В конце октября депутаты Государственного Собрания - Курултая -
Республики Башкортостан рассмотрели и приняли в первом чтении проект
Закона "О бюджете Республики Башкортостан на 2006 год". 24 ноября
состоится второе и третье чтение этого важнейшего документа,
определяющего судьбу практически всех сфер жизнедеятельности. Накануне
этого события заместитель Премьер-министра Правительства Республики
Башкортостан, министр финансов республики Айрат Гаскаров встретился
с журналистами и рассказал, каким будет бюджет следующего года, каковы
его особенности.
- Айрат Рафикович, как проходила работа по составлению проекта
закона на предстоящий год? Какие были особенности при составлении
проекта бюджета?
- Составление проекта бюджета осуществлялось в рамках работы
Правительства Республики Башкортостан по исполнению Указа Президента
Республики Башкортостан от 18 мая 2005 года N УП-172 "О разработке
нормативных правовых актов Республики Башкортостан по вопросам
государственной экономической и финансовой политики на 2006 год и на
период до 2008 года" и с учетом положений Послания Президента
Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю -
Республики Башкортостан "Стратегия Башкортостана - созидание во благо
народа" (О положении в республике и основных направлениях ее развития в
2005 году). На всех этапах работа над законопроектом осуществлялась
комплексно с участием всех министерств и ведомств под руководством
Межведомственной комиссии по обеспечению своевременного и
качественного формирования проекта бюджета Республики Башкортостан на
2006 год, проведена большая процедура согласования показателей проекта
бюджета с органами исполнительной власти. При разработке финансового
документа в рамках "нулевого чтения" активное участие принимали
депутаты Государственного Собрания - Курултая - Республики
Башкортостан. Параметры бюджета были рассмотрены и на расширенной
коллегии Министерства финансов Республики Башкортостан. Была
обеспечена открытость для общественности и средств массовой информации
процедуры рассмотрения и принятия решений по проекту бюджета.
При рассмотрении Государственным Собранием - Курултаем -
Республики Башкортостан проекта закона на очередной финансовый год в
первом чтении обсуждались концепция и основные характеристики бюджета:
параметры его доходов и расходов, нормативы отчислений от федеральных и
региональных налогов и сборов в местные бюджеты, размер фонда
финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов
Республики Башкортостан, размер дефицита бюджета и источники его
финансирования.
Главной целью бюджета 2006 года стало решение социальных задач на
основе устойчивого роста экономики Республики Башкортостан.
Отличительной особенностью бюджета на 2006 год стало его формирование
в соответствии с принятыми в текущем году такими основополагающими
нормативными актами, регулирующими организацию бюджетного процесса
в Республике Башкортостан, как Закон Республики Башкортостан "О
бюджетном процессе в Республике Башкортостан" и Закон Республики
Башкортостан "О межбюджетных отношениях в Республике Башкортостан".
При этом параметры бюджета Республики Башкортостан и
консолидированного бюджета республики на 2006 год, состав и структура
показателей были сформированы в полном соответствии с требованиями
Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, с учетом
начатых еще в 2004 году фундаментальных структурных реформ
государственного сектора в части совершенствования системы федеративных
отношений и местного самоуправления, бюджетного процесса, и того, что
2006 год станет годом непосредственной реализации реформы местного
самоуправления.
Установленные законодательные требования к организации всех
необходимых бюджетных процедур в части обеспечения долгосрочной
сбалансированности доходных источников и текущих обязательств,
повышения результативности бюджетных расходов, их ориентации на
приоритетные направления государственной политики, соблюдение
принципов прозрачности и подотчетности бюджетов всех уровней при
подготовке рассматриваемого законопроекта были соблюдены. Это нашло
подтверждение в положительных оценках степени подготовленности
Республики Башкортостан к реализации бюджетных новаций 2006 года,
данных Правительством и Министерством финансов Российской Федерации,
а также в экспертном заключении Института социально-экономических
исследований Уфимского научного центра Российской академии наук о
соответствии параметров бюджета тенденциям и условиям социально-
экономического развития республики.
- За счет чего будет формироваться доходная часть
бюджета Республики Башкортостан на 2006 год? Предвидятся ли
изменения в доходных полномочиях республиканского бюджета
и местных бюджетов?
- Параметры прогноза социально-экономического развития определяют
оценку всего налогового потенциала Республики Башкортостан на
следующий год в сумме более 144 млрд. рублей с ростом к уровню 2005 года
на 47%. При этом удельный вес налогов и сборов в структуре валового
регионального продукта Республики Башкортостан сократится с 22,3 % в
2005 году до 18,5 % в 2006 году или на 3,8 процентных пункта, а к уровню
2004 года на 4,9 процентных пункта, что отражает тенденцию снижения
налоговой нагрузки на экономику республики. Вместе с тем в результате
проводимой в стране налоговой реформы только в 2005 году бюджет
республики недополучит около 3,2 млрд. рублей доходных поступлений и в
2006 году доходы бюджета республики дополнительно сократятся еще на
1,7 млрд. рублей.
Проектировки параметров доходов бюджета Республики Башкортостан
на следующий год учитывают и последствия реализуемых в стране на
протяжении последних пяти лет мер по перераспределению соответствующих
доходных полномочий, и за это время во взаимоотношениях между
регионами страны и федеральным центром сформировалась четкая
тенденция к повышению или уже теперь абсолютному доминированию доли
налоговых доходов, перечисляемых в федеральный бюджет. Так, по итогам
9 месяцев текущего года из собранных на территории республики
поступлений в доход бюджетов всех уровней и государственных
внебюджетных фондов в сумме около 120 млрд. рублей, в федеральный
бюджет перечислено почти 72 процента всех поступлений, в то время как в
2000 году было перечислено менее 31 процента, в 2001 году менее 50
процентов, в 2002 и 2003 годах около 60 процентов, в 2004 году 63 процента
всех поступлений, а в 2006 году планируется перечислить в федеральный
бюджет, причем без учета влияния фактора ценовой конъюнктуры на
энергоносители, порядка 68 процентов всех поступлений.
В таких условиях только рост производства в базовых отраслях
экономики республики, повышение рентабельности предприятий,
увеличение реальных денежных доходов и реальной заработной платы
населения республики, рост потребительского спроса на товары и услуги
предприятий республики позволят сохранить достигнутый уровень
бюджетной обеспеченности населения республики.
Такие тенденции и были учтены при прогнозировании параметров
доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан,
определяемых на следующий год в сумме 58610 млн. рублей с ростом к
бюджету 2005 года на 16,4%.
Формирование доходов бюджета на 2006 год произведено также с
учетом изменений доходных полномочий бюджета Республики
Башкортостан и местных бюджетов, заключающихся в том, что с 1 января
2006 года в бюджет Республики Башкортостан полностью предполагается
зачислять налог на прибыль организаций, в части зачисляемой в бюджеты
субъектов Российской Федерации, налог на имущество организаций, налог на
добычу полезных ископаемых, в части зачисляемой в бюджеты субъектов
Российской Федерации, а также акцизы.
В то же время, в пользу бюджетов муниципальных образований
изменится порядок распределения платы за негативное воздействие на
окружающую среду и арендной платы за земли городских поселений. Также
в порядке регулирования межбюджетных отношений рассматриваемым
законопроектом предлагается установить на 2006 год дополнительные
нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от налога на
доходы физических лиц, в связи с чем эти бюджеты получат дополнительно
к доходам, определенным Бюджетным кодексом Российской Федерации,
поступления по налогу на доходы физических лиц на сумму 1464 млн. рублей.
В структуре собственных доходов консолидированного бюджета
Республики Башкортостан на долю налоговых доходов приходится
41134 млн. рублей (90,3%).
В разрезе основных видов налогов консолидированного бюджета
республики наиболее значимыми остаются налог на доходы физических лиц,
на долю которого приходится 32,1%, налог на прибыль организаций - 29,3%,
акцизы - 11,4%, налог на имущество организаций - 11,2%, налог на
совокупный доход - 4%.
Наряду с этим, объем неналоговых доходов на 2006 год определен в
сумме 4440 млн. рублей, или с ростом по сравнению с утвержденным планом
бюджета Республики Башкортостан на 2005 год на 9,8%. Удельный вес
неналоговых доходов в составе собственных доходов консолидированного
бюджета Республики Башкортостан составит 9,7%. Здесь необходимо
отметить то обстоятельство, что на протяжении последних лет этот
показатель имеет тенденцию к росту (за 2003 год - 5,4%, за 2004 год - 7,2%).
В составе неналоговых доходов поступления от использования имущества,
находящегося в государственной и муниципальной собственности,
прогнозируется в сумме 3000 млн. рублей, или с ростом против
утвержденного плана 2005 года в 1,3 раза.
Необходимо подчеркнуть, что политика Правительства Республики
Башкортостан и в дальнейшем будет направлена на более эффективное
использование государственного имущества, которое является
существенным резервом пополнения доходной базы бюджета.
Доля федеральных средств в объеме доходов консолидированного
бюджета республики в 2006 году составит 12236 млн. рублей, что связано
главным образом с поступлениями средств на реализацию мероприятий ФЦП
"Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до
2006 года".
Определенный с учетом всех параметров бюджет Республики
Башкортостан на 2006 год по доходам сформирован в объеме
48 948 млн. рублей.
- В стране проводится политика снижения налоговой нагрузки.
Находит ли это отражение в фискальной политике, проводимой в нашей
республике?
- Да, такая работа у нас проводится, хотя активность региональной
налоговой политики по снижению налоговой нагрузки во многом
определяется положениями федерального налогового законодательства.
Правительство Республики Башкортостан в соответствии с закрепленными
Налоговым кодексом Российской Федерации полномочиями по
установлению, изменению и отмене региональных налогов проводит
политику по снижению налоговой нагрузки.
Так, в целях снижения налоговой нагрузки по налогу на имущество
организаций в соответствии с Законом Республики
Башкортостан "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Республики Башкортостан о налогах и сборах" дополнительно введены
льготы в отношении объектов жилищного фонда и инженерной
инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, находящихся в
государственной собственности Республики Башкортостан или
муниципальной собственности, в то время как в соответствии с федеральным
законодательством такие льготы с 1 января 2006 года отменяются. Потери
доходов бюджета Республики Башкортостан в 2006 году от предоставления
этих льгот оцениваются в сумме 800 млн. рублей.
При введении с 1 января 2003 года на территории Республики
Башкортостан транспортного налога Законом Республики Башкортостан "О
транспортном налоге" значительной группе налогоплательщиков были
установлены налоговые льготы, потери бюджета от предоставления которых
в 2006 году оцениваются в размере 260 млн. рублей.
Важным направлением налоговой политики останется обеспечение для
всех видов предпринимательской деятельности равного налогового режима,
создающего одинаковые конкурентные условия хозяйственной деятельности.
В частности, с 2006 года для исчисления налога на прибыль организаций
предусматривается полностью включать в состав расходов затраты на
НИОКР, не давшие положительного результата, а также сокращение срока
отнесения на расходы затрат на НИОКР, которые используются в
производстве. Для определения налогооблагаемой прибыли с 1 января
2006 года увеличивается доля убытков прошлых лет, учитываемых для целей
налогообложения, до 50%, а с 2007 года убытки будут учитываться в полном
объеме. Вводится дополнительный 10-процентный амортизационный вычет,
предоставляемый при приобретении основных средств, что позволит
налогоплательщикам быстрее амортизировать основные средства, ускорит
оборот денежных средств и увеличит финансовые возможности организаций
по обновлению основных средств, в особенности их активной части.
Введение указанных изменений приведет к уменьшению в 2006 году по
сравнению с 2005 годом поступлений налога на прибыль организаций в
бюджет Республики Башкортостан на сумму более чем 1200 млн. рублей.
Кроме того, в соответствии с законодательством Республики
Башкортостан предоставляются дополнительные налоговые льготы по
налогу на прибыль в виде снижения ставки для молодежных предприятий и
предприятий с иностранными инвестициями.
По НДС с 2006 года намечается переход на уплату налога по наиболее
ранней из дат отгрузки или оплаты товара (при этом предусмотрен
двухлетний переходный период). Вводится ускоренный порядок возмещения
НДС при капитальном строительстве. С 2006 года отменяется налог с
имущества, переходящего в порядке наследования. Освобождаются от
налогообложения доходы, полученные в порядке дарения, в случае, если
даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими
родственниками. Для остальных категорий физических лиц ставка налога на
дарение устанавливается в размере 13%.
Продолжается совершенствование налогообложения малого бизнеса. С
2006 года увеличивается размер годового дохода, позволяющего перейти на
упрощенную систему налогообложения с 11 до 15 млн. рублей, а также
повышается порог дохода, превышение которого влечет прекращение права
применения указанной системы налогообложения с 15 до 20 млн. рублей.
Также внесены изменения в систему налогообложения в виде единого налога
на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В частности,
увеличивается перечень видов деятельности, в отношении которых может
применяться данная система налогообложения.
- Чем характеризуется расходная часть бюджета на 2006 год? Какие
расходы станут приоритетными в следующем году?
- Характеризуя расходные параметры бюджета 2006 года, необходимо в
первую очередь отметить, что расходы бюджета были исчислены исходя из
необходимости первоочередного и наиболее оптимального обеспечения
финансовыми ресурсами социальной сферы. Учитывалось несколько
факторов: действующая сеть учреждений, финансируемые в этом году
мероприятия и последующее обеспечение капитальных расходов.
В 2006 году произойдет значительный рост расходных обязательств
бюджета Республики Башкортостан, что обусловлено разграничением
расходных и доходных полномочий, проводимым между бюджетом
Республики Башкортостан и местными бюджетами в процессе
реформирования местного самоуправления с 1 января 2006 года.
Сформированный с учетом этих положений консолидированный
бюджет Республики Башкортостан на 2006 год составит по расходам
61 610 млн. рублей или с ростом по отношению к бюджету 2005 года на
16,5%. Несмотря на устойчивую тенденцию сокращения за последние годы
доли собственных доходов консолидированного бюджета по отношению к
валовому региональному продукту Республики Башкортостан, доля расходов
консолидированного бюджета в валовом региональном продукте сохраняется
на уровне 2005 года и составляет 13 %.
В 2006 году, как и в предшествующие годы, приоритетными
определены расходы социальной направленности. С этой точки зрения весь
бюджет Республики Башкортостан, исходя из вновь введенной целевой
классификации бюджетных расходов, можно назвать бюджетом для
граждан. Расходы бюджета для граждан в расчете на одного человека,
включающие в себя расходы на образование, здравоохранение, социальную
политику и жилищно-коммунальное хозяйство, в 2005 году составят 6728,3
рубля в год или 52,1% в общей сумме подушевых расходов (по РФ - 47%) и
соответственно в 2006 году 7716,6 рубля или 52,2% (по РФ - 45%). Следует
отметить значительный рост удельного веса расходов бюджета для граждан в
общей сумме расходов бюджетов муниципальных районов и городских
округов с 68,6% в 2005 году до 80,8% в 2006 году.
В структуре расходов бюджета 2006 года для граждан преобладают
расходы на общее среднее образование 34,4%, на здравоохранение и спорт
31,8%, на социальную политику 16,2%. Причем, расходы на финансирование
социальных отраслей в бюджете 2006 года предполагается увеличить как в
абсолютной сумме, так и по их доле в общей сумме расходов. Если на
образование в 2005 году предусматривается направить 21,1 % (11264 млн.
рублей) общего объема расходов, то в 2006 году планируется направить
уже 28,2 % (16971 млн. рублей), на культуру соответственно 3,1 % (1641
млн. рублей) и 3,9 % (2376 млн. рублей), здравоохранение и спорт 12,9 %
(6870 млн. рублей) и 16,6 % (10022 млн. рублей), социальную политику 7%
(3725 млн. рублей) и 8,4 % (5084 млн. рублей).
Для повышения уровня доступности и качества
бюджетных услуг, обеспечиваемого наряду с другими факторами достойным
и конкурентным уровнем оплаты труда работников бюджетной сферы, в 2006
году впервые должно быть достигнуто превышение темпов роста заработной
платы в бюджетной сфере над темпами роста заработной платы в экономике.
С учетом повышения минимального размера оплаты труда с 1 сентября 2005
года с 720 до 800 рублей и планируемого повышения с 1 мая 2006 года - до
1100 рублей, обеспечения выплат 25-процентных надбавок к тарифу работающим на
селе, предполагается формирование в составе консолидированного бюджета
республики средств на выплату заработной платы 384 тысячам работников
бюджетной сферы с уплатой единого социального налога в сумме более 23
млрд. рублей, что составит около 38% всех расходов бюджета, в то время
как в утвержденном бюджете 2005 года фонд оплаты труда составлял 14,1
млрд. рублей.
На финансовое обеспечение льгот по оплате жилья и коммунальных
услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим на селе,
предусмотрено выделить 200 млн. рублей. На оплату продуктов питания,
медикаментов, коммунальных услуг, трансфертов, пособий
предусматривается выплатить еще 8,0 млрд. рублей или 13,4%. Таким
образом, только на эту группу статей и выплату заработной платы
необходимо будет направить более 50% бюджета.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2006 году составят
1,4 млрд. рублей. Указанные расходы будут направлены на капремонт
жилищного фонда, благоустройство населенных пунктов республики,
передачу жилищного фонда в ведение местных органов власти.
Особенностью финансирования жилищно-коммунального хозяйства в
2006 году будет обеспечение бездотационного режима функционирования
предприятий отрасли и переход от субсидирования поставщиков услуг к
адресной социальной защите малоимущих слоев населения путем
перечисления субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг на
персонифицированные счета граждан. На указанные цели в расходах
бюджета Республики Башкортостан предусмотрены средства в сумме
540 млн. рублей.
Расходы бюджета для экономики, которые включают в себя расходы на
сельское хозяйство и транспорт в расчете на одного человека в 2006 году
составят 1488,2 рубля в год или 10,1% в общей сумме расходов. В структуре
бюджета для экономики в 2006 году преобладают расходы на транспорт 65,5%
(в Российской Федерации - 29%) и сельское хозяйство 28,4% (в РФ - 5%).
В целях обеспечения социальной защиты населения сохраняется
государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров
автомобильным и электротранспортом общего пользования во
внутригородском сообщении, железнодорожным транспортом в пригородном
сообщении, речным транспортом на местных линиях, на возмещение этих
расходов будет направлено в 2006 году 754,7 млн. рублей. Кроме того, на
обновление парка подвижного состава пассажирского автомобильного
транспорта и городского электрического транспорта предполагается
направить 170 млн. рублей.
В условиях роста интенсивности движения на дорогах республики и в
целях обеспечения его безопасности, приоритетными и значимыми будут
расходы на финансирование дорожных работ, связанных с восстановлением
дорожной сети. В проекте бюджета на 2006 год расходы на дорожное
хозяйство предусмотрены в сумме 3150 млн. рублей или с ростом к
утвержденному на 2005 год на 5%.
Расходы консолидированного бюджета республики на поддержку
агропромышленного производства и охрану окружающей среды составят 2,7
млрд. рублей.
Расходы на реализацию государственной социальной политики с
2006 года отнесены к расходным полномочиям бюджета Республики
Башкортостан, и доля их в общем объеме бюджета Республики
Башкортостан выросла с 4,8% до 10,5% и составит 5453,2 млн. рублей, а с
учетом средств, направляемых на эти цели из федерального и местных
бюджетов, эта сумма возрастет до 8 млрд. рублей.
Расходы на государственные капитальные вложения составляют 9,3%
в общем объеме расходов консолидированного бюджета Республики
Башкортостан на 2006 год.
Приоритетным направлением государственных капитальных вложений
в 2006 году, как и в прошлые годы, будет строительство объектов
социальной инфраструктуры, не имеющих альтернативных источников. По
проекту бюджета на 2006 год объем капитальных вложений определен в
сумме 5 705 млн. рублей или с ростом к уровню утвержденного бюджета
2005 года на 19,8%.
В 2006 году планируется сохранить сложившуюся в предыдущие годы
стратегию осуществления государственных заимствований, которая будет
направлена на поддержание объема государственного долга на относительно
стабильном уровне.
Определенный с учетом всех этих параметров бюджет Республики
Башкортостан на 2006 год по расходам составляет 51948 млн. рублей или с
дефицитом в размере 3 млрд. рублей. Уже второй год бюджет
прогнозируется с плановым дефицитом, что обусловлено особенностями
бюджетного законодательства, ограничивающего возможности субъектов
России в сфере заемной деятельности.
- Какие изменения произойдут в системе межбюджетных отношений
между республиканским и местными бюджетами в свете
реформирования местного самоуправления?
- Изменения будут кардинальные. С 1 января 2006 года на территории
Республики Башкортостан Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
реализуется в полном объеме. В этой связи основная часть расходов
консолидированного бюджета Республики Башкортостан (или 84%)
формируется в бюджете Республики Башкортостан. Как уже отмечалось,
расходы бюджета Республики Башкортостан определены в объеме,
необходимом для исполнения расходных обязательств Республики
Башкортостан в 2006 году, в сумме 51 948 млн. рублей. По сравнению с
утвержденным бюджетом на 2005 год, расходы возросли на 45,7%, что в
основном связано с ростом заработной платы работников бюджетной сферы,
повышением стипендий и иных социальных выплат населению, индексацией
других расходов в соответствии с показателями инфляции и отраслевыми
индексами-дефляторами, принятыми при исчислении прогноза социально-
экономического развития Республики Башкортостан на 2006 год, а также с
перераспределением расходных полномочий между уровнями бюджетной
системы и принятием на бюджет Республики Башкортостан расходных
обязательств с местного уровня в соответствии с Федеральным законом "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации".
На бюджет Республики Башкортостан возложены ранее
финансировавшиеся из местных бюджетов расходы в сумме 12,4 млрд.
рублей. В структуре подушевых расходов консолидированного бюджета
республики увеличится доля бюджета Республики Башкортостан, расходы
которой с 7600 рублей на человека в 2004 году возрастут до 12400 рублей на
человека в 2006 году, при снижении расходов бюджетов муниципальных
районов и городских округов соответственно с 4200 рублей до 2400 рублей
на человека.
Такой процесс перераспределения расходных полномочий
сопровождается серьезнейшими изменениями в системе межбюджетных
отношений между бюджетом Республики Башкортостан и местными
бюджетами. Общий объем расходов бюджета Республики Башкортостан по
разделу "Межбюджетные трансферты" предусматривается в сумме
14,9 млрд. рублей или 29,5% общих расходов бюджета Республики
Башкортостана.
В 2006 году финансовая помощь нижестоящим бюджетам в основном
будет осуществляться из трех фондов, в том числе из Фонда финансовой
поддержки муниципальных районов и городских округов Республики
Башкортостан, Фонда компенсации Республики Башкортостан и Фонда
софинансирования социальных расходов Республики Башкортостан.
При этом средства Фонда финансовой поддержки муниципальных
районов и городских округов Республики Башкортостан, формируемого в
сумме 4,1 млрд. рублей, распределяются исходя из уровня бюджетной
обеспеченности муниципальных районов и городских округов.
В целях финансового обеспечения государственных полномочий,
делегируемых для исполнения органам местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов, в составе бюджета
Республики Башкортостан формируется Фонд компенсаций Республики
Башкортостан в объеме 9,4 млрд. рублей.
Также в составе бюджета Республики Башкортостан на 2006 год
формируется Фонд софинансирования социальных расходов Республики
Башкортостан в объеме 1,2 млрд. рублей в целях софинансирования расходов
бюджетов муниципальных районов и городских округов по материально-
техническому обеспечению бюджетных учреждений, содержащихся за счет
средств этих бюджетов, а также субсидий на обеспечение
сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов
в связи с проводимой реформой местного самоуправления.
Особенностью бюджета 2006 года является и то, что в
консолидированный бюджет Республики Башкортостан включается бюджет
городского округа Межгорье, имеющего статус закрытого административно-
территориального образования.
Автор: