Все новости
Детально
27 Декабря 2004, 15:00

История спасения в Башкортостане белого сибирского журавля - стерха - увенчалась добрым новогодним финалом

Вполне в духе Нового года закончилась история спасения в нашей республике очень редкой птицы - белого сибирского журавля - стерха. Информационное агентство "Башинформ" сообщало о печальной судьбе раненой самки стерха, неожиданно найденной в ноябре этого года в Кигинском районе Башкортостана, у деревеньки Теплый Ключ. Тогда, кстати, местные жители...

Вполне в духе Нового года закончилась история спасения в нашей республике очень редкой птицы - белого сибирского журавля - стерха. Информационное агентство "Башинформ" сообщало о печальной судьбе раненой самки стерха, неожиданно найденной в ноябре этого года в Кигинском районе Башкортостана, у деревеньки Теплый Ключ. Тогда, кстати, местные жители наблюдали даже двух птиц, но вторую птицу специалисты так и не нашли.
Теперь же начальник отдела нормативно-методического контроля Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира при МПР РБ Людмила Едренкина сообщила о завершении этой истории.
Дело в том, что стерх - это типичный реликтовый вид и эндемик России, то есть он обитает только у нас и не гнездится больше ни в одной другой стране мира. Эта удивительно интересная птица занесена в Красные книги всех рангов. На всем земном шаре их насчитывается не более двух с половиной - трех тысяч особей. Гнездятся белые журавли в тундрах и лесотундрах Якутии, в таежных заболоченных лесах на Оби в Тюменской области. Причем западносибирская популяция самая малочисленная - всего 20-25 птиц. Зимуют стерхи обычно в Индии и Иране - поэтому пролетные пути их лежат через Башкортостан и Казахстан и составляют свыше шести тысяч километров, на которых их, как и на зимовках, подстерегают трудности и смертельные опасности.
Вот и нашу птицу на пути в дальнюю страну подстерегла пуля браконьера. Если бы не добрые люди, которых, к счастью, всегда больше, чем подлецов, то самочку стерха трудно было бы уже спасти. Первыми, кто обнаружил несчастную и оказал помощь, были госинспектор Месягутовского комитета МПР РБ Фларид Латыпов и его дочь ученица 11 класса Кигинской средней школы Инга. Подкармливала израненного журавля на своем подворье жительница Аграфена Кузич. Многие жители Кигинского района сообщали о встречах с птицей и помогли орнитологам собрать ценную информацию. Сотрудники Салаватской межрайонной природоохранной госинспекции оперативно переправили стерха в Уфу.
Уже было сказано о том, что стерхи настолько редкие птицы, что все они "наперечет" у специалистов - благодаря этому удалось достаточно легко найти ее "хозяев" (определяли по специальным кольцам и меткам на лапах журавля). Ими оказались сотрудники Окского биосферного государственного природного заповедника, где вот уже 25 лет в поселке Брыкин Бор в специальном питомнике разводят и выращивают все семь видов российских журавлей. Там живут и десять пар стерхов. Чтобы восстановить их популяцию в природе, орнитологи выпускают птенцов стерхов в места их обычного гнездования для того, чтобы они присоединялись к мигрирующим стаям. Ведь журавлям достаточно один раз пролететь путь с зимовки на родину, чтобы запомнить его на всю жизнь. А живут они, как и люди, примерно до восьмидесяти лет, сохраняя верность в паре.
Сотрудники Окского биосферного государственного заповедника рассказали, что башкирского найденыша зовут Москва. Именно это имя зафиксировано в Международной племенной книге стерха, в которой накапливаются сведения обо всех стерхах, родившихся в неволе. Москва родилась в питомнике летом 2003 года. А нынешним летом ее вместе с девятью другими птицами орнитологи выпустили в Армизовском районе Тюменской области. Сначала все птицы держались одной стаей, затем разделились на две. Четыре журавля - Москва и Алдан, которые считались уже образовавшейся парой симпатизирующих друг другу птиц, и два птенца этого года рождения полетели, верно выбрав путь миграции. Но... человеческое коварство не позволило ей достичь цели. Теперь же журавушка Москва никогда не сможет больше жить в дикой природе - не позволят покалеченный глаз, дробовой заряд в ее крыле и обретенная привычка к добрым людям, вернувшим ее к жизни.
В эти предновогодние дни Москва вернулась на родину. В Уфу за ней прилетели заведующая питомником редких видов журавлей Окского биосферного природного заповедника, кандидат биологических наук Татьяна Кашенцева и птичий доктор Валентин Козлитин. Они, обследовав птицу, остались довольны ее состоянием, хотя, конечно, до выздоровления еще далеко. Все же прогноз хороший: Москва поправится у себя в питомнике и примерно через пять лет сможет выводить потомство, тем самым продлит род исчезающих белых журавлей. Башкирские орнитологи - заведующий зоологическим музеем Башгосуниверситета Виктор Валуев и его сыновья и студенты - спасая птицу, сделали все правильно, обеспечив ей необходимый корм и уход.
Специалисты Окского биосферного государственного природного заповедника выразили искреннюю благодарность всем, кто поступил по-людски, спасая птицу. Перед отъездом из Уфы Татьяна Кашенцева рассказала студентам и всем, кому интересна была история башкирского найденыша, о журавлином питомнике, интереснейших опытах по выращиванию этих птиц, об их биологии, о поведенческих стереотипах, о проблеме охраны журавлей во всем мире, о значимости их охраны вообще и важности сохранения каждой птицы.
Финансовую помощь кампании по возвращению башкирского журавля в питомник оказал Всемирный фонд охраны журавлей. Кроме того, за четкую организацию и оперативность по спасению стерха фонд выразил признательность сотрудникам Башгосуниверситета, специалистам Министерства природных ресурсов РБ, Управления по охране контролю и регулированию использования объектов животного мира при МПР РБ, СМИ республики и всем людям, принявшим участие в судьбе уникальной птицы.
Автор: Лиана Гайнутдинова