5 января нынешнего года в календаре Башкирского государственного
художественного музея имени Михаила Нестерова - особая дата: один из
старейших музеев России будет отмечать 85-летие со дня открытия для
публичного посещения. К тому же в наступившем новом году исполняется 50 лет
с тех пор, как музею присвоено имя его основателя - Михаила Васильевича
Нестерова.
Выдающийся русский художник, уроженец Уфы Михаил Нестеров (1862-1942)
в 1913 году, желая "содействовать художественному образованию своих земляков",
подарил родному городу коллекцию русского искусства II половины XIX - начала
XX веков (всего 102 экспоната, среди которых - произведения Ильи Репина,
Ивана Шишкина, Николая Ярошенко, Василия Поленова, Исаака Левитана,
Константина Коровина, Александра Бенуа, Абрама Архипова, Николая Рериха
и других).
Особую ценность нестеровского дара составили 30 работ самого дарителя
(портреты, пейзажи, жанровые композиции). В результате собирательской
деятельности музея, в том числе последующих даров художника и членов
его семьи, коллекция произведений Нестерова в настоящее время насчитывает
106 экспонатов. Хронологические рамки коллекции - 1878-1919 годы (лишь
несколько произведений датируются более поздним временем). В этой
хронологической определенности - принципиальная позиция проводимой музеем
политики. Вышеназванный период характеризуется формированием и
последовательной реализацией нравственно-эстетической программы художника,
суть которой заключается в очищении и возрождении человеческой души в
условиях "пустынножития", то есть наедине с природой, в гармонии
с ней.
По количественному составу и качественному уровню коллекция произведений
Нестерова в собрании Башкирского государственного художественного музея -
самая крупная коллекция произведений художника в России.
На момент сообщения о даре Нестерова коллекцию было решено разместить в
строящемся Аксаковском Народном доме, но строительство затянулось, и
произведения оставались в Москве. Коллекция прибыла в Уфу только в 1919 году,
после освобождения города от колчаковцев. Ее привез известный московский
архитектор, уроженец Уфы и друг М.В.Нестерова - Илья Евграфович Бондаренко
(1870-1947), ставший первым директором Уфимского художественного музея.
Благодаря активной собирательской деятельности Бондаренко, уже к маю 1920 года
музейный фонд насчитывал 1500 экспонатов, а библиотека - 2500 томов.
В настоящее время в собрании музея - более 8500 экспонатов.
В 1920-1930-е годы музей интенсивно пополнялся произведениями из
Московского и Петроградского музейных фондов. На протяжении последующих
десятилетий сформировались основные коллекции музея: древнерусское
искусство, русское искусство ХVIII- начала XX веков, западноевропейское
искусство ХVI - XIX веков, башкирское народное декоративно-прикладное
искусство и современное изобразительное искусство Башкортостана.
Коллекция древнерусского искусства включает в себя уникальные памятники
Московской и Новгородской иконописных школ конца ХV - ХVII веков, так
называемых "Северных писем" ХVI века, палехского письма конца ХVIII века,
образцы церковной меднолитой пластики ХII-ХIХ веков и церковного серебра
ХVIII-XIX веков.
Коллекция русского искусства ХVIII - начала XX веков состоит из ряда
коллекций, каждая из которых имеет как самостоятельную ценность, так и
является органическим культурно-историческим звеном в контексте целого
хронологического периода. Так коллекция русской живописи ХVIII века
представлена парадным портретом (в основном, произведения неизвестных
художников круга Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского), коллекция
русского искусства I половины и середины XIX века - пейзажами Ивана
Айвазовского, портретами Ореста Кипренского, Василия Тропинина, рисунками
Карла Брюллова м другими произведениями. В основе коллекции русского
искусства II половины XIX века - дар М.В.Нестерова и поступления
1920-1930-х годов от Московского и Петроградского музейных фондов
(произведения Василия Перова, Александра Саврасова, Архипа Куинджи,
Ильи Репина, Василия Сурикова и др.).
Коллекция русского искусства конца XIX- начала XX веков включает
произведения членов и экспонентов выставок художественных объединений
"Мир искусства", "Союз русских художников", "Бубновый валет", "Голубая Роза"
(Александр Бенуа, Николай Рерих, Игорь Грабарь, Константин Коровин,
Михаил Врубель и др.). Особую ценность представляет собрание живописи
Давида Бурлюка - одного из основателей русского кубофутуризма в живописи
и футуризма в поэзии, инициатора создания художественного объединения
"Бубновый валет". В музее хранятся 37 его произведений (портреты, пейзажи,
натюрморты, кубофутуристические композиции), датированные 1915 - 1918 годами,
т.е. временем пребывания художника в Башкирии. По количественному составу
и качественному уровню это самая крупная в России музейная коллекция
картин Бурлюка.
Коллекция западноевропейского искусства - это живопись разных авторов,
а также собрание гравюры ХV - XIX веков, представляющей известные школы
в Англии, Германии, Голландии, Италии, Франции, и произведения скульптуры
ХVIII- XIX веков датских, итальянских и французских художников.
Значительную часть музейного собрания составляет коллекция башкирского
народного декоративно-прикладного искусства. Это уникальные
образцы ткачества, вышивки, резьбы по дереву, ювелирного искусства и
костюма ХVIII - начала XX веков, и коллекция изобразительного искусства
Башкортостана XX - начала XXI веков (произведения Бориса Домашникова,
Александра Бурзянцева, Тамары Нечаевой, Сергея Краснова, Веры Кузнецовой,
Камиля Губайдуллина, Зуфара Гаянова, Николая Калинушкина и многих других,
в том числе членов творческих групп "Март", "Инзер", "Сары бия" и
творческих объединений "Чингисхан", "Артыш").
Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова
сегодня не только хранитель уникальных коллекций, но и центр
по их научной обработке и публикации. Одно из приоритетных
направлений деятельности музея - научная пропаганда истории русского
и национального изобразительного искусства в городах и районах
Башкортостана. Для ее практической реализации создана целая сеть
филиалов музея в виде городских и сельских картинных галерей. Всего - восемь
филиалов: Белорецкая картинная галерея (Белорецк), Воскресенская картинная
галерея (рабочий поселок Воскресенское, Мелеузовский район), Ишимбайская
картинная галерея (Ишимбай), Картинная галерея "Эрмитаж" (село Киргиз-Мияки,
Миякинский район), Картинная галерея "Мирас" (Нефтекамск), Мемориальный
Дом-музей Александра Тюлькина (Уфа), Салаватская картинная галерея (Салават),
Стерлитамакская картинная галерея (Стерлитамак).
Автор: Алия Давлетшина