Лето никогда не бывает периодом отдыха и затишья для системы образования.
Это подведение итогов прошедшего учебного года, вступительные экзамены,
организация летнего отдыха детей, подготовка к первому сентября.
Совсем скоро по всей республике пройдут традиционные августовские
совещания. Накануне повсеместных педсоветов на вопросы обозревателя
агентства "Башинформ" ответил заместитель министра образования Республики
Башкортостан Юрий Кузнецов.
- Юрий Андреевич, как вы оцениваете состояние системы образования
в Башкортостане?
- Как и в прежние годы, имеется тенденция к увеличению расходов
на образование. Если в 2003 году республика выделила на эти цели
10,3 миллиарда рублей, то в 2004 году - почти 12 миллиардов рублей.
Важнейшим инструментом бюджетного финансирования стали республиканские целевые
программы. Часть проектов, в том числе компьютеризацию
образовательных учреждений, удалось обеспечить на условиях софинансирования
с федеральным центром. Совместно на эти цели затрачено 50 миллионов рублей.
Образовательные учреждения продолжают участвовать в федеральных
экспериментах. В их числе совершенствование содержания и структуры общего
образования, введение ЕГЭ, патронатное воспитание.
По результатам проведения первого этапа Единого государственного экзамена
в России республика заняла первое место по математике и физике, по химии
- четвертое. Ведется работа по введению предшкольного образования,
предпрофильной подготовки учащихся основной школы и профильной дифференциации
обучения на старшей ступени. Набирает темпы олимпиадное движение.
В последние годы республика неоднократно была местом проведения крупных
федеральных мероприятий.
- Насколько успешно удалось воплотить в жизнь решения предыдущего
республиканского августовского совещания по образованию?
- За прошедший учебный год произошло немало событий, имеющих огромную
воспитательную ценность. Разработали программу "Духовно-нравственное воспитание
подрастающего поколения", Концепцию национального образования и принципов
обучения на родных языках. Сейчас оба документа уже реализуются.
Начата работа по созданию программы предшкольного образования
в республике, которая к началу учебного года должна быть завершена.
Продолжается развитие сети групп кратковременного пребывания детей в детских
садах. В порядке эксперимента отрабатывались формы проведения ЕГЭ.
В этом году выпускники сдавали физику, химию, математику. Завершается
эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования,
в рамках которого осуществляется мониторинг состояния здоровья школьников и
подготовка к переходу на профильное обучение в старших классах.
Продолжается научно-исследовательская работа учащихся. На наш взгляд, это
один из наиболее эффективных факторов развития творческого и интеллектуального
потенциала детей.
В этом году завершился процесс перехода федеральных учреждений
начального и среднего профобразования в ведение республики.
В государственных вузах расширяется практика обучения студентов
на договорной основе. Для того, чтобы обеспечить интеграцию
высшего профессионального образования в европейское и мировое научное
сообщество, вузы расширяли международное сотрудничество. Прямые договоры с
зарубежными университетами имеют БГУ, УГАТУ, УГНТУ, БГПУ, БГМУ. Поддерживают
контакты с научными образовательными центрами БГМУ и БГАУ.
- Какие главные задачи ставит перед системой образования
новый учебный год?
- Образовательная политика в Башкортостане в 2005-2006 учебном году
будет направлена на создание условий для получения всеми детьми
гарантированного доступного общего образования; повышение качества образования
в соответствии с запросами личности, общества и государства.
Остаются нерешенные вопросы, связанные с оптимизацией сети учреждений
не только начального, среднего профобразования, но и
высшего. Мы будем работать над созданием единых образовательных комплексов.
Конечно же, важно обеспечить подготовку в соответствии с потребностями и
перспективами развития рынка труда. Необходимо добиться эффективных
экономических механизмов в образовании, прозрачности системы управления
учреждениями, прежде всего, финансово-хозяйственной.
- Средний возраст российских учителей, как свидетельствует статистика,
40 лет. Проблема нехватки молодых специалистов есть и в Башкортостане.
Ставится ли в республике такая задача, как омоложение кадров,
и как она решается?
- Нельзя сказать, что имеются проблемы нехватки молодых специалистов
в республике. Проблема в другом. Это - решение вопроса стабильного
долгосрочного закрепления молодых специалистов в системе образования. И
одной из главных причин дефицита молодых кадров в образовании являются
социальные условия (низкая заработная плата, отсутствие жилья).
К примеру, 39,8 процента учителей имеют стаж работы свыше 20 лет.
Менее двух лет работают 6,2 процента педагогов.
Увеличение доли учителей пенсионного возраста (7,3 процента, в прошлом
году - семь процентов) объясняется нехваткой специалистов по ряду предметов
в общеобразовательных учреждениях. Вакансии по предметам закрываются
путем привлечения учителей-пенсионеров, учителей-совместителей. Необходимо
отметить, что Трудовым кодексом или иными документами, регулирующими
трудовые отношения, не предусмотрено такого основания для увольнения,
как выход работника на пенсию. Получение пенсии не лишает учителя права
на продолжение педагогической деятельности и получение ежемесячной заработной
платы, соответствующей его стажу и квалификации. Ежегодно выпускники
педагогических вузов и ссузов направляются для работы в образовательные
учреждения республики. Только в 2005 году в школы республики распределены
3977 выпускников, из них 2873 закончили педагогические вузы, 1104 - колледжи.
Наибольшее количество вакантных мест по заявкам отделов образования
администраций районов и городов на 2004-2005 учебный год было по таким
предметам, как английский язык, математика, русский язык и литература.
- Юрий Андреевич, не совсем благополучной, на мой взгляд, выглядит
ситуация в сфере дошкольного образования (очереди в детские сады,
"родительские взносы"). Некоторые специалисты, востребованные в своей отрасли,
не могут выйти на работу из отпусков по уходу за ребенком - не с кем оставить
своего отпрыска, а в садик не берут. Как все-таки быть таким людям?
- Проблема обеспечения населения детскими садами, конечно, есть.
В республике 1902 дошкольных образовательных учреждения, из них 1864 находятся
в ведении системы образования. Сокращение в 90-х годах
сети детских садов и ясель произошло за счет закрытия ведомственных
учреждений. Только за 1999 год возможность получить дошкольное образование
утратили 7407 детей. Но начиная с 2001 года количество детских садов
начало увеличиваться и к 2004 году выросло в два раза. В республике дошкольное
образование получают 58,1 процента ребятишек. В Уфе почти все 217 детских садов
работают с перегрузкой. Дошкольные учреждения на 28137 мест посещают 32949
детей. По данным на первое января, в столице в очереди стоят более 14 тысяч
человек. По республике эта цифра достигает свыше 23 тысяч. Есть районы, где
практически все дети устроены в детские сады. Министерство образования обращает
пристальное внимание на этот вопрос. Положение улучшается - реконструируются и
открываются новые учреждения. Однако проблема остается.
Я советую родителям, в чьих семьях родился ребенок,
сразу же становиться в очередь. Таким образом они получат больше
шансов устроить его в детский сад через несколько лет.
- В течение многих месяцев Министерство образования было занято решением
проблем учреждений начального профобразования. Сократились контрольные
цифры приема, объединены некоторые техникумы и училища схожих
профилей. Что еще предстоит сделать для оптимизации сети этих учреждений?
Удалось ли решить вопросы с питанием учащихся ПТУ и профлицеев?
- На бюджет республики в этом году были переданы 107 учреждений НПО
из 123-х. Это произошло в условиях значительного недофинансирования
со стороны федерального центра. Оптимизацию сети планируется провести в
четыре этапа до 2008 года, приурочивая завершение каждого из них к
концу учебного года. Создана рабочая группа, которая обсуждает
вопросы организации образовательных комплексов.
К сожалению, нерешенным остается вопрос с организацией
обедов для учащихся. Средства были выделены только на питание детей-сирот.
Но нам удалось добиться того, что все учащиеся получают стипендии.
Перед начальниками местных управлений образования поставлена задача
изыскать возможности решить эту проблему за счет приусадебных хозяйств,
внебюджетных средств и за счет родителей и не допустить удорожания питания.
В 2005 году были сокращены три учреждения НПО. По предложению администрации
Стерлитамака ПУ N17 объединилось с ПУ N18 на базе
последнего. Здание его передано под филиал УГАТУ. Ликвидировано ПУ N58. Его
здание передано филиалу Уфимского топливно-энергетического колледжа.
ПУ N104 села Зилаир присоединилось к ПУ N80 села Юлдыбаево.
Каждое учреждение разработало свою программу в условиях регионализации.
- Как вы оцениваете итоги нынешней приемной кампании? Хотелось
бы больше узнать о проблемах высшей школы...
- Вступительные экзамены прошли очень организованно. Для абитуриентов и
работы приемных комиссий были созданы все условия. В адрес Минобразования
замечаний по процедуре не поступало. Экзамены прошли без срывов, итоги
поступления были подведены вовремя, план приема выполнен. В некоторых ссузах
сейчас проходит второй этап приема. В этом году, как определила Москва,
вступительные экзамены в вузы завершились несколько позже.
В некоторых учебных заведениях они продолжались до 31 июля
включительно. Этот день был резервным, в основном для тех, кто не смог пройти
вступительное испытание раньше по болезни.
Правда, в нынешнем году произошло сокращение
бюджетных мест по дневной форме обучения. Связано это с
всероссийской тенденцией уменьшения государственного заказа
на подготовку специалистов вузами. Прежде всего, сокращение
набора коснулось специальностей экономического и гуманитарного профилей.
Общее число бюджетных мест составило 7846, на 127 меньше,
чем в прошлом году. На начало вступительных испытаний было подано более 34
тысяч заявлений. Средний конкурс составил 4,34. Выдержали экзамены 19762
человека - 58,2 процента абитуриентов.
Проблемы высшей школы прежде всего обусловлены тем, что
система образования последние десять лет находится в состоянии перманентного
реформирования. К сожалению, новые законы направлены на то, чтобы существенно
сократить ответственность государства (и в том числе финансовую) за состояние
дел в образовательных учреждениях. В ближайшем будущем вузы будут лишены
льгот по выплатам налогов за занимаемые ими здания и земли. Вузам будет
предоставлена "финансово-хозяйственная самостоятельность", говоря проще,
будет разрешено зарабатывать на чем только можно, чтобы не пойти ко дну.
В этих условиях не все учебные заведения смогут приобретать учебно-лабораторное
оборудование, содержать студенческие общежития, спортивные
базы и так далее. Определенной проблемой является и то, что выпускники вузов
не всегда могут трудоустроиться и работать по специальности. К сожалению,
высшая школа пока не имеет тесных связей с работодателями, не может
мобильно реагировать на запросы рынка труда. Проблемой является и "старение"
преподавательского состава вузов. Низкая оплата труда не мотивирует молодых
людей обучаться в послевузовской системе образования и заниматься
научно-исследовательской деятельностью.
- Впереди новый учебный год с его заботами, проблемами и перспективами.
Что вы пожелаете своим коллегам и всем педагогам республики накануне 1 сентября?
- От всей души желаю им новых профессиональных достижений, открытий и
свершений. Созидательный педагогический процесс непрерывен, и новый учебный
год ставит очередные ответственные задачи.
Автор: Гульназ Шарафлисламова