Второй год Башкортостан реализует Федеральный закон "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", положивший начало новому этапу реформирования местной
власти в стране. О местном самоуправлении нынче говорят много, не
обделяет его вниманием и руководство. Как правило, речь идет об
общей политике в этой сфере, а вот как эта политика реализуется на
местах и каковы ее практические результаты, пока не очень
понятно. Именно об этом наш разговор с председателем Совета
муниципального района Белорецкий район, секретарем местного политсовета
партии "Единая Россия" Евгением Карепановым.
- Евгений Яковлевич, как работается местной власти в рамках нового
закона о местном самоуправлении?
- Начнем разговор с того, что реформа местного самоуправления
действительно назрела. Ведь изначально, с момента "запуска" реформы
в 90-х годах, отношение к местным властям формировалось по принципу -
они отделены от государства, они сами по себе. И местная власть
"разгребала" свои "завалы" - а их всегда хватало, не имея для
этого ресурсов. Поэтому принципиально важно изменить отношение к
муниципальному сообществу. Нормальное отношение - это когда
проблемы муниципалитетов волнуют все общество, и когда в бюджетном
процессе они задействованы на основании реального диалога между
властью и местным самоуправлением, оценки реальных расходов,
выделении необходимых ресурсов.
Местная власть первой сталкивается с конкретными проблемами
людей, ведь она рядом, к ней обращаются по любому вопросу. Президент
нашей республики неоднократно подчеркивал, что деятельность органов
местного самоуправления должна быть направлена на улучшение жизни
людей, обеспечение их законных прав и интересов. Это - наша главная задача.
- И как удается ее выполнять?
- Скажу честно, непросто. В местном самоуправлении скопилось
немало проблем, многие из них уже стали хроническими. Более того,
реформа обостряет их и способствует возникновению новых "недугов".
И все упирается в финансирование местной власти. Ведь сейчас оно
идет от достигнутого. Берутся итоги прошлого года, набрасывается
несколько процентов на инфляцию, иногда еще немного добавляется.
И при этом не учитывается, что за время реформ 90-х годов
у местной власти накопилось множество долгов, например,
кредиторская задолженность государству предприятий жилищно-коммунального
хозяйства.
Местная власть должна государству, которое постоянно меняет
тарифы и вводит муниципалов в новые долги. Скажем, сейчас тарифы на
энергоресурсы увеличиваются с 20 до 23 процентов, а предельный
индекс на поддержание жилья - на 17 процентов. При этом местная
власть обязана поддерживать и модернизировать ЖКХ, которое
давно уже находится в критическом состоянии. Такая политика российского
Правительства не выдерживает никакой критики. Или больной вопрос -
ветхое жилье. В Белоречье сегодня требуется 376 миллионов рублей,
чтобы создать более-менее нормальные условия для проживания
людей. К примеру, заканчивается срок эксплуатации лифтов. По
нормативам, в ближайшие три года из 125 лифтов надо заменить 120.
На это потребуется более 10 миллионов рублей. С кого брать, с
населения? И так берем более, чем надо! Сегодня энергетики требуют
заменить приборы учета электроэнергии (вводится новый класс
точности) и перекладывают это на население, а ведь все эти годы
они исправно получают плату, имеют прибыль. Не менее злободневный
вопрос - замена водопроводных и тепловых сетей.
Министерство регионального развития РФ разработало законопроект о
финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ, сейчас он изучается в
Правительстве. Почему бы этот законопроект не опубликовать, не
посоветоваться с народом? Ведь ситуация такова, что реформирование
ЖКХ пора возводить в ранг национального проекта. К тому же, новый
закон значительно расширяет перечень полномочий муниципалитетов,
однако необходимых доходных источников за местными бюджетами не
закреплено. Поэтому местная власть вынуждена прибегать к практике
передачи полномочий (как правило, наиболее затратных) с уровня
сельских поселений на уровень муниципальных районов.
- И где же, по-вашему, выход?
- Надо изменить подход к формированию местных бюджетов. Эффективная
работа органов местного самоуправления возможна при наличии достаточной
финансовой базы, имеющей свои обоснованные и апробированные доходные
источники. Для этого можно использовать несколько вариантов ее формирования.
Первый вариант - существенно увеличить ставки имущественных налогов.
Чтобы покрыть расходы местных бюджетов, их необходимо увеличить в
несколько раз. Но это проблематично, так как усилит налоговый пресс
на физические лица и организации, что потребует снижения ставок
налога на прибыль и другие налоги. Второй вариант - предоставить
органам местного самоуправления право вводить свои налоги и на
этой основе увеличить долю собственных доходов территориальных бюджетов.
Однако в настоящее время реализация такого варианта нецелесообразна
по ряду причин. И, прежде всего, потому, что в России продолжается
процесс реформирования, диктующий необходимость сосредоточения финансовых
рычагов воздействия на экономические процессы в центре.
Есть и третий вариант пополнения местной казны - передача в местные
бюджеты части федеральных налогов, в частности, налога на прибыль,
налога с физических лиц и НДС. Этот вариант, по-моему, наиболее реальный.
- И что же следует из ваших размышлений?
- Вывод напрашивается один - в Налоговом кодексе необходимо
пересмотреть статьи, касающиеся формирования местных бюджетов. Нынешние
правовые акты, регулирующие межбюджетные отношения в стране, не создали
механизма, обеспечивающего финансовую самодостаточность местного
самоуправления (хотя она везде декларируется). На мой взгляд,
сегодня Россия, если и ушла в этом вопросе от жестко централизованной
системы, то лишь в сторону еще большего ущемления прав местного
самоуправления. Доходная часть местных бюджетов по-прежнему формируется,
в основном, не за счет собственных доходов, а путем отчислений
от "регулирующих" доходов, поступающих в виде финансовой
помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации, и финансов
катастрофически не хватает.
- Евгений Яковлевич, вы возглавляете местный политсовет партии
"Единая Россия", нельзя ли через "партию власти" откорректировать
ход реформы? Вообще, как удается сочетать хлопотную работу с
партийной деятельностью?
- Для партии "Единая Россия" успех реформы и ее проведение
с учетом потребностей местного самоуправления - предмет особой
заботы. "Единая Россия" строит свою работу на основе постоянного и
последовательного взаимодействия с органами местного самоуправления.
В целях действенного участия в реформе партия создала Всероссийский
совет местного самоуправления - общественную организацию, объединяющую
актив местного самоуправления России.
"Единая Россия" - партия большинства, поэтому ее деятельность
неотделима от процессов, происходящих в нашем обществе. Среди
127 депутатов Советов 13 сельских поселений нашего района,
избранных 11 марта, - 96 депутатов, выдвинутых "Единой Россией".
И доверие избирателей обоснованно. Ведь за последние полтора
десятка лет наш таежный край заметно изменился к лучшему.
В развитие объектов социальной сферы Белоречья инвестировано
около 15 миллиардов рублей. Чтобы более зримо оценить этот показатель,
назову конкретные результаты: построено 17 учебных заведений на
4346 мест, пять социальных и два физкультурно-оздоровительных
комплекса, а в школе N21 практически с нуля возведен современный
спорткомплекс с бассейном. 1,8 миллиарда рублей из различных
источников направлено на создание комплекса санатория "Ассы".
Восстановлены четыре водохранилища в селах района.
За эти годы реконструированы и построены новые участковые больницы и
врачебные амбулатории в селах Тирлянский, Инзер, Абзаково, Ассы,
Серменево, Шигаево, Бриш, Бриштамак, Габдюково. Отремонтированы
здания больничного городка и центральной поликлиники.
Газифицированы 15 населенных пунктов. "Голубым топливом"
дополнительно стали пользоваться жители 7685 квартир. За 15 лет в
городе и районе построено 225 тысяч квадратных метров жилья.
Все населенные пункты района имеют телефонную связь и надежное
дорожное сообщение. Кроме того, современные пешеходные переходы
через реки Инзер и Белую появились в селах Ломовка, Бриштамак и
Усмангали. Примечательно, что с каждым годом объем инвестиций в
социальную сферу со стороны республики увеличивается. В этом году
идет реконструкция центрального рынка и гостиницы в Белорецке,
строятся социальные центры в Инзере, Зуяково, Верхнем Авзяне,
школы - в Исмакаево, Узянбаше и Инзере, роддом и детская
поликлиника в Белорецке и ряд других объектов.
Белорецкий район преображается на глазах,
благоустраивается, хорошеет. Как отделить эту работу от
задумок и планов партии "Единая Россия", стратегия которой,
сконцентрированная в "Плане Путина", нацелена на развитие
и обновление? Мы считаем нашу идеологию не просто наиболее подходящей
к условиям России, но и наиболее реалистичной, потому что она
формировалась в практической работе. "Единая Россия" - партия
реальных дел, поэтому моя работа и партийная деятельность
логически взаимосвязаны.
Автор: Марина Шумилова