В Башкортостане идет работа над проектом бюджета на 2009 год.
Надо отметить, что следующий год будет для республики весьма знаменательным:
муниципальным образованиям придется самим работать над доходной частью
бюджетов, поскольку трехлетний этап бюджетного реформирования завершится.
Доминантой при формировании бюджета будет планирование, ориентированное на
конечный результат. Более подробно о бюджете-2009 агентству "Башинформ"
рассказал заместитель Премьер-министра Правительства РБ, министр финансов
республики Айрат Гаскаров.
- Айрат Рафикович, известно, что работа по планированию бюджета началась
не сегодня. Думается, основные параметры главного финансового документа уже
определены. Каковы доходы и расходы бюджета региона на будущий год?
- Если говорить о доходной части консолидированного бюджета Республики
Башкортостан на 2009 год, то она запланирована в размере 91,4 миллиарда
рублей, расходы будут составлять 93,4 миллиарда рублей. Доходы
республиканского бюджета определены в размере 69,6 миллиарда рублей,
расходы - 71,6 миллиарда рублей. Но сразу отмечу, что это предварительные
параметры, окончательно бюджет следующего года будет утвержден после
рассмотрения законопроекта депутатами Государственного Собрания - Курултая РБ.
- Однако уже сейчас видно, что бюджет РБ будет дефицитным:
- Нынешний вариант бюджета предполагает, что дефицит составит два
миллиарда рублей. Это значительно ниже, чем в этом году, когда плановые
расходы превысили доходы на пять миллиардов рублей. Надо сказать, что в
2010 году мы планируем сократить объем дефицита до 1,5 миллиарда рублей,
а в 2011 - до 1,1 миллиарда рублей.
- В силу чего наблюдается сокращение дефицита? И есть ли возможность
формировать сбалансированный бюджет?
- Сокращение дефицита определяется тем, что в последние годы доходная
база республиканской казны увеличивается, следовательно, это позволяет
говорить о большей сбалансированности бюджета. Замечу, что с дефицитом
бюджет формируется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РБ,
так как именно превышение расходов над доходами позволяет нам обращаться
за заимствованиями как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Кроме того,
дефицитный бюджет мобилизует все структуры на более эффективную работу.
- Наверное, следующий год будет непростым для муниципальных образований,
которым отныне придется самим формировать доходную базу:
- Как известно, Башкортостан входит в 2009 год с определенным опытом.
В течение трех лет длился эксперимент, в ходе которого муниципальные
образования формировали устойчивую финансовую основу. И, надо отметить,
неплохо. Если в самом начале муниципальной реформы в 2006 году доля бюджетов
муниципальных образований составляла в структуре консолидированного бюджета
15 процентов, то на данный момент - 20 и более процентов, в 2009 году
соотношение будет 76 процентов (республиканский бюджет) и 24 (местные
бюджеты). Иными словами, можно сказать, что доходная база муниципалитетов
растет более активно, нежели доходная часть республиканского бюджета. Так,
к примеру, по итогам 2007 года при общем росте объемов консолидированного
бюджета на 24 процента, доходы муниципалитетов увеличились на 41 процент.
- И в основе этого, думается, лежит эффективная работа, а не какие-то
новые налоги, отданные муниципалитетам?
- Безусловно. Это, прежде всего, оптимизация собираемости налогов.
Напомню, что доходную базу муниципальных образований формируют налог на
доходы физических лиц, налог на имущество физлиц, сельхозналог, налог на
землю, единый налог на вмененный доход. Хотя в будущем году, возможно, у
муниципалитетов появится дополнительный источник доходов. Дело в том, что
сейчас готовится законопроект, где рассматривается возможность передать
муниципальным образованиям все виды поступлений от малого бизнеса.
- И какова сумма "прибавки"?
- А здесь все будет зависеть от эффективности органов местной власти
при работе с предпринимательством. Они должны создать для малого бизнеса
условия, при которых предпринимателям было бы более комфортно строить свою
работу цивилизованно. То есть платить заработную плату не в конвертах, быть
заинтересованными в уплате налогов и так далее. Так что, повторюсь, все будет
зависеть от позиции местных властей по отношению к малому бизнесу.
- И все же, думается, муниципалитетам без помощи со стороны вышестоящих
бюджетов не обойтись:
- Естественно, в проекте бюджета на следующий год запланированы
межбюджетные трансферты. Однако сразу могу сказать, что объем их останется
(с учетом индексации) практически на прежнем уровне. Если в 2007 году на эти
цели из республиканского бюджета было выделено 17 миллиардов рублей, то на
2009 год запланировано порядка 20 миллиардов рублей. Подчеркну, что объем
поддержки, учитывая инфляцию, находится практически на том же уровне.
- А республика в целом может в следующем году рассчитывать на поддержку
со стороны Центра?
- Башкортостан - достаточно активный в плане развития экономики регион,
а потому вполне может выдержать конкуренцию среди российских регионов в
конкурсах и тендерах на выделение средств из федерального бюджета. Последнее
и самое яркое тому доказательство - участие в программе Фонда содействия
реформированию ЖКХ, когда республике было выделено 1,319 миллиарда рублей
на ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из ветхого и аварийного
жилья. То есть желание и, главное, возможности для участия в аналогичных
конкурсах, тендерах и программах у республики есть. В целом же планируем,
что объем финансовой помощи из федерального бюджета в 2009 году будет не
ниже показателей этого года, а это 14,5 миллиарда рублей.
- Айрат Рафикович, вы неоднократно говорили, что совершенствование
бюджетного планирования, которое идет в регионе, повлечет за собой и
изменения в работе органов исполнительной власти. Кого и чего коснутся
эти изменения?
- Прежде всего, речь идет о реструктуризации сети бюджетных учреждений,
внедрении принципов нормативно-подушевого финансирования в отраслях социальной
сферы. Также потребуется пересмотреть подходы к системе управления жилфондом,
целевыми республиканскими и отраслевыми программами, разработать новые
отраслевые системы оплаты труда работников бюджетной сферы и многое другое.
- Словом, реформа еще не закончена?
- Речь идет скорее не о реформе. Дело в том, что каждый пройденный
этап, пусть это даже небольшое достижение, открывает новые горизонты
для последующей работы. К примеру, те цели и задачи, которые мы ставим
перед собой в 2009 году и на среднесрочную перспективу, по масштабу и
сложности превышают решаемые ранее. Это путь развития, и перемены на нем
обусловлены самой жизнью.
- Спасибо за интервью.
Автор: Ольга Горюнова