Сегодня в зале заседаний президиума республиканского
парламента Председатель Государственного Собрания - Курултая -
Республики Башкортостан Константин Толкачев ответил на вопросы
представителей средств массовой информации. Пресс-конференция, в
которой также принимали участие его заместитель Салават Кусимов
и руководитель Секретариата парламента Венир Азнагулов, была посвящена
итогам работы парламентариев в период весенней сессии,
завершившейся вчера 37-м заседанием Госсобрания РБ.
Как уже сообщалось, на заседании Константин Толкачев подвел
основные итоги работы парламента республики, оценив ее
достаточно высоко. Поэтому пресс-конференция началась с просьбы
корреспондента "Башинформа" сделать сравнительный анализ работы
парламентариев Башкортостана и работы их коллег из других
субъектов Российской Федерации, а также объяснить, почему все
законопроекты принимаются депутатами практически единогласно, в
то время как, например, в Турции бюджет принимается в острых
дебатах и обсуждается много дней.
- Мы проводим такие сравнительные исследования, - сказал
Константин Толкачев. - По объему правовой базы равных нашему
парламенту нет. По количеству законов, которые мы принимаем, по
"погружению", по результативности нашей правовой системы мы можем
сказать, что она является одной из ведущих в Российской
Федерации. Этот факт признают и другие исследователи, которые
занимаются этой проблемой.
Единодушие по закону о бюджете и другим законам проявляется
лишь в заключительной стадии. Этому предшествует большая,
напряженная работа. В момент до нулевого чтения, во время работы
комитетов, во время подготовки законопроектов.
Надо также прямо сказать, что места для дискуссий сейчас
осталось очень немного. Наибольший объем предметов ведения
перешел в федеральный центр. И те вопросы, которые отнесены к
ведению субъектов Российской Федерации, либо не дискуссионные и
достаточно однотипные, либо им предшествует хорошая творческая,
научная проработка, обсуждение на заседаниях комитетов,
Президиума. В результате, мы выносим на обсуждение документ,
который достаточно подготовлен для своей реализации.
Может быть, когда в парламенте будет больше партий,
фракций, и им надо будет позиционироваться, то на одни и те же
вещи они будут стараться смотреть по-разному. Сейчас же, когда в
нашем Госсобрании фракционность только зарождается, такой
необходимости, видимо, нет. Или не выработаны позиции партий.
- Какой из законов, принятых на весенней сессии, вы
считаете наиболее важным, долгожданным? Каковы практические
результаты визитов нашей парламентской делегации в Турцию,
Чехию, Словакию? - С этими вопросами к спикеру обратилась газета
"Республика Башкортостан".
- Самого любимого закона нет. Ко всем принимаемым законам
мы относимся с уважением и хотели бы, чтобы те субъекты, которым
адресованы эти законы, также их уважали и выполняли безупречно,
- ответил Константин Толкачев. Но все же выделил главенствующий
закон - "О внесении изменений и дополнений в Конституцию РБ",
поскольку он занимает ведущее место в законодательной иерархии.
- Следствием наших визитов в названные страны стало
подписание соответствующих протоколов, - продолжал спикер. И
подчеркнул, что наша парламентская делегация совершала визиты не
по приглашению субъектов этих государств, а по приглашению
представляющих их законодательных органов. А уровень этих
органов соответствует нашему Федеральному Собранию Российской
Федерации. Тем не менее переговоры с нашей делегацией велись на
равных, уважительно, без каких-либо ущемлений.
- Это свидетельствует как об авторитете нашей республики, так
и об авторитете нашего Государственного Собрания, - сделал вывод
глава депутатского корпуса.
- На днях Дмитрий Медведев заявил, что федеральный центр
готов заново обсудить с регионами вопрос о разделении
полномочий, может быть, добавить их регионам. Не планируется ли
обновления договора о разграничении полномочий между
Башкортостаном и Россией?
- Сейчас идет спокойный, несколько заторможенный процесс,
федеральный центр принял наши предложения, теперь "мяч" на их
стороне, и мы ждем, какой будет ответ, - ответил спикер
башкирского парламента. - Когда мы заключали договор, у нас было
пустое правовое поле, федеральная правовая система
характеризовалась большим объемом пробелов. "Вакуумность"
требовала брать на себя ответственность. Продуктивность работы
Государственной Думы тогда была низкой, и путем заключения
договора мы взяли полномочия и взвалили на себя ответственность
за их реализацию, качество исполнения. Но постепенно федеральное
поле наполнялось новыми и новыми законами. И те положения,
которые находились в заключенных договорах, вошли в противоречие
с принимаемыми федеральными законами. Юридическая сила
федеральных законов намного выше юридической силы тех положений,
которые были закреплены в договоре о разграничении полномочий.
Но мы неоднократно обращались с просьбой определить правовой
статус этого документа. Считаю, что он по юридической силе
должен быть никак не ниже, чем закон, и практика федерального
законодательства показала, что наше понимание - правильное.
- Законы, принимаемые Государственной Думой, унифицируют
статус субъектов РФ, - продолжал Константин Толкачев. - Но ведь
все субъекты различны по своему положению. Формально, в
юридическом плане мы оказываемся равными, например, Эвенкийскому
автономному округу, Еврейской автономной области, хотя наши
политические, экономические, культурные возможности не сравнимы.
У нас они намного выше. И формальное, юридическое равенство не
означает фактического равенства.
Любое право - мера возможного поведения. А превратится ли
оно в действительность, будет зависеть от организационных,
экономических, политических усилий, которые будут прилагаться с
носителями этого права. Вот мы и предлагаем, чтобы договор,
заключаемый с Башкортостаном, отличался от договора,
заключаемого с Еврейской областью, и соответствовал нашим
возможностям...
На этом спикер башкирского парламента остановился, сказав,
что на эту тему можно рассуждать еще очень долго. И ответил на
вопрос о характере и содержании поступающих в Госсобрание писем
от населения, которых официально зарегистрировано 1247.
- Пишут обо всем, начиная от семейных отношений и завершая
жалобами на несогласие с позицией тех или иных руководителей.
Думаю, что нет сферы, которую бы не затронули поступающие
жалобы, - сказал он.
- В этом количестве не учтены те письма, которые получают депутаты
в своих избирательных округах, - сообщил Венир Азнагулов.
А Салават Кусимов добавил, что письма свидетельствуют о низкой
правовой культуре пишущих их граждан. Зачастую они обращаются к
законодателям с такими вопросами, с которыми надо обращаться в
суд. И надо повышать правовую культуру нашего населения, оно должно
понимать, что депутаты не могут решать поставленные вопросы по существу...
Спросили корреспонденты главу парламента и об его отношении
к политическим партиям, фракциям, о перспективах партий на
предстоящих парламентских выборах.
- Я относился и отношусь скептически к состоянию наших
партий, - отвечал Константин Толкачев. - Нет четко выраженных,
позиционированных идеологий, нет уже определившегося электората.
Гибкость платформ этих партий свидетельствует о конъюнктурности,
о том, что главной их целью является занять какое-то количество
мест и быть представленными в парламенте.
По поводу отмены графы "против всех" спикер отозвался
одобрительно:
- У нас такой спектр партийных структур, что каждый
человек может выбрать партию, соответствующую его взглядам и
позициям, реализоваться в своих политических убеждениях. А отказ
голосовать за ту или иную партию - это форма электорального
хулиганства или правового нигилизма, поскольку это не выражает
ту или иную идеологическую позицию избирателя.
- В нашем парламенте доминирует "Единая Россия", и
конкурировать с ней кому-либо - дело бесперспективное, - так
оценил Толкачев соотношение сил в парламенте Башкортостана. - Фракция
"Партии жизни", зарегистрированная в Госсобрании РБ, как и сама
партия, ничем себя пока не проявила. Сама ее идеология очень
близка к "Единой России", она представляет одни и те же слои
населения, политические взгляды.
На очередных выборах мы будем избирать в Госсобрание 120
депутатов, из них 60 - по партийным спискам, - напомнил он.
И дал свой прогноз на предстоящие выборы.
- "Единая Россия" будет представлена в парламенте
однозначно. У "Союза правых сил" нет необходимой социальной
базы. Могут быть достаточно хорошо представлены коммунисты.
Причем не в силу того, что у них хорошо сложившаяся
организационная структура, а потому, что коммунистическая идея
по-прежнему привлекательна для достаточно большого количества
населения. Впрочем, на одном поле с коммунистами будут работать
аграрии. Жириновский у нас не пользуется такой популярностью,
чтобы набрать семь процентов голосов. А перспективы "Партии
жизни", в том виде, в каком она существует сегодня, весьма
призрачны.
Удовлетворен ли Константин Толкачев реализацией,
исполнением принимаемых Госсобранием РБ законов и много ли их
приходится отменять в связи с принятием аналогичных федеральных
законов?
- Если бы законами было можно сделать все, мы бы давно жили
при коммунизме, - сказал Константин Толкачев. - К сожалению,
закон не может опережать жизнь. Он всегда связан с уже
существующими общественными отношениями и имеет целью как раз
регулирование этих отношений, упорядочение их в интересах всего
населения или хотя бы его большинства...
Удовлетворения у спикера нет, так как законы не
исполняются. Причины разные, в том числе все та же низкая
правовая культура населения, которая у нас отстает от
требований, предъявляемых существованием в цивилизованном
обществе. Зачастую целесообразности отдают предпочтение перед
законностью.
Пользуясь случаем, Константин Толкачев выдвинул предложение
в качестве национальной идеи, которую все никак не могут найти в
России взамен коммунистической, использовать не менее хорошо
структурно обеспеченную "правовую идею".
- Лишь право, опирающееся на правовой фундамент, может
консолидировать все общество, - убежден он.
Применялся ли на деле закон о борьбе с коррупцией, принятый
в Башкортостане одним из первых в России и как спикер относится
к приостановлению его действия в республике.
- Независимый фонд "Эндем", который возглавляет бывший
советник Президента РФ Георгий Сатаров, провел исследование
коррупции в России и отнес нашу республику к числу регионов с
наименьшим уровнем коррупционности. Принятый нами в 1994 году
закон о борьбе с коррупцией оказывал воздействие на некоторых
зарвавшихся руководителей. Опираясь на этот закон, наш
контрольный комитет провел очень много проверок, сделал много
анализов, следствием которых становилось если и не возбуждение
уголовных дел, то отстранение руководителей от занимаемых
постов. Закон заполнял вакуум. Но потом многие положения нашего
закона вошли в противоречие с принятыми федеральными законами.
Мы постоянно вносили изменения, но сложилась ситуация, что для
субъекта РФ практически не осталось пространства, где бы он мог
каким-то образом регулировать борьбу с коррупцией. Мы привлекли
для консультаций представителя Совета Европы, он долгое время
проводил исследования на территории нашей республики, опросы. Но
предмет антикоррупционной законодательной деятельности нашего
парламента найти так и не смог.
Мы не можем создавать нормы уголовного права, относящиеся к
ведению федерального законодательства. Мы приостановили действие
своего закона, но продолжаем искать свою нишу, где бы могли
работать по борьбе с коррупцией. Мы проводили у себя
неоднократно конференции и заседания с приглашением депутатов
Госдумы, представителей прокуратуры, вузовских коллективов,
которые занимаются этой проблематикой, принимаем участие в
принятии федеральных законов по борьбе с коррупцией, свои
наработки направляем в Государственную Думу. Один из трех
законов был уже на подписи у Бориса Николаевича, но он его
почему-то не подписал...
В ходе пресс-конференции Председатель Госсобрания РБ
ответил на многие другие вопросы, в том числе не относящиеся
непосредственно к работе депутатского корпуса, но касающиеся
жизни республики.
Фото Андрея Старостина.
Автор: Николай Ермоленко