Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 74.57 ↓

EUR 89.67 ↑

7 мая Пятница

Уфа   °

Автор мордовской азбуки, просветитель Авксентий Юртов: человек воплощенной миссии

20 апреля исполнилось 105 лет со дня смерти священника Авксентия Филипповича Юртова. Отец Авксентий вошел в историю как первый представитель мордовского народа, сознательно посвятивший себя делу национального просветительства.

Авксентий Юртов родился 8(20) февраля 1854 года в деревне Калейкино Акташевской волости Мензелинского уезда Уфимской губернии (ныне село Альметьевского района Республики Татарстан) в семье мордовских крестьян. В деревне проживали и мордва, и татары. С детства Авксентий хорошо усвоил татарский язык, что дало ему возможность поступить в Казанскую центральную крящено-татарскую школу. Состав учеников был смешанным: наряду с татарами, учились чуваши, удмурты, башкиры, мордва и русские. Обучение велось в основном на русском языке, но и татарский язык входил в число основных учебных предметов.

Позже Авксентий Филиппович продолжил образование в Казанской инородческой учительской семинарии, где был единственным семинаристом из представителей мордвы. Здесь он стал учеником видного педагога и востоковеда Николая Ивановича Ильминского, директора семинарии, который привлек талантливого молодого человека к исследовательской работе.

В 1872 году Авксентий Юртов сделал свой первый перевод на эрзя-мордовский язык «Истории Ветхого Завета». Летом ездил по мордовским деревням, читал свои переводы, изучал особенности языка и диалекты, собирал этнографический и фольклорный материал.  По окончании семинарии Авксентий был оставлен учителем приготовительного класса. Затем преподавал в мордовском училище при Казанской семинарии. Однако желание быть ближе к народу заставило Юртова покинуть семинарию.

С 1883 года он работал в сельских народных училищах Самарской и Уфимской губерний, много занимался переводами на мордовский язык. Впервые в истории мордовского народа Авксентий Юртов ввел обучение в сельских школах на родных языках – эрзянском и мокшанском. В 1883 году в Казани изданы подготовленные им «Образцы мордовской народной словесности».

В 1884 году под руководством Ильминского Авксентий Юртов создал и издал первый мордовский букварь, основанный на элементах русской графики с использованием оригинальных диакритических знаков. При построении букваря он использовал весь свой опыт фольклориста, переводчика и педагога. Букварь был более доступным, чем аналогичные книги других авторов, отличался системностью, последовательностью, содержал элементы занимательности. Он состоял из основного текста, образцов мордовской народной словесности и нескольких молитв на эрзянском языке.

Позже Авксентий Филиппович создал эрзя-мордовский алфавит на основе кириллицы, учебники для мордовских детей. Перевел на эрзя-мордовский язык ряд православных религиозных книг. Начал большую работу по унификации правописания и введения новых принципов и единых орфографических норм мордовской письменности.

Авксентий Юртов собирал и публиковал мордовские, чувашские, татарские народные легенды, сказки, песни и пословицы, описал обряды и поверья крещеной мордвы Уфимской губернии. Его деятельность способствовала становлению письменного мордовского языка и методике обучения в русско-мордовских начальных училищах.

29 января 1889 года Юртов женится на девице Анне Георгиевне Березинской, дочери священника Георгия Гурьевича Березинского.  Со своей матушкой Анной Георгиевной в мире и согласии Авксентий прожил 27 лет.  Супруги Юртовы вырастили пять сыновей и три дочери. Один сын и одна дочь умерли еще в младенчестве.

  Отец Авксентий в совершенстве знал русский, мордовские (эрзя и мокша), татарский и чувашский языки. С представителями каждого из местных народностей он мог говорить на его родном языке. Авксентий Филиппович, с малых лет воспитанный в православии, 1891 году стал священником новопостроенной Михаило-Архангельской церкви села Андреевки Уфимского уезда.

По рассказам старожилов, священник был добр, мудр, всегда готов был прийти на помощь тем, кто к нему обращался. Перед началом нового учебного года он лично сам обходил крестьянские семьи. Беседовал с родителями, дети которых должны были посещать школу. Хотел, чтобы дети инородцев – мордвы и чувашей – посещали школу, обучались первоначальной грамоте. Покупал книги, раздавал ученикам, но строго требовал, чтобы их не рвали, берегли для других, которые придут учиться после них

В последние годы перед смертью у Авксентия Филипповича часто болело сердце. Смерть наступила 20 апреля 1916 года, как записано в метрической книге священником Виталием Миртовым, от порока сердца. Его могила находится на территории храма.

Долгое время о священнике Юртове не было известно. О нем ничего не писалось и не говорилось как в светском обществе, так и в церковной среде.  Салаватская епархия сейчас ведет сбор материалов для канонизации протоиерея, отца Авксентия.  В 2000 годах в селе была построена новая церковь. А на месте предполагаемого алтаря установлен крест.

В селе Ильтеряково (Андреевка) Кармаскалинского района проживают уже пожилые внук и внучка Авксентия Филипповича. На территории семейной усадьбы проживает внук священника Анатолий Викторович Юртов, ему исполнилось 73 года. Анатолий Викторович с теплотой рассказывает о своем дедушке. В своём доме он организовал небольшой музей-уголок памяти деда, где имеется его фотография, иконы, посох.

«По словам отца Виктора Авксентевича, дедушка был человеком редкостным. Такие люди появляются на свет раз в сто лет. Он действительно был человеком бескорыстным, в то же время – строгим. Очень любил порядок. Изучал мордовский язык, он – начинатель мордовской письменности, издал эрзя-мокшанский букварь. Чтобы мордовцам было легче читать и понять, он многие церковные книги перевел на мордовский язык. В 1895 году по его инициативе открылась трехклассная церковно-приходская школа. Дедушка старался не только духовно просвещать, но учил грамотности», — говорит внук священника.  Анатолий Викторович поделился со своей мечтой: «Наше село потихоньку расширяется. Появляются новые дома, увеличивается количество детей. Раньше в школе учились 11 классов, теперь оставили ее филиалом, и школьники обучаются до 9 класса. Хочу вернуть 11 классов в школе, ведь это все для нашего села, и имя дедушки дать нашей школе. Ведь он многое сделал для развития грамотности в селе».

Библиотекарь Ильтеряковской модельной библиотеки Анисия Михайлова рассказывает, что отец Авксентия Филипп воспитывался в приемной семье крещеного татарина Юртаева, позже фамилию сменили на Юртова.  

«Аксена, как его называли в детстве, с ранних лет стремился к грамоте. Первоначальное образование он получает в соседней деревне, так как в родной деревне не было школы. Затем он поступает в Казанскую крещено-татарскую школу, основателем которого был ученый-востоковед Николай Иванович Ильминский. Директором школы был Василий Тимофеевич Тимофеев, крещеный татарин. Ильминский как даровитого ученика замечает Юртова при обучении в школе. Он поручал ему сбор материалов по фольклору, этнографии мордовского народа. После крещено-татарской школ Юртов поступает в Казанскую инородческую учительскую семинарию, где является первым учеником мордвином. По окончании семинарии Ильминский ходатайствовал о назначении его учителем мордовской начальной школы при семинарии. И вот он одновременно ведет преподавательскую деятельность и работает над созданием эрзянского букваря. 1884 году в типографии Казанского университета была издана небольшого формата на 103 страницах книга-букварь для мордвы эрзи с присоединением молитв и русской азбуки. Эта книга была первая книга для  мордовских детей.  Жители села Андреевка приняли Юртова очень тепло, так как к ним приехал родной по языку священник. В Андреевке он открыл церковно-приходскую школу, где обучал мордовских и чувашских детей грамоте. В настоящее время в нашем селе проживают внучка Юртова Елизавета Викторовна и внук Юртов Анатолий Викторович. Но до 1989 года внуки не знали, что дед является просветителем, пока их не ознакомили с письмом Ефима Григорьевича Осовского, профессора Саранского университета, которое он пишет в наш Башкирский государственный объединенный музей. И здесь уже сотрудник музея Мугатаров начинает вести работу. Он находит ряд документов в Казани, в Уфе, в нашем селе Андреевка.  И вся наша общественность узнает о Юртове как о просветителе, когда в газете «Советская Башкирия» от 13 апреля 1989 года выходит статья «Просветитель Авксентий Юртов».

1 сентября 1991 году в селе открыли надмогильный памятник, который находится в церковной изгороди. В 1994 году в Ильтеряково прошел большой фольклорный республиканский праздник, посвященный 140-летию мордовского просветителя. На территории сельского дома культуры установлен бюст  Авксентия Юртова.

  «Авксентий Филиппович Юртов — первый представитель мордовского народа, профессионально занимавшийся изучением культуры и истории. Он перевел много книг на мордовский язык, особенно религиозную литературу. Создал мордовский алфавит на основе русской графики. На основе этого алфавита создал первый мордовский букварь. Собирал фольклор чувашский, мордовский, татарский. С 1996 года, по инициативе учителя нашей школы Ивана Бодрова, стали вестись уроки родного языка — мордовского и чувашского, и эти уроки ведутся по настоящее время. Ученики посещают уроки родных языков, класс делится подгруппы: на мордовскую и чувашскую. Также в нашей школе имеется музей краеведения имени Авксентия Юртова. Дети с интересом посещают уроки. К сожалению, есть тенденция к обрусеванию. Потому что браки смешанные, дома разговаривают на русском языке. Но есть те, которые язык понимают благодаря бабушкам и дедушка. Родителям нравится, что есть интерес к языку и желание общаться на нем. Мир мордовского языка и культуры открывает детям нравственные ценности — это трудолюбие, милосердие, любовь к родной земле, к природе. В нашей школе обучаются всего 95 учеников и из них 31 учащихся изучают мордовский язык», — рассказала учитель мордовского языка Ильтеряковской средней школы Екатерина Асабина.

  
«Наше богослужение совпало с днем памяти просветителя нашего мордовского народа, священного протоиерея отца Авксентия Юртова, который составил азбуку нашего мордовского народа. К дню его памяти запланировали сегодняшнее богослужение, а также панихиду. Сегодня мы молились на просветителя мордовского народа, который был настоятелем и похоронен близ храма. Мы должны это делать по одной простой причине, что это наш долг, обязанность и дань уважения нашему великому мордовскому народу. Особенно его основателю и учителю, отцу Авксентию Юртову, отдавшему многие свои годы составлению азбуки, прослужившему здесь несколько лет настоятелем, просвещавшему  наш мордовский народ. Все последующие годы, в день его памяти, 20 апреля, мы будем совершать здесь богослужение в Михаило-Архангельском храме села Ильтеряково (Андреевка) Кармаскалинского района», — сказал епископ Салаватский и Кумертауский Николай во время литургии Преждеосвященных Даров в местном храме.

  Предводитель мордовской диаспоры Башкортостанской митрополии Геннадий Никитин отметил, что он гордится тем, что является соплеменником отца Авксентия.

«Спасибо за приглашение участвовать в таком великом богослужении в честь памяти нашего учителя, священника, который создал мордовскую азбуку на основе кириллицы. Хочу сказать, чтобы помнили о всех наших предках, всегда чтили и так же к вам будут относиться наши потомки. Дай Бог вам здоровья».

Справка:

В список святых в земле Уфимской просиявших включено 11 угодников Божиих, которые тем или иным образом связаны с Башкирской землей.

Среди них:

священномученик Симон (Шлеев),

епископ Уфимский священномученик протоиерей Евграф Еварестов,

священномученик иеромонах Максим (Попов),

священномученик иерей Алексий Канцеров,

священномученик иерей Тимофей Петропавловский,

священномученик иерей Петр Варламов,

мученик Киприан Яценко преподобный Моисей Уфимский,

святая преподобная Зосима Еннатская,

Уфимская блаженная Варвара, затворница Скворчихинская.

Мощи двух святых подвижниц, преподобной Зосимы Еннатской и блаженной Варвары Скворчихинской находятся в пределах Салаватской епархии.

Мощи преподобной Зосимы  пребывают в Покрово-Еннатском мужском монастыре села Дедово Федоровского района, а мощи блаженной Варвары — в Свято-Варваринском женском монастыре села Скворчиха Ишимбайского района.  

 

Азат Гиззатуллин

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или
Оставлять комментарии к новостям можно в группах "вконтакте" и в "фейсбуке"
Читайте нас в Яндекс.Новостях
Читайте также
Лонгриды
закрыть