Помнится, была такая филологическая головоломка в старом
советском мультике: "Казнить нельзя помиловать", где от
правильной постановки запятой зависела жизнь нерадивого
школьника. Ныне такая ситуация, далеко не мультипликационная,
сложилась в отношении "проблемных" предприятий не только
Башкортостана, но и России в целом. Речь идет об убыточных
предприятиях, находящихся на стадии банкротства.
Сегодня арбитражные суды завалены делами о судьбах
предприятий- должников, поскольку кредиторы и финансовые
органы государства не могут ждать, пока хозяйствующие субъекты
расплатятся по долгам. Поэтому по нынешнему законодательству
они просто инициируют в судах дела о финансовой несостоятельности.
Однако в данном процессе не всегда соблюдаются интересы
государства, так как в эту область нередко внедряются аффилированные
субъекты, заинтересованные персоны, монополии. Как обстоят дела
в Башкортостане? Об этом в беседе с обозревателем агентства
"Башинформ" рассказывает заместитель начальника отдела
урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства
Управления Федеральной налоговой службы России по Республике
Башкортостан Альмир Газизов.
- Альмир Камилевич, насколько я понимаю, налоговая служба
представляет интересы государства в процедурах банкротства?
- Налоговая служба - орган, на который возложены полномочия
по представлению интересов Российской Федерации по денежным
обязательствам перед государством в делах о банкротстве.
В своей работе мы руководствуемся Федеральным законом "О
несостоятельности (банкротстве)", Постановлениями Правительства
РФ, а также ведомственными приказами.
- В каких случаях предприятие можно признать несостоятельным?
- По закону мы обязаны, подчеркиваю, обязаны инициировать
процедуру банкротства в случае, если в течение трех месяцев
за предприятием числится задолженность в бюджет в сумме более
ста тысяч рублей. Хотя есть и альтернатива - мы вправе
предоставить отсрочку до шести месяцев.
- На сегодняшний день такое количество российских, да и
республиканских предприятий объявляются банкротами, что поневоле
задумываешься о правоте СМИ и многочисленных экспертов, заявляющих
о третьей волне "прихватизации"... Что, действительно, нет
возможности удержать предприятие "на плаву", сохранив тем
самым и производство, и рабочие места? Почему задействованные
в этом процессе структуры, в том числе и налоговая служба,
идут на крайние меры? Не целесообразнее ли оздоравливать
предприятия вместо того, чтобы их банкротить?
- Хочется сказать, что в этом, (в несостоятельности предприятия)
прежде всего вина его руководителей либо собственников.
Именно на них лежит обязанность контролировать деятельность
предприятия и, в случае возникновения каких-либо проблем, искать
новые пути для развития. Тем не менее, мы стараемся не допускать
массового банкротства предприятий, а потому налоговые органы
начали ежемесячно предоставлять главам муниципальных образований
список должников, имеющих признаки банкротства с просьбой
принять соответствующие меры. Кто, кроме них, лучше всего знает
ситуацию на предприятии, расположенного на территории города
или района? Только после этого мы подаем заявления о признании
несостоятельным того или иного хозяйствующего субъекта в
Арбитражный суд.
Надо сказать, практика представления списка потенциальных
банкротов в УФНС по РБ существует с прошлого года, только
до нынешнего момента такие списки предоставлялись ежеквартально.
- Сколько всего на данный момент в республике
несостоятельных предприятий?
- На сегодняшний день в процедуре банкротства находится
около трех тысяч дел о банкротстве. Если быть точным - 2942.
- Но это же целый пласт экономики, который будет вырезан в
ущерб, прежде всего, государству...
- Точнее сказать, здесь идет не сокращение экономического
потенциала республики и государства в целом, а своеобразная
чистка. Ведь из этих трех тысяч предприятий далеко не все
являются ныне действующими. В налоговых органах сегодня на учете
состоит значительное количество предприятий, которые фактически
не осуществляют хозяйственную деятельность, при этом за ними
числится задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Это так называемые отсутствующие должники - те самые гоголевские
"мертвые души", живущие только на бумаге. И для того, чтобы в
какой-то степени оздоровить состояние экономики, государство
в лице налоговых органов начало работу по их исключению из
государственного реестра. Одним из способов подобного исключения
является инициирование процедур банкротства отсутствующих
должников.
- И все же среди общего количества проблемных предприятий
есть и действующие, которые могли бы встать на ноги. Почему
ликвидируются и они?
- Надо отметить, что для таких случаев законодательством
предусмотрено несколько стадий до момента принятия решения о
признания предприятия несостоятельным (банкротом). Так, на
предприятиях в качестве первой процедуры вводится процедура
наблюдения в ходе которой арбитражным управляющим проводится
анализ финансовых показателей должника, на основании которого
принимается решение о целесообразности введения следующей
процедуры банкротства: либо финансового оздоровления, или
внешнего управления (если имеются предпосылки для выхода
предприятия из кризисного положения), либо конкурсного
производства (когда восстановить платежеспособность предприятия
становится невозможным).
- Кстати, об арбитражных управляющих. Альмир Камилевич,
на заседаниях коллегии Контрольно-счетной палаты РБ в одно
время очень часто приходилось знакомиться с материалами
проверок, которые показывали, что после деятельности таких
управляющих предприятия "приказывали долго жить". Насколько
подконтрольна и эффективна их деятельность? Многие управляющие
ведут по 10-15 предприятий одновременно, можно ли говорить о
том, что они досконально вникают в дела каждого предприятия?
- Хочется сказать, что все зависит от отношения арбитражных
управляющих к своим обязанностям. Нарушения, конечно, есть.
Но с ними мы боремся. В случае выявления нарушений в
деятельности арбитражных управляющих налоговыми органами
проводится комплекс мероприятий по привлечению их к
ответственности (имущественной, административной, уголовной),
отстранению от управления предприятием, вплоть до дисквалификации
(отстранение от данного вида предпринимательской деятельности).
Помимо этого их деятельность контролирует Главное управление
федеральной регистрационной службы по РБ. Да и другие ведомства
активизировались в этом направлении.
- Какие же основные нарушения выявляются в работе
арбитражных управляющих?
- Пожалуй, наиболее распространенное - реализация имущества
должника с нарушением порядка, установленного действующим
законодательством, затягивание процедур арбитражными
управляющими, которые приводят к дополнительным затратам,
завышение текущих затрат на привлечение дополнительных
специалистов, зачастую дублирующих функции арбитражных
управляющих.
Как вы уже говорили, некоторые арбитражные управляющие
умудряются одновременно вести по несколько предприятий-банкротов.
Понятно, что заниматься всеми сразу они были не в состоянии,
и вынуждены нанимать сторонних консультантов и юристов,
платить им деньги опять же за счет имущества предприятий.
- К теме других ведомств. Как налоговая служба сотрудничает
с органами исполнительной власти в процедурах банкротства
республиканских предприятий и контролю за деятельностью
управляющих?
- До подачи заявления о признании предприятия несостоятельным
банкротом налоговым органом направляется соответствующее уведомление
в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти республики и местного самоуправления. Тесно работаем с
правоохранительными органами, прокуратурой, другими ведомствами.
Надо сказать, что сейчас практически в каждом ведомстве созданы
структуры, которые тесно занимаются проблемными предприятиями,
выясняют причины несостоятельности и многое другое. Постоянно
проводятся координационные межведомственные совещания. При проверке
документов в случае выявления каких-либо нарушений законодательства,
направляем информацию как в регистрационную службу, так
и в МВД и прокуратуру. К слову, за первое полугодие этого
года мы направили более 100 обращений в правоохранительные
органы с просьбой провести проверку того или иного предприятия,
и свыше 60 обращений - в ГУ ФРС по РБ для проверки деятельности
арбитражных управляющих. Надо сказать, 30 из них были привлечены
к административной ответственности, двое отстранены.
И такую практику будем продолжать.
- Альмир Камилевич, хотелось бы затронуть и финансовую
сторону вопроса. Сколько, на сегодняшний день, проблемные
предприятия должны государству и какие суммы налоговые органы
смогли восстановить в бюджеты всех уровней?
- На сегодняшний день задолженность предприятий-банкротов
перед бюджетом и внебюджетными фондами составляет 29,859
миллиарда рублей, но смею Вас заверить, налоговые органы
применяют все меры по взысканию задолженности перед бюджетами
всех уровней.
- Спасибо за беседу.
Автор: Ольга Горюнова