Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Культура
12 Октября 2022, 14:00

Булат Юсупов: Глядя на Рами Гарипова, кто-то вернётся к своей мечте

На днях в Уфе состоялся предпремьерный показ нового полнометражного художественного фильма «Дневник поэта». Заключительная картина национальной трилогии, куда входят также фильмы «Бабич» и «Первая Республика», посвящена жизни и творчеству народного поэта Башкортостана Рами Гарипова. Накануне премьеры журналист «Башинформа» Лейла Аралбаева побеседовала с режиссером фильма Булатом Юсуповым.

Это кино – про выбор своего пути

- Булат, поздравляю вас с завершением работы и выходом фильма на большой экран! Байопик – особый жанр, который требует гармоничного сочетания документальных фактов с художественным вымыслом. Вы писали сценарий совместно с Гульсясяк Саламатовой. Расскажите, как складывалась работа?

- Вначале на уровне сценария был очень большой проект – первый сценарий состоял из 170 страниц. Но мне, как режиссеру, надо было выбирать, рассказать в рамках полуторачасового фильма всю жизнь невозможно. Необходимо было найти такой срез, который важен и интересен мне лично. Для меня ценно было то, как Рами Гарипов стал поэтом. На его жизнь выпало много испытаний, и у него всегда были вопросы к себе. Об этом драматичном периоде в дневниках написано очень много, они связаны с вопросами внутренними, семейными, вопросами личного выбора, вопросами к собственному пути – верный путь он выбирает или нет, насколько это оправданно.

Образ Рами Гарипова мне очень понятен. Он приехал из Москвы, окончив Литинститут, он был человеком образованным, понимающим систему, культуру. Многие говорят, что это трагическая фигура, но в то же время это человек с успешной, достаточно интересной судьбой. Надо помнить, что это кино, а не Википедия, где посмотрел и узнал даты, кто где родился, как друзей зовут. Все-таки кино – это искусство, попытка найти образ. Это даже не то, что было, а то, как я вижу поэта с точки зрения его внутреннего поиска себя. У меня была идея назвать фильм «Дневник человека», потому что Рами Гарипов мне был очень интересен как человек. Чтобы стать поэтом, ты должен вначале стать человеком. Чтобы что-то писать, ты должен вначале понять, что для тебя важно в этой жизни, что ценно для тебя. Поэтому мне было интересно его формирование с детства, отношения с отцом, который не вернулся, и с матерью, которая ему дала крылья, и отношения в семье. Все мы каждый день выбираем.

- Отец Рами Гарипова не вернулся с войны?

- Да, и это больная тема. Она вообще и в российском, и в советском кинематографе очень сильно отражена. Например, «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») у Марлена Хуциева. Тема шестидесятников, оттепели очень связана с людьми послевоенного периода, которые не находят поддержки от отцов, которые могли бы их направить, защитить. Эта болезненность, уязвимость очень чувствовалась в их отношении к жизни.

Рами Гарипов был словно пятым членом нашей семьи

- Ваш отец – народный поэт Башкортостана Тимер Юсупов – вероятно, делился своими воспоминаниями об общении с Рами Гариповым? Вспомните свои детские впечатления.

- У нас в семье был словно пятый член семьи. Вот мы сидим и разговариваем о бытовых проблемах, о творчестве, и в то же время – о Рами Гарипове. Всё время Рами агай, Рами агай… Я всегда в детстве чувствовал, что он где-то рядом присутствует. Лично я его не помню, но моя сестра помнит. Рами Гарипов, конечно, повлиял на моего отца – и по-человечески, и творчески.

Вообще, если «Бабич» – это был фильм об основателях, «Первая республика» – о тех людях, кто создавал культурное содержание, основу – пьесы, музыку. А Рами Гарипов был цивилизатор. Он не только создавал, он привлекал в национальную культуру мировую, обогащая ее Лермонтовым, Пушкиным, Омаром Хайямом, мировой классикой, Симоновым. Это уже немного другая манера жизни, она мне очень близка. Рами Гарипов не занимался только собой, он занимался будущим. Почему он участвовал в открытии 20-й школы? Он понимал, что надо думать не только про сегодня, а про завтра. Почему формировал поэтические кружки, заботился о молодых поэтах? Это удивительное понимание того, что ты живешь не только в настоящем, в прошлом, а ты живешь в будущем. Его помыслы всегда были устремлены в будущее – надо идти вперед! Это забрасывание вперед в его стихах, дневниках чувствуется.

Как можно в 1950-х годах сохранить какую-то индивидуальность, когда поддерживалось только коллективное, общественное? В его дневниках заложены и счастье, и творческая уникальность, и какая-то трагичность, жизненная драматичность, потому что люди с уникальной точкой зрения должны быть готовы за свои слова нести ответственность. Возможно осуждение, неприятие. Рами Гарипов очень сильно сформировался в дневниках. Поэзия – для того, чтобы люди читали, а дневники – это как фиксирование себя. Поэтому сегодняшнему поколению это тоже интересно. Кто мы? Правильно ли мы выбрали свой путь? Многие должны задаваться этими вопросами. Что является ценностью для человека? Что ценность вообще, если говорить о культуре? Культура всегда ставит в центр человека.

- На каком языке сделан фильм?

- Делаем две версии. Одна на башкирском языке с субтитрами, которую представляем на предпремьерном показе, другая – полностью с русским дубляжом в закадровом голосе.

Он готовил себя, как Гагарин к полету

- Фигура Рами Гарипова для большинства башкир - как духовный маяк. И если современников Шайхзады Бабича, да и героев «Первой республики» уже почти не осталось, то Рами Гарипов – все-таки наш современник. Возможно, еще живы те, кто способствовал травле поэта. Их имена в фильме не изменены?

- Может, кто-то хочет посмотреть, как его травили. Люди любят смотреть, например, не сам хоккей, а как спортсмены друг друга колошматят. Но я же снимаю не про это! Мне это неинтересно. Искусство – это про то, как человек обретает себя. Вся проблема в том, своим ли делом ты занимаешься? Следуешь ли ты своей мечте, идеалам? А то, что кто-то против тебя атаки проводит – это издержки любой жизни. Наверное, и это надо исследовать – травлю, конфликты, тяжелое эмоциональное восприятие, бытовые серьезные проблемы. Но я бы не хотел, чтобы кино стало программой «Пусть говорят» - выискиванием каких-то отношений.

- Тогда в чем конфликт в фильме?

- Есть внешний и внутренний конфликт. Внешний – например, война началась и надо спасаться. А есть внутренние конфликты. Человек принимает внутренние решения, человек ошибается. У художника очень часто всё идет изнутри, из внутренних ощущений. Поэтому в фильме не будет никаких перестрелок, мордобоев, измен и любовных треугольников. Не про это кино. А про внутреннюю работу человека, поиск себя. Мне кажется, это очень важно. Когда читаешь дневники, понимаешь, что человек занимался поиском себя. Он не занимался чужими судьбами, чужими проблемами, оценкой чужих действий, он занимался собой. Это очень важно, очень ценно. Он занимался собой. Тебе дается одна жизнь, чтобы себя самообразовывать, себя воспитывать. Он был летчиком, пилотом, занимался спортом, готовил себя, как Гагарин, к полету. Это была такая самодисциплина, поиски своего направления. Это важнее, чем какие-то разборки и перетягивание одеяла друг у друга. Как это важно сегодня, особенно для молодых людей! Глядя на образ Рами Гарипова, они, возможно, сделают какие-то выводы и тоже себя будут искать, а кто-то вернется к своей мечте.

Многие из тех, кто занимается в моей киношколе, говорят, что ищут себя, свое место в жизни, свою профессию. Найти себя и свое предназначение – очень важно. Все проблемы от того, что люди занимаются не своим делом, не на своем месте. Рами Гарипов прожил тяжелейшую судьбу, но он был на своем месте, прорывался. Этим он интересен и ценен, потому что либо ты на мягком тепленьком месте, оно, возможно, не твое, но очень тебе комфортно. А может, очень сложное и неприятное, но это твое. И с этого вопроса должна начинаться вся человеческая жизнь. Не с того, где дорого и выгодно, где светит слава. Это уже следующий шаг – что, возможно, потом твой труд кому-то будет важен. При этом сколько великих художников не были признаны при жизни. Сколько великих режиссеров, которые в советский период сняли великие фильмы – они до сих пор до конца не раскрыты. Те же Параджанов, Тарковский, Хуциев – многие ли смотрят их фильмы? Нет. Возможно, через 200-300 лет откроют великих режиссеров. Поэтому важен внутренний выбор: Я художник. Я хочу это делать. Этот выбор очень важен. Потому что часто за людей делают выбор, они даже не участвуют в нем.

Это ваше время, берите и делайте

- Одним из главных в творчестве Рами Гарипова является стихотворение «Родной язык». Какую часть в фильме занимает поэзия Рами Гарипова?

- У кино свой язык, свой слог, свое повествование. Если включать стихи, получится клип, поэтический номер. Стихи в фильме звучат, но не так часто. Для многих зрителей, которые не знают поэзию Рами Гарипова и его образ, будет очень важно услышать какие-то фрагменты, поэтому стихи мы включили. Есть высокая культура, которая дает ценностную ориентацию. Человек смотрит на это и понимает, что таким он должен быть. Я так хочу, я так чувствую, я так хочу поступить. Сегодня очень важно это человеческое сохранять. В наше сложное время сохранить человеческое – это самое главное, самое ценное.

- Сыграть роль Рами Гарипова довелось трем актерам: Артуру Кунакбаеву, Линару Баитову и Арслану Крымчурину. Как они погружались в работу? Требовалось ли от них чтение стихов, поэм, изучение дневников?

- Реальный Рами – это Артур Кунакбаев. С ним шла работа, ставилась задача, чтобы было не только внешнее совпадение. Он читал, изучал, несколько раз перечитал все материалы. Арслан Крымчурин и Линар Баитов – это воспоминание главного героя. Я хотел, чтобы они больше передавали образ через эмоции.

В дневниках есть сцены, которые просто готовое кино, а есть те, которые нужно дорабатывать. Например, Рашит Нигмати приходит на заседание, где идет обсуждение творческих работ. Рами надо выпустить сборник. И следует очень интересный диалог. Он говорит: ваши стихи не подойдут, надо переработать. А Рашит Нигмати – это такая величина в то время и он говорит: «Ҡустым (брат на башк. яз. – прим. ред.), что тебе не нравится? Стихи мои народ слушает, поет». Рами говорит: «Это не критерий». Нигмати спрашивает: «Как ты считаешь, что у нас сейчас происходит в поэзии?» «У нас застой, - отвечает Рами Гарипов, - мы никуда не движемся, на месте топчемся». И тогда Рашит Нигмати говорит очень хорошую вещь: «Так это ваше время и развивайте поэзию. Твоё время, Марата Каримова, Рафаэля Сафина… Развивайте, в чем проблема?» - и уходит. Вроде простая сцена, но она очень говорит о многом. Нельзя просто переживать за область, надо ее развивать. Возьмите на себя ответственность, если вы недовольны этой областью, и развивайте. Потрясающий разговор двух авторов, двух поэтов. Один уже свою эпоху сделал в свое время. Он уже больной был туберкулезом в то время, в 1958 году. Вы можете ругать это время, ну так бери и делай. Не нравится, что происходит в кино – ну так снимай и развивай кино. Тебе не нравится, что происходит в театре? Ставь. Это такой разговор про ответственность. Дневники этим и ценны, что ты находишь такие вещи, которые тебе сегодня очень понятны. Как бы о сегодняшнем времени говорят. Задача была раскрыть внутренний мир поэта.

Наше кино – это не «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом, где внутреннее переживание только одно, что жена опять ругается, а тут другая история. История внутреннего определения, оправдания того, что ты делаешь. И почему Рами оказался здесь? Он тоже мог уехать в Москву, а он выбрал Уфу и развивал здесь. А то, что Надя читала в деревне стихи на башкирском языке? Это говорит о том, что это были особые отношения. Где сегодня такие семьи, в которых жена уедет из Москвы в Уфу, потом в деревню и будет на башкирском языке читать стихи? Есть такие случаи? Я не знаю. Есть такая любовь? Думаю, что в основном ценности другие сейчас. Видимо, Надя видела в нем что-то такое, чего многие не видели тогда.

Снять по дневникам – это был вызов для меня

- Как в процессе создания фильма была выстроена работа с детьми Рами Гарипова? Они были согласны с вашими трактовками?

- Первое, что я сделал, я обратился к детям Рами Гарипова Азамату Рамиевичу и Гульнаре Рамиевне, они являются наследниками. Мне было очень важно, чтобы они были благосклонны, потому что все-таки это их отец. У нас очень хорошие отношения, мы поддерживаем друг друга. Заранее я им кино не показывал. Важно, что они мне очень доверяют.

В одном из эпизодов фильма снималась внучка Рами Гарипова Айша, еще она была «хлопушкой». Работая над фильмом, она очень много узнала про своего деда. Она учится на журналиста, но пока ищет себя.

Надо понимать, что это фильм о Рами Гарипове, но это и творчество, а не документальный фильм, где-то и о Булате Юсупове и обо всех нас. Я тоже, как Рами Гарипов, приехал, окончив ВГИК в 1996 году, и у меня точно такие же были ощущения, сопротивление, испытания. У меня в жизни тоже был выбор. Я мог бы зарабатывать, делая рекламу в Москве, а не снимать региональное кино.

Я всегда говорю спасибо Азамату Гарипову: мой папа воспитал меня так, потому что твой отец повлиял на моего отца. У меня действительно долг, потому что культура – это то, что дает тебе другой подход, культурное отношение, культурный код, культурная вакцина. Рами Гарипов повлиял на моего отца в воспитании, в отношении к жизни. Рами Гарипов всё отдал творчеству и башкирскому народу, пожертвовав семьей. Мы сегодня живем: всё в семью, всё в семью. А ведь очень важны последствия. Рами Гарипов и его последователи: мой отец, твой отец, поколение – следствие того, как сформировалась национальная культура.

Я вспоминаю, как отец стремился всегда меня накормить, всё вытаскивал на стол. А я не хотел есть. А потом я понял: отец голодал в детстве и пытался дать детям то, чего у него не хватало. Так и у Рами Гарипова было такое чувство к своим младшим собратьям. Дать им то, чего ему не хватало. Наставничество. Поэтому он с ними так общался. Это удивительно, когда люди заботятся не о себе, а о других. Рами Гарипов – это образец содружества, сотворчества, и это очень ценное качество.

У всех – свой Рами

- Нет ли у вас некой идеализации образа Рами Гарипова? Все-таки образ получился многогранный, со всеми его слабостями?

- Я надеюсь. Конечно, мне надо подготовить зрителя. У всех он разный герой, у всех свой Рами. Рами на митингах за башкирский язык, Рами, который бьется с системой, Рами с его личной жизнью… В нас всё есть. Мы боремся со слабыми сторонами, подтверждаем сильные стороны. Но я старался искать в нем интересные вещи с точки зрения способности и умения чувствовать себя, других, дружить. Это не идеальный образ, не сладкое кино-конфетка. Это непростые дневники. Мне интересна была его неплоскость, объемность. Человеческая судьба всегда неоднозначна, и ты не можешь сразу дать оценку противоречий постоянного выбора. Мы же постоянно выбираем. И сегодня, и завтра человек стоит перед выбором. Это ответственность за свое решение.

Когда я решил снять фильм о Рами Гарипове – это был мой выбор. Никто за меня его не выбирал, никто мне эту картину не заказывал. Эти три года я сам отвечал за свой выбор. В 2019 году я решил. И трилогия «Первая республика» – это 9 лет работы. Когда я начинал в 2013 году, мне было 40 лет.

Поэтому Рами реально мне близок и интересен. Когда я начал читать его дневники, увидел очень интересный психологический портрет. Это был вызов мне – как снять по дневникам о личности. И снять так, чтобы передать ощущение оттепели. Эти все заседания Политбюро, что теперь свобода мнений. Он из Москвы приехал такой окрыленный, всё теперь, новые принципы, стандарты, счастье – и вдруг... Начинается реальность. Как себя не потерять? Как не стать циником, не обозлиться? Как продолжать любить жизнь? Как сохранять дружелюбие? Потому что это очень тяжело, когда ты не получаешь, чего хочешь. Претензии к себе, к другим, к супруге, ко всем. Это испытание – момент, когда человек превращается в злого человека и происходит надлом. Тогда всё – художник пропадает.

- То есть у него не было надлома?

- Судя по стихам, которые он писал, по той красоте, доброте, по детям, которых он воспитал, – конечно, он себя сохранил. Хотя это было очень тяжело. Я занимался творческой интерпретацией его образа жизни.

Культура – базовая вещь. Наука занимается настоящим, прошлым, культура занимается будущим, формирует образы. Наука говорит, как есть и как было, а культура – как должно быть, какие стандарты. И Рами Гарипова я не снимал, как есть, я снимал, как должно быть, поэтому это другой взгляд. Те, кто знали его, возможно, и с отрицательной, и с положительной стороны – им сложнее. А я человек, который просто вдохновлен образом Поэта, вижу это по-другому.

Знаковые места и памятные вещи

- Где и в каких местах проходили съемки?

- В Уфе, Чишминском районе и в Самаре. Мы снимали внутри Башпотребсоюза, там есть зал, где мы делали Союз писателей. Комнату на чердаке снимали в доме на улице Чернышевского. Снимали в Доме печати. Еще в Уфе есть знаковое место – возле Мусульманского кладбища, где похоронен Рами, там еще есть водонапорная башня. Место очень красивое. Когда картина еще не была запущена, я ходил к нему на могилу. На этом кладбище, куда не посмотришь – везде великие имена. Было очень необычно, когда мы снимали молодого и взрослого Рами вблизи места, где покоится сам поэт.

- Большая часть фильма снималась в павильоне?

- Да. Создавать эпоху очень тяжело. Интересно, что павильон мы построили в здании завода «Прогресс» на Аксакова, где заброшенные цеха. И я вспоминал, как в 1994 году четверокурсником приезжал в Уфу, и в этом здании располагалась киностудия «Башкортостан» – здесь сидел Акманов, здесь сидел Михаил Николаевич... И вот через 27 лет я вновь там оказался. В итоге мы выиграли. Там вокруг ФРГФ БГПУ, недалеко Союз писателей, мы там делали проходки. Место очень красивое. Да и внутри много места, мы там оборудовали и Литинститут.

- Когда снимался фильм, вы объявляли сбор вещей того времени. Какие интересные вещи той эпохи удалось найти?

- Была книга Стефана Цвейга, которую Рами Гарипов купил на книжном развале, вместо того, чтобы купить молоко сыну Салаватке. Это реальная книга – ее передали мне через Айшу, и эта книга снималась в кино. Еще из личных вещей был галстук Рами с резиночкой.

У меня была великолепная команда

- Вы стали «старше на фильм». Что чувствуете – вы опустошены или наполнены?

- Пока не знаю. Я счастлив, что мне повезло, и я снял эти фильмы. Это мой выбор - заниматься национальной кинематографией, работать в Уфе. Вообще, я очень мало собой занимаюсь. На себя времени нет, я полностью живу кино. И своей группе я сказал: «Ребята, уберите внимание с меня. Меня вообще нет, есть фильм. Всё, что для фильма – хорошо». Все это очень приняли. Не я-я-я, Булат Юсупов. Я каждому сказал: это твое кино, врубайся.

Режиссер просто управляет процессом, он регулировщик, дирижер. Я сделал условия, создал раскадровку, проект, запустил деньги, поработал до того, как выйти на площадку. Дальше я говорю: теперь ваше время. Они все работали – оператор Стас Амбарцумов, художница Айгуль Байрамгулова, продюсер Леня Филинов, который спал по три часа, – это действительно их фильм. Для меня команда, которая сделала кино, – это великолепные ребята, золото! Я им сказал: показывайте фильм, демонстрируйте, это ваше кино. Своим ученикам, студентам, коллегам. Я очень горд, что эти ребята у меня работают. Они все так отдали себя этому фильму.

- Кто писал музыку к фильму?

- Музыку к фильму писал Ильшат Яхин, потом его не стало. Ильшат еще при жизни планировал обратиться за оркестровкой к Шауре Сагитовой. После безвременной кончины Ильшата Яхина я сам обратился к ней, и неожиданно она отреагировала очень хорошо. Примерно в марте мы начали с ней работу. Я очень ей благодарен, она талантливый автор, корректный, большую работу провела. Национальный симфонический оркестр под управлением Дмитрия Крюкова записал все основные темы Ильшата Яхина и Шауры Сагитовой.

Важно, как фильм примет зритель

- Каков бюджет фильма? Необычным было то, что изначально фильм создавался на народные средства.

- Когда мы начинали снимать фильм, у нас не было денег. Мы объявили сбор и собрали более миллиона рублей и сделали первые тестовые съемки. Мы много проездили, писали сценарий, выбирали объекты. Потом мы подали заявку в программу, обратились в киностудию, в правительство. Общий бюджет картины за три года составил около 23 млн рублей. И я до сих пор занимаюсь поиском ресурсов, потому что каждое требование, которое ты ставишь себе – это деньги.

Вот тележка, на которой я снимал «Первую Республику». С этой тележкой я снимал еще в 1995 году свой дипломный фильм «Стеклянный пассажир». А в этот раз оператор Стас Амбарцумов сказал: «Давайте арендуем другую тележку», и мы ее пригнали из Екатеринбурга. Мы все время поднимали требования – по камере, свету.

Мы построили 23 декорации. Сложнейшая работа – у нас летают самолеты, показываются разные объекты, мы строили Москву. Компьютерная графика – очень дорогое удовольствие. Мне хотелось показать изобразительное кино. Мы всё вложили – себя, все свои деньги. Для такого фильма бюджет очень маленький.

- Сколько примерно людей было задействовано?

- Титры очень большие. За 39 съемочных дней у нас очень много массовых сцен. Мы старались снимать не локальное кино, а хотели, чтобы была правда жизни. Мы публиковали объявления и брали людей с актерских курсов. Очень много людей приходили для массовки и с удовольствием снимались. Многим людям с улицы было интересно посмотреть, как кино снимается. Их интерес тоже заряжает.

- Как планируется организовать прокат фильма?

- 22 октября мы хотим вывезти картину на массового зрителя. Начнем с Уфы, с кинотеатра «Родина». Несмотря на непростое время, мы сделаем всё, чтобы донести картину до зрителя.

Очень важно сейчас, как примет зритель, что он скажет. Я очень ответственно отношусь, мне очень важно, что скажут. Я готов послушать людей. Это делается для зрителей, чтобы они что-то открыли для себя, чтобы зритель заговорил, чтобы появилось творчество – создание духовных и материальных ценностей. Что-то создается новое – то, чего не было. Без творчества не будет и новых предприятий, творчество и есть производственное развитие страны. Поэтому мне очень хочется, чтобы зрители загорелись творить, создавать, быть художниками, быть авторами, творцами и не бояться. Мне очень важно это ощущение.

Автор:Лейла Аралбаева
Читайте нас: