То, что Уфа строится, видно невооруженным глазом. Приметой
времени стали устремленные ввысь башенные краны и обнесенные
аккуратными заборчиками новостройки. Причем растет наш город,
как сказочный богатырь, не по дням, а по часам. Мы видим это
ежедневно, отправляясь на работу и обратно домой, а кто-то наблюдает
строительный бум из окна собственной квартиры. Однако ощутить
масштабы строительства, увидеть панораму новостроек можно лишь с
высоты птичьего полета.
Такая возможность благодаря пресс-службе Президента Республики
Башкортостан предоставилась недавно фотокорреспонденту агентства
"Башинформ" Андрею Старостину и его коллегам из других изданий,
которые на вертолете "Уфимских авиалиний" совершили часовой
полет над Уфой, во время которого сделана масса уникальных
фотографий...
Так какой же видится Уфа с высоты двухсот метров? Как растет наша
столица согласно Генеральному плану ее развития, а также плану
подготовки к знаменательной дате - 450-летию добровольного вхождения
Башкирии в состав России? Ведь в перечень основных мероприятий
в рамках юбилея входят десятки объектов, самые крупные из которых
у всех на слуху. Это реконструкция Уфимского железнодорожного
вокзала и Международного аэропорта "Уфа", строительство Дома дружбы
народов, Ледового дворца "Уфа-Арена", ипподрома "Акбузат",
дорожных развязок, мостов и пешеходных переходов, а также
лечебно-профилактических учреждений и многого другого. Эти
объекты так и называют - юбилейные. Они должны быть введены в
эксплуатацию к праздничной дате и частично на средства федерального
бюджета.
Более всего, пожалуй, впечатляют масштабы жилищного
строительства. Вот, например, микрорайоны Южный и Солнечный. За
последние годы они изменились до неузнаваемости. На пустырях встали
новые высотные дома. Они основательно потеснили разномастный частный
сектор и гаражные кооперативы. Здания красивы снаружи, отличаются
удобной планировкой квартир. К тому же в микрорайоне Южный
практикуется квартальная застройка, учитываются все потребности
будущих жильцов. А Сипайлово?! Этот некогда непрестижный микрорайон
хорошеет с каждым днем. И это особенно заметно сверху.
С развитием инфраструктуры он стал все
более привлекательным для горожан. Не назовешь его теперь и пустыней,
где раньше поднимались "песчаные бури", по меткому выражению местных
жителей. В Сипайлово прижились деревья, все больше газонной зелени
и цветов, словом, изменения к лучшему налицо.
Когда смотришь на снимки, сделанные с борта вертолета, не
сразу узнаешь даже знакомые места: с высоты они выглядят по-другому.
Однако старые микрорайоны от новых отличить нетрудно. Они
выделяются, прежде всего, обилием зелени, ровной, прямолинейной
застройкой, однотипными домами. Очень мило выглядит центр
Черниковки с его Дворцом культуры имени Серго Орджоникидзе (ныне
корпус УГНТУ) и улицей Первомайской, мечетью "Ляля-Тюльпан" и
парком Победы. Оказывается, не зря Уфу называют зеленым городом -
в старой ее части кругом оазисы зелени.
Радует коренных уфимцев и повсеместно ведущийся снос ветхого
жилья. Не узнать, к примеру, улицу Цюрупы, где за последние несколько
лет выросли целые кварталы современных домов. То же самое и на улице
Революционной, вблизи офиса банка "УралСиб", и в других местах
исторической части Уфы. Во-первых, приятно от того, что на месте
покосившихся избушек возвышаются дома-красавцы, во-вторых, от
того, что жители неблагоустроенных домишек наконец-то въехали
в квартиры со всеми удобствами. И все же пока в городской черте
остается около четырех процентов ветхого жилья. Вроде бы это и
немного, но отжившая свое старина очень уж резко бросается в глаза.
Речь идет не только о частных строениях на улицах Ветошникова и
Мингажева и многих других, подобных им, но и двухэтажных домах
барачного типа, которых еще немало в северной части столицы.
Но вот за кого можно искренне порадоваться, так это за уфимцев,
проживавших на горе напротив железнодорожного вокзала. Как неэстетично
выглядел этот склон, помнит каждый. С началом строительства крытого
пешеходного перехода и транспортной развязки старые дома снесены,
а их обитатели получили нормальные квартиры. Склон же уже начали
благоустраивать. Между прочим, снос частных строений продолжится,
чтобы этот уголок приобрел законченный, цивилизованный вид. Это
тем более символично, что все эти серьезные преобразования проходят
в год, объявленный в республике Годом благоустройства.
Как подчеркнул в своем Послании народу и Государственному
Собранию - Курултаю - Республики Башкортостан "К новому качеству
жизни людей" Президент РБ Муртаза Рахимов, "в области жилищного
строительства предстоит последовательно реализовать республиканскую
целевую жилищную программу на 2005-2010 годы, разработанную во
исполнение Федеральной программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Это
основной инструмент реализации национального проекта по жилью.
В ближайшие годы необходимо довести ежегодные объемы строительства
жилья до 2 млн. кв. метров".
Таким образом, Уфа будет строиться еще интенсивней. Задача
теперь состоит в том, чтобы сделать жилье доступным основным группам
населения, на что нацеливает нас Президент России.
Аэрофотосъемка показывает,
что строители творчески относятся к своему делу, любой удобный
пятачок используют для возведения многоэтажек, как правило,
не во вред жильцам близлежащих домов. Вот, например, на проспекте
Октября позади "хрущевских" пятиэтажек появились современные жилые
дома, построенные по индивидуальным проектам. То же наблюдается
и в Орджоникидзевском районе, где на пустующих площадях растет
новое жилье, и в других частях Уфы.
Особо следует сказать о масштабах дорожного строительства.
Во время своего недавнего визита в Уфу министр транспорта Российской
Федерации Игорь Левитин интересовался, прежде всего, тем, как
осваиваются государственные средства в этой сфере. По его словам,
сеть автомобильных дорог общего пользования у нас самая протяженная
среди субъектов Российской Федерации, из них почти половина - с
асфальтобетонным покрытием. Но часть дорог используется
сверхинтенсивно, поэтому нужны новые развязки, а также ремонт и
расширение дорожного полотна, строительство новых путепроводов.
На эти цели, как уже сообщалось, из федерального бюджета выделяется
на два ближайших года восемь миллиардов рублей.
Безусловно, самой заметной вехой в дорожном строительстве
Уфы стал ввод в эксплуатацию магистральной автодороги по проспекту
Салавата Юлаева, которая должна завершиться сдачей двух путепроводных
развязок в створе улиц Бессонова и Менделеева. Это позволит в
перспективе обеспечить прямой выход на проспект Октября и в Затон.
Значительным шагом вперед в решении транспортной проблемы
станет реконструкция улицы Округа Галле со строительством эстакад
на пересечениях с улицей Рихарда Зорге, проспектом Октября, улицей
Комсомольской и выходом к путепроводной развязке на проспект Салавата
Юлаева. Полным ходом идет расширение путепровода "Дежневский" с
выходом на улицы Комарова и Интернациональная. Это узкое место
давно уже требовалось расширить. В общем, делается немало, и
уже сейчас автолюбители говорят, что ездить по Уфе стало удобнее и
безопаснее, хотя проблем еще предостаточно. Простой пример - нередко
в часы пик на центральных магистралях возникают "пробки", из-за чего
нервничают водители и пассажиры.
И напоследок хочется сказать о такой важной особенности
современного мегаполиса, как гипермаркеты. Не стала исключением
в этом отношении и столица нашей республики. В прошлом году введен
в строй гипермаркет "МЕТРО", расположенный по дороге в аэропорт.
Начато строительство торгово-сервисного комплекса "ИКЕА" в
районе села Чесноковка. Запланировано также возведение
развлекательных центров на бывших окраинах Уфы, расширение
коттеджной застройки.
Так что, можно сделать однозначный вывод: наш город растет и
ввысь, и вширь, причем быстрыми темпами. Уфа все больше приобретает
столичный облик и европейские черты. Все строящиеся и реконструируемые
юбилейные объекты станут ее подлинным украшением, своеобразной визитной
карточкой и, надо полагать, придутся по душе нашим многочисленным
гостям, которые совсем скоро съедутся на празднование события
федерального значения - 450-летия добровольного вхождения Башкирии
в состав России. Как хорошая хозяйка, Уфа готовится к приезду гостей
загодя, используя все свои резервы и экономический потенциал.
На снимках: так выглядит с высоты птичьего полета Уфа сегодняшняя,
строящаяся.
Фото Андрея Старостина.
Автор: Любовь Колоколова