Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 73.75 ↓

EUR 89.66 ↓

25 февраля Четверг

Уфа   °

Полилингвальные школы — это уникальный шанс для детей Башкирии

Учредитель «Фонда поддержки и развития детского образования» Минзаля Ишмуратова в интервью рассказала, для чего детям важно учить языки, как переехать в другой город, но остаться полезным родине.

- Вы получили грант главы республики на проект «Программа для лидеров полилингвального образования «Школьные инновации». Что это за проект?

Да, наш проект для лидеров полилингвального образования «Школьные инновации» вошел в список победителей данного грантового конкурса, что для нас с одной стороны большая честь, с другой стороны — огромная ответственность за результат перед коллегами и участниками.  Как вы знаете, в Республике принята концепция развития полилингвальных многопрофильных школ, где ключевая идея в преподавании на нескольких языках, что в результате позволит выпускнику получить необходимые практические знания и навыки в качественной коммуникации. Соответственно, запуск и развитие таких школ – большая комплексная задача, в которой важно не просто реализовывать «как получится», а изучить и пересобрать с учетом региональных потребностей лучшие мировые и российские практики.

Мой Фонд совместно с партнерами разработал для полилингвальных школ республики  интенсивную образовательную программу,  включающую лекции российских и международных экспертов, самые передовые инструменты и практики, которые эффективно применяются в мире. Однако мы не уходим в сторону слепого копирования чужого опыта, а в процессе обучения предусматриваем большой блок проектной работы, где участники предлагают свои идеи, видение и решение задач. Как правило, лучшие решения дает специалист-практик, работающий с конкретной проблемой своими руками. Особое внимание в сборке программы уделено ошибкам и вызовам, с которыми сталкивались школы в Европе и странах СНГ, что позволит учесть этот опыт и избежать такие сценарии у нас в Республике.

В Башкирии по поручению Радия Хабирова открылись три полилингвальные школы – две в Уфе, одна в Стерлитамаке. В ближайшее время такие же школы откроются в Нефтекамске, Хайбуллинском и Баймакском районах. До 2024 года сеть полилингвальных школ в Башкирии охватит 10 городов и пять районных центров.
Был ли у Фонда опыт работы с подобными грантами ? Почему Вы решились принять участие в данном грантовом конкурсе? Ведь зачастую проекты-победители подвергаются повышенному вниманию, если не сказать критике, еще до получения  результатов.

Все проекты Фонда с самого начала реализуются с привлечением партнеров и речь не столько про финансирование, сколько про вовлеченность, поддержку и неравнодушие. К примеру, проекты «Картина в библиотеке» в Национальной библиотеке имени Ахмет-Заки Валиди (2016) и выставка картин французских художников «Под одним небом» в Башкирском государственном художественном музее имени Михаила Нестерова (2018) были реализованы при поддержке со стороны московских коллег (директора Музея русского импрессионизма Юлии Петровой и мецената международного масштаба Инны Баженовой). Моя благодарность им безгранична, поскольку непосредственного отношения к республике они не имеют, но поддержали предложения и инициативы Фонда.

Особенно ценно то, что, учитывая размер страховой оценки экспонатов, который исчислялся миллионами долларов (теперь об этом можно сказать открыто), владельцы полностью доверили нам ценности и организацию выставок в Уфе.  Что же касается опыта в реализации проектов с аналогичной поддержкой – в 2019- 2020 годах в рамках сотрудничества с Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля Фонд выступил партнером таких образовательных выставок, как «От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль» (2019), «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья» (2020), где поддержка была оказана в формате целевой субсидии Министерства культуры Российской Федерации. Эти масштабные выставки имели огромный успех в Москве, а для студентов из Башкортостана были организованы специальные бесплатные экскурсии.

Возвращаясь к теме поддержки полилингвальных школ, считаю это направление для Фонда стратегически важным на долгие годы.  В ноябре прошлого года Фонд за свои средства организовал мероприятие «Полилингвальные школы Башкортостана: вектор развития», где приняли участие как директора полилингвальных школ, учителя-предметники, так и представители Министерства образования и науки Республики Башкортостан. Ключевым докладчиком выступила эксперт из Казахстана Лаура Карабасова, большую содержательную работу с участниками провели эксперты из Центра трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО. По итогам мероприятия Фонд получил высокую оценку и массу положительных отзывов участников за высокий уровень контента и организацию.

К инструменту грантового финансирования решили обратиться на этапе создания образовательной программы, когда важно привлечение российской и международной экспертизы.  Как вы понимаете, проект такого масштаба требует участия и вовлечения сильных содержательных и финансовых партнеров. Учитывая, что обучение в рамках данной программы улучшит качество решений и уровень экспертизы людей, которые отвечают за реализацию данной задачи в самих школах, уверена, что эти вложения окупятся и позволят достичь заданных целей.

Есть мнение, что для школ внедрение полилингвальности — это просто красивое слово: высококвалифицированных педагогов на всех не хватит, да и не все дети могут учиться на высоком уровне. Что Вы думаете по этому поводу и как решить проблему?

- Если подходить к процессу формально, можно обесценить и завалить любую задачу. Тут вопрос мотивации. Если каждый поймет, для чего ему лично это нужно, если и ученик, и учитель, и директор, и чиновники примут эту историю как свою, воспользуются современными практиками и наработками, чтобы делать свое дело качественно, то невозможное, на первый взгляд, станет возможным и будет нужный положительный результат не в виде какого-то отчета на бумаге, а в поколении, которое будет знать свои родные языки и свободно общаться, работать на иностранном.

В полилингвальных школах, уже заявлялось, будет формироваться новая элита республики. Как изучение иностранных языков поможет стать этой самой «элитой»?

— Неоднозначно отношусь к слову «элита» и разделение людей на подобные категории. Современные вызовы перед человечеством показали, что все это очень условные понятия и мы слишком много внимания обращаем на статус.

Я бы скорее сделала упор на о то, что знание языков поможет лучше реализовать свой потенциал без каких-либо ограничений. Важно не упустить время и выучить языки в раннем возрасте и в школьные годы.  Изучение иностранных языков — достаточно дорогое удовольствие, не все родители могут нанять репетитора, поэтому для детей, идущих учиться в полилингвальную школу, — это уникальный шанс получить необходимые знания на качественном уровне. По личному опыту также могу сказать, что этапы своей карьеры прошла бы гораздо быстрее при наличии двух иностранных языков, как это было у моей коллеги из Екатеринбурга.

Мы видим, как целые отрасли и профессии становятся ненужными, а умение свободно общаться на разных языках— это серьезное конкурентное преимущество.  К примеру, башкирский и татарский, кроме всего прочего, позволяют ориентироваться в тюркском мире, английский — это доступ к обширному международному сообществу, русский – наш родной язык и способ взаимодействия на всем постсоветском пространстве. Важно отметить, что русский язык в школах нужно продолжать преподавать на самом высоком уровне, ибо большая иллюзия считать, что для него нет угроз. Люди все-таки стали меньше читать классику, речь упрощается, наполняется заимствованными словами и сленгом.

Вам удалось выстроить диалог с местными властями?

У нас чаще принято ругать государство, а за этим градусом критики люди перестали видеть созидательную деятельность. В основе всего стоят конкретные люди и неравнодушное отношение к своему делу, поэтому диалог с местными властями сложился органично на основе и в процессе реализации наших проектов.  До этого я два года была вовлечена в международный проект по энергосбережению в Башкирии – и осталась приятно удивлена высоким профессионализмом, трудолюбием, оперативностью реакции и умением госслужащих работать в режиме 24/7.

Отдельно выражаю искреннюю благодарность Главе Республики Радию Фаритовичу и его команде за то, что существуют разные форматы поддержки НКО, несмотря на ситуацию в мире и стране.

Полилингвальные школы могут ускорить процесс оттока из республики лучших кадров. Как это остановить и нужно ли?

— Мое личное мнение (знаю, что не столь популярное) заключается в том, что насильно удержать талантливых людей, перспективные кадры практически невозможно и не всегда нужно. Для человеческой природы вопрос миграции исторически абсолютно нормален. К примеру, известнейший Зби́гнев Бжези́нский принял решение делать карьеру в США, прекрасно понимая, что в Польше такого уровня влияния на мировые события не может быть по объективным причинам. В Башкирии есть люди, чей потенциал соответствует мировому, общероссийскому масштабу, поэтому их успехами можно только гордиться.

  Мне кажется, что важнее создавать условия для их возвращения или приветствовать желание помогать своей родине — ведь получив опыт, обширные связи, уникальные навыки и финансовые ресурсы можно быть гораздо полезнее. Другое дело, если человек не хочет покидать республику, у него должна быть возможность успешно реализовать свой потенциал: открыть бизнес, запустить стартап, получать достойную оплату своего труда и т.д. Пока в целом по России вижу, что работать успешно в регионе, жить при этом на хорошем качественном уровне – скорее привилегия, чем норма.

  

Повлияла ли пандемия на реализацию творческих проектов Фонда?

С самого основания Фонда решили, что ориентируемся на очень разумные операционные расходы (не раздуваем огромный штат, не арендуем очень дорогой офис и т.д.), используем проектный подход, который позволяет вкладывать основную часть ресурсов в конкретное дело (выставку, образовательную программу и т.д.). Пандемия продемонстрировала, что подход был верным, поэтому пока идем по утверждённому плану без существенных изменений. Речь идет о трех выставочных и двух образовательных проектах в 2021 году, поэтому хочется верить, что ситуация все-таки улучшиться и мы сможем работать без каких-либо ограничений.

Фонд Минзали Ишмуратовой основан в 2016 году в Республике Башкортостан. Фонд поддерживает и развивает проекты по следующим направлениям:

  • Искусство (проекты, популяризирующие деятельность региональных культурных институций;
  • Образование (программы, способствующие развитию, сохранению, изучению качественному преподаванию русского, башкирского, английского языков);
  • Энергетика (образовательные программы и инициативы, в которых основные темы – энергосбережение и изменения климата).

 

Артем АНТОНОВ

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или
Оставлять комментарии к новостям можно в группах "вконтакте" и в "фейсбуке"
Читайте нас в Яндекс.Новостях
Читайте также
Лонгриды
закрыть