В 2005 году, благодаря реализации мероприятий по развитию
основных направлений деятельности, Внешторгбанк значительно
упрочил свою системообразующую роль в российском банковском
секторе. В декабре 2005 года капитал Внешторгбанка
увеличился на сумму 37,5 миллиарда рублей.
Также в конце 2005 года завершился второй этап операции
по приобретению Промстройбанка, в рамках которого пакет акций,
принадлежащий Внешторгбанку, увеличился до 75 процентов плюс
три акции.
В результате данных приобретений, а также последовавшей в
начале 2006 года интеграции банка МРИЯ в Украине, группа ВТБ
приобрела принципиально новую форму. На сегодняшний день в
нее входят семь банков в странах Западной Европы, четыре банка
в СНГ, Промстройбанк, дочерний розничный банк Внешторгбанк 24
и несколько региональных банков в России.
В настоящее время Внешторгбанк вплотную подошел к этапу
формирования на базе отдельных дочерних банков единого банковского
холдинга.
Благодаря развитой системе зарубежных кредитных учреждений,
Внешторгбанк играет все более важную роль в российском
банковском секторе по таким ключевым направлениям работы,
как привлечение на зарубежных рынках ресурсов для нужд развития
российской экономики, обслуживание внешнеэкономических связей
РФ, проведение клиринговых расчетов на постсоветском пространстве
и др. По предварительным оценкам, в соответствии с консолидированной
отчетностью группы ВТБ по МСФО на 1 января 2006 года активы
группы превышают 35 миллиардов долларов, собственные средства
достигли 4,5 миллиарда долларов, сформированный клиентский
кредитный портфель - около 20 миллиардов долларов. Чистая
прибыль группы ВТБ по итогам 2005 года составила около 500
миллионов долларов.
В 2005 году Внешторгбанк продемонстрировал впечатляющий
рост по всем основным показателям банковской деятельности.
По российским стандартам бухгалтерского учета величина
собственных средств выросла за год на 62 процента - с 68,2
миллиарда рублей до 110,7 миллиарда. Активы Внешторгбанка
достигли 635 миллиардов рублей - на начало 2005 года
было 404 миллиарда. Чистая прибыль по итогам 2005
года составила рекордную в истории Внешторгбанка величину,
превысив 12 миллиардов рублей, увеличившись, по сравнению
с соответствующим показателем 2004 года, на 29
процентов. Доля российских банков группы ВТБ - Внешторгбанка,
Внешторгбанка 24 и Промстройбанка - в общих активах российской
банковской системы увеличилась почти до девяти процентов.
В 2005 году Внешторгбанк продолжал активно наращивать
объемы финансирования российской экономики. Величина клиентского
кредитного портфеля увеличилась по итогам 2005 года на 36
процентов и составила по состоянию на 1 января 2006 года
320 миллиардов рублей.
В 2005 году значительные плоды принесла работа по дальнейшему
развитию клиентской базы и привлечению новых стратегических
клиентов.
В 2005 году продолжалось и активное развитие инвестиционно-банковских
операций. Так, банку удалось выйти на ведущие позиции
в основных сегментах инвестиционного бизнеса, в частности, стать
лидером на рынке финансирования инвестиционных проектов,
занять первое место в рейтингах организаторов и андеррайтеров
выпусков российских корпоративных и муниципальных облигаций,
утвердиться в качестве одного из ведущих операторов рынка РЕПО.
Внешторгбанк традиционно участвует в реализации инвестиционных
проектов в базовых отраслях экономики. География реализации
инвестиционных проектов в 2005 году вышла за пределы России.
Сумма участия Внешторгбанка в проектах превышает 44 миллиарда рублей.
Продолжает банк активную работу и на рынке операций корпоративного
контроля, то есть операций по финансированию слияний и поглощений.
Общий объем осуществленных за 2005 год операций превысил 24 миллиарда
рублей.
В целях развития собственной ресурсной базы и расширения
финансирования российской экономики Внешторгбанк продолжал активно
наращивать объемы заимствований. В 2005 году общая сумма привлеченных
на рынке капиталов и синдицированных кредитов средств составила
около 120 миллиардов рублей.
В рамках развития деятельности на розничном рынке банковских
услуг в 2005 году начал работу дочерний розничный банк группы
ВТБ - Внешторгбанк 24, на базе которого продолжается реализация
социально значимых программ по работе с предприятиями малого бизнеса
и ипотечного кредитования населения.
Важнейшей составляющей динамичного роста операций Внешторгбанка
в течение 2005 года оставалось ускоренное развитие деятельности
региональной сети. В 2005 году были открыты новые филиалы в Брянске,
Вологде, Твери и Улан-Удэ, а также 40 подразделений действующих филиалов.
По состоянию на 1 января 2006 года филиальная сеть банка была
представлена 55 филиалами. Активы региональной сети Внешторгбанка
превысили 160 миллиардов рублей и составили свыше четверти всех
активов. Объем средств, привлеченных с региональных рынков, увеличился
до 98 миллиардов рублей.
В 2006 году будут проводится мероприятия по дальнейшему
совершенствованию региональной сети банков группы ВТБ на территории РФ.
С учетом предстоящего открытия ряда новых подразделений и интеграции
филиалов Промстройбанка к 2007 году региональная сеть Внешторгбанка
и Внешторгбанка 24 будет включать около 500 точек продаж.
Стратегические направления развития деятельности Внешторгбанка
на 2006 год предусматривают формирование инвестиционного холдинга на
базе Московского народного банка (Лондон). Это будет способствовать
значительному увеличению объемов бизнеса, связанного с иностранными
инвестициями в российские компании и компании в странах СНГ,
клиентов группы ВТБ и их контрагентов в этих регионах.
В числе основных приоритетов на 2006 год - продолжение работы
по совершенствованию управления группой ВТБ. В частности, будет
сформирована стратегия развития дочерних учреждений ВТБ в соответствии
с общей стратегией группы, введены единые стандарты планирования,
учета и отчетности. Будет осуществляться постепенный переход на
единые политики управления рисками, внедряться единые системы
управления активами и пассивами и ликвидностью группы ВТБ.
Таким образом, в 2006 году Внешторгбанк продолжит свое развитие
как крупная международная финансовая группа, в задачи которой входит
достижение лидерства на российском корпоративном и розничном рынках,
а также развитие сети дочерних организаций в СНГ и Европе в целях
расширения бизнеса клиентов, поддержки крупных проектов в России и
за рубежом, укрепления экономического сотрудничества России с
другими государствами и привлечения средств в российскую экономику.
(На правах рекламы)
Автор: Ольга Горюнова