Все новости
Детально
23 Сентября 2008, 12:00

Усыновление в Уфе развивается не настолько стремительно, чтобы закрывать детские дома

По информации Министерства образования РБ, в этом году в регионе были закрыты два детских дома - в Кармаскалинском районе и в Уфе. Специалисты ведомства полагают, что эта тенденция в дальнейшем сохранится, поскольку настало время развивать институт приемной семьи и других форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди...

По информации Министерства образования РБ, в этом году в регионе были закрыты два детских дома - в Кармаскалинском районе и в Уфе. Специалисты ведомства полагают, что эта тенденция в дальнейшем сохранится, поскольку настало время развивать институт приемной семьи и других форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О том, как процесс перехода от учреждения к семьям проходит в столице, и о том, всегда ли приемные родители оправдывают доверие органов опеки, агентству "Башинформ" рассказала начальник управления по опеке и попечительству администрации Уфы Милана Скоробогатова.
- Милана Маратовна, сколько детей проживает на сегодняшний день в интернатных учреждениях города, и часто ли их удается устроить в замещающие семьи?
- Сегодня в Уфе функционируют четыре детских дома, два приюта, два дома ребенка. В общей сложности сейчас в них проживает более 400 детей. Два года назад их было 800. Правда, цифры эти текущие. Стоит отметить, что устройство детей из интернатных учреждений в замещающие семьи в Уфе происходит все чаще и чаще. Обусловлено это несколькими факторами, в том числе наработанной системой устройства детей в семьи.
- Кто стоит за всем этим процессом и сколько времени может занять перевод ребенка в семью?
- Это огромная кропотливая работа специалистов администрации Уфы, занимающихся защитой законных интересов несовершеннолетних. Первое, что мы должны сделать - определить юридический статус ребенка. Ведь не каждого маленького человечка можно перевести в новую семью. Бывают случаи, когда ребята оформляются в интернатные учреждения временно. К примеру, к таким относятся те дети, чьи родители находятся в местах лишения свободы.
Или возьмем другую ситуацию. Ребенок остался без родителей по тем или иным причинам. Он живет в детском доме. Но при этом у него есть близкие родственники, которые навещают его. Однако ребенка на воспитание они не забирают в силу возраста, слабого здоровья и т.д. Но и разрешения на его перевод в другую семью не дают. В результате ребенок опять оказывается заложником обстоятельств. Вы спросите, что движет этими людьми? Скорей всего, в этот момент они совсем не думают о жизни ребенка. Ну, нельзя так жить! Понимаете?! Ведь каждый день, месяц, год проживания в интернатном учреждении забирает у ребенка надежду! Надежду на будущее! Это совсем не означает, что наши детские дома плохие. Но ребенок не может жить вне атмосферы любви людей, маленького социума, семьи. Семья, пусть даже не родная по крови, обеспечивает детям то, что для них важнее всего на свете, и то, без чего они не вырастут успешными людьми, - семейные тепло и ласку.
- А если ребенок подкинут? Механизм передачи его в семью так же сложен и тернист?
- В этом случае может произойти задержка по времени. Ведь прежде чем передать ребенка в семью, мы должны сделать многочисленные запросы и выяснить, есть ли у него родители, родственники. Если есть - лишить их родительских прав, и только после определения статуса ребенка он может обрести родителей. В этом нам помогают суды, прокуратура, загсы, все службы управления внутренних дел, министерства внутренних дел. Это огромная работа. Сколько времени она может занять? По-разному. Это может длиться от месяца до года. Больше года, если имеем дело с беженцами. А ведь за каждым таким случаем стоит конкретно взятый ребенок. Здесь нас выручает такая форма, как патронат, когда ребенок переводится в семью временно.
- Милана Маратовна, какая форма устройства детей в семью в Уфе все же приоритетней?
- Усыновление. Ежеквартально мы проводим мониторинги детей, проживающих в учреждениях интернатного типа для того, чтобы все необходимые для усыновления документы были в порядке. Юридические, медицинские справки и т.д. За все это отвечает четыре управления администрации города: здравоохранения, по социальной поддержке населения, о бразования и связующее звено - управление по опеке и попечительству администрации Уфы.
- Всегда ли усыновители, опекуны или приемные родители оправдывают доверие местных органов опеки?
- В большей степени мы довольны замещающими семьями. Потому что и работаем с потенциальными родителями мы долго и кропотливо. Одного желания людей взять ребенка в семью мало. Скажу, почему. Мотивы для приема в семью чужого ребенка совершенно разные. Кому-то родить своего не позволяет здоровье. Кто-то решил принять ребенка, глядя на знакомых. А у кого-то выросли свои дети, а потребность заботиться о маленьком еще полностью не реализовалась. У желающих воспользоваться новым социальным инструментом в корыстных целях вряд ли что-то получится. Контроль довольно строг, и система отбора претендентов в родители отлажена хорошо. Наша задача - защитить законные права и интересы ребенка, мы заинтересованы в том, чтобы та семья, в которой он будет жить, просуществовала долго и счастливо. Поэтому заведомо проблемные семьи мы отсеиваем на первом этапе. Для нас главное не количество, а качество. В нашей практике были и возвраты детей из семей, а точнее их перевод в другие замещающие семьи. Причины на то очень разные. Но именно они научили нас тому, насколько важно качество работы в подборе кандидатов - как в усыновители, так и в приемные и патронатные родители, опекуны. Сейчас с каждой семьей, готовой взять ребенка, мы работаем не менее трех месяцев. И только потом начинаем подбор ребенка.
В настоящее время около пятнадцати детей мы готовим в приемные семьи, восемь - на усыновление. Но здесь тоже все не так просто. Чаще всего усыновить ребенка хочет семья, не имеющая детей или потерявшая ребенка. Вполне естественно, что они хотят принять новорожденного младенца - отказника. А в родильных домах процент отказов, к счастью, резко упал. Совместно с управлением здравоохранения мы ведем работу в женских, детских консультациях, в самих роддомах. Как только мама, родившая ребенка, говорит или показывает своим видом, что она не готова и не собирается воспитывать своего ребенка и откажется от него, помимо беседы психолога с горе-мамашей, мы подключаем всех родственников. Кстати, как правило, они даже и не подозревают о таком поступке своей дочери, племянницы или внучки. Многие из тех женщин, кто отказывается от младенца, приезжают рожать в столицу из других городов и районов республики. Практически в половине случаев нам удалось сохранить семью. Поэтому очередь из усыновителей достаточно большая, около 200 человек.
Большая наша радость в том, что технологии, которые мы используем сейчас в рассматривании каждого ребенка с позиции усыновления, позволили около 20 процентов усыновлений вывести на детей старшего возраста, а именно после года. У нас три процента усыновлений ребят подросткового возраста. Это огромный показатель. Усыновить ребенка от семи до 12 лет непросто. За этим стоит очень серьезная работа.
- Милана Маратовна, летом в Уфе был открыт центр "Семья". Какие цели поставлены перед этим учреждением?
- Здесь специалисты работают по трем направлениям: юристы, психологи и социальные педагоги. Они консультируют семьи, обязательно выезжают к месту проживания ребенка. 70 процентов наших детей живут в сельской местности. Раз в полгода мы навещаем их. Беседуем не только с ними и родителями, но и с работниками образовательных учреждений, которые посещает ребенок, представителями районных поликлиник, соседями, то есть, проводим исследовательскую работу. Составляем некий портрет данной семьи и выясняем ее истинный потенциал.
В свое собственное здание по улице Комсомольской, 79 центр переедет к концу ноября, после того как там завершится ремонт.
- Учитывая все трудности в развитии института замещающих семей, согласны ли вы с мнением, что детские дома со временем должны прекратить свое существование?
- Конечно, институт замещающей семьи развивается, но это происходит не столь стремительно, чтобы говорить о закрытии детских домов. Безусловно, профессионально я мечтаю о том времени, когда в Уфе останется один дом ребенка и максимум два малокомплектных детских дома, причем семейного типа. Нам есть к чему стремиться. Тем более, если заглянуть в историю нашего народа, то еще каких-то пару веков назад не могло быть и речи о том, чтобы ребенок, по той или иной причине оставшийся без родителей, оказался бы никому не нужен. Его воспитанием занимался весь род. Каждый ребенок имеет право на воспитание в семье! Сегодня это не вызывает ни у кого возражения. Автор: Эльмира Сабирова