поздравляю Уфу, потому что «Садко» - это очень сложный материал и проверка для любого театра. Здесь занято огромное количество артистов, семь совершенно разных картин, семь совершенно разных декораций. Мне кажется, спектакль будет любим уфимской публикой, потому что он очень красочный, очень радостный. Это то, что сейчас очень важно – он приносит оптимизм и просто удовольствие от созерцания и слушания. Это большая победа, и я очень рад, что принимаю в этом участие. Этот месяц работы был очень трогательным для меня. У вас чудесный театр, чудесные артисты. Я очень благодарен Аскару Амировичу, что он позвал меня в этот проект, потому что я получаю невероятное удовольствие от работы в вашем театре.

По словам Коробова, в этой постановке ему пришлось решать «фантастически интересную задачу для дирижера»: попытаться расчленить оркестр и показать, будто сидит два совершенно разных оркестра — русский и французский, попытаться найти все эти краски, которыми композитор владел в совершенстве.

- Римский-Корсаков - фантастический колорист, инструментовщик, это совершенно непередаваемые глубины мастерства, мелодий, красок. Это всегда загадка. Он был скован необходимостью соответствовать нормам русской музыки, «Могучей кучки» и тому, как было принято писать в то время. А в воздухе уже носился Малер, французы-импрессионисты, и ему хотелось писать по-новому, необычно, не просто русские боярские акты. Тогда он придумал гениальный выход: он стал писать акты фантастические, в которых он выдавал всё, как ему хотелось писать, инструментовать. Это и Подводное царство в «Садко», и Шамаханская царица в «Золотом петушке», - пояснил дирижер-постановщик. 

Имя художника-постановщика — заслуженного артиста Башкортостана Ивана Складчикова вошло в четверку художников, которые за всю историю «Садко» оформили его полностью — и сценографию, и костюмы: это Билибин, Головин, Коровин. Художник рассказал об особенностях работы над нынешним спектаклем.

- Для меня «Садко» - это история о том, как человек в попытке добиться славы и денег кидает своих близких. История не очень веселая, достаточно жесткая при всей своей внешней красоте. Именно поэтому хотелось сделать эстетичную внешнюю часть, чтобы она максимально контрастировала с тем, что главный герой делает на сцене, - признался художник. - «Садко» — одна из самых «больших» опер в репертуаре театра: это 7 полноценных смен сценографий, полностью занятая оперная труппа, хор и 70 человек балета, для которых создано около 400 костюмов. Это большой спектакль, в котором много русского исторического и национального костюма. 

По словам художника, богатство русских костюмов дополняет широкий пласт костюмов разных народов России, в том числе и башкирский. Хотя действие в самой былине происходит в 4-5 веке, для художественного оформления была избрана допетровская эпоха, исторический период примерно позднего Ивана Грозного. В работе пришлось столкнуться и со сложностями: наложенные на страну санкции отразились на поставках тканей. Тем не менее, по словам Складчикова, с трудностями удалось справиться, тем более что вся ткань поверху покрыта аппликацией и зачастую служит только основой для ручного труда.

В связи с большим количеством массовых сцен значительная нагрузка в опере «Садко» легла на хор, о работе с которым рассказал хормейстер-постановщик Александр Алексеев. 

- Эта опера в отличие от многих по-настоящему хоровая. Много народных сцен и без хора никуда. Так что масштабы «бедствия» у нас были колоссальные, когда хор увидел партитуру. Если покопаться в литературе, можно узнать, что на премьере «Садко» хор был самым провальным – они пели по нотам, просто не успели выучить. Я надеюсь, что мы успели выучить, и это самое главное, - пошутил Александр Алексеев. – А если серьезно, то самым сложным было объединить сочетание европейского звука с русской песенностью и сделать так, чтобы у каждого певца это стало своим родным.

В первый премьерный день в главной роли выступил солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», лауреат международных и всероссийского конкурсов Игорь Морозов. Его уфимская публика сможет услышать в третий премьерный день, 27 ноября. В субботу Садко споет Владимир Орфеев.

Царевну Волхову исполнила народная артистка Башкортостана Альфия Каримова, которая поделилась с «Башинформом» своими впечатлениями от работы над образом:

— Для меня партия Морской Царевны дебютная, пою ее впервые, и радостно, что рождение нового образа происходит именно в моем родном театре. Партия очень красивая, вобравшая в себя все самое лучшее в творчестве Римского-Корсакова, жемчужина русской музыки, которая требует колоссальной кантилены, интонирования и эмоциональности. Волхова — персонаж отрицательный, инфернальный, сказочный, поэтому и необычен, и интересен. Постановка оперы «Садко» — потрясающий подарок для уфимцев, поклонников оперы, классического искусства. Синтез гениальной музыки, классической постановки и потрясающе красивых костюмов и декораций, совместный труд десятков цехов и сотен участников творческого процесса - залог успеха новой постановки, которая, уверена, займет достойное и прочное место в репертуаре Башкирской оперы.

Как уже отмечалось, в опере занят весь состав оперной труппы Башкирского театра. Пришедшие на оперу зрители могут найти имена почти всех любимых артистов: в роли Любавы выступила заслуженная артистка РБ Любовь Буторина, Окияна-море — Айгиз Гизатуллин, Нежаты — Назгуль Ибрагимова, скомороха Дуды — заслуженный артист РФ, народный артист РБ Раиль Кучуков. Партии Варяжского гостя исполнил заслуженный артист РФ, народный артист РБ Геннадий Родионов, Индийского гостя — народный артист РТ, заслуженный артист РБ Ильгам Валиев, Веденецкого гостя — Айтуган Вальмухаметов. Балетная часть спектакля также изобилует именами любимцев уфимской публики. В роли Шальной девки — Шота Онодэра, Птица Феникс — заслуженная артистка РБ Лилия Зайнигабдинова, Раб — заслуженный артист РБ Руслан Абулханов, Ветер — народный артист РБ Рустам Исхаков и многие другие. Специальный гость спектакля — «Самый сильный человек России» Эльбрус Нигматуллин в роли Силача.

Автор:Лейла Аралбаева
Читайте нас в