Новости Башкортостана и Уфы
93.25
-0.19
99.36
-0.21
87.47
+0.18
26+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Общество
18 Августа 2022, 07:52

Шаги к безопасности: как эксперты предлагают снизить аварийность на дорогах Башкирии

Валерий Шахов
Фото:Валерий Шахов

Для повышения безопасности дорожного движения в республике Глава Башкирии Радий Хабиров поручил создать программу снижения  аварийности на дорогах. Разработкой документа занялись  минтранс и ГИБДД.  Мнениями о том, что необходимо включить в него, с «Башинформом» поделились эксперты.

Статистику испортил июль

За первые семь месяцев 2022 года аварийность на дорогах республики  снизилась в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом. По данным республиканского управления ГИБДД, количество ДТП сократилось на 13,4%, пострадавших в них стало меньше на 10,8%  (до 2251 человек), число погибших уменьшилось на 17,3% (до 201 человека). Между тем, всплеск аварийности произошел  в июле, когда  жертвами смертельных ДТП в Башкирии стали 52 человека. Ранее «Башинформ» рассказывал о наиболее резонансных происшествиях месяца, их возможных причинах и последствиях.

«Первое полугодие мы прошли с хорошими результатами. Но статистика июля показала, что нужно продолжать активную работу. Поэтому всё, что направлено на профилактику и предупреждение ДТП, безусловно, нужно внедрять.  При этом важно систематизировать предложения, проработать дополнительные мероприятия по повышению безопасности на дорогах», - отметил Радий Хабиров.

Несмотря на общую позитивную динамику, в некоторых районах (Бакалинском, Благоварском, Дюртюлинском, Илишевском, Караидельском, Мишкинском, Нуримановском, Стерлитамакском, Чекмагушевском, Чишминских) аварийность выросла. Особую тревогу вызывает то, что в ДТП нередко страдают дети. Так, с начала года в 235 авариях погибли 8 детей, а 258 были ранены. Это веский аргумент в пользу того, что работу необходимо усилить, поэтому Радий Хабиров и требует не останавливаться на достигнутом.

Аварии можно предупредить

Стратегия борьбы с аварийностью, принятая в республике, направлена на предупреждение аварийных ситуаций. Среди реализуемых мер — применение комплексов фотовидеофиксации нарушений. По мнению министра транспорта и дорожного хозяйства Башкирии Александра Булушева, которое он высказал в эфире программы «Честно говоря», комплексы фотовидеофиксации повышают сознательность участников дорожного движения, «дисциплинируют водителей очень сильно». Сейчас на дорогах Башкирии — более 1800 камер, их постоянное перемещение на наиболее проблемные  участки позволяет повысить эффективность оборудования. Более того, с 10 августа 2022 года функционал камер значительно расширен.

«Теперь камеры фиксируют не только  нарушение скоростного режима, но и  выезд на встречную полосу, непристегнутый ремень и разговоры по телефону за рулем. Нарушители уже получают штрафы, но главное для нас – не собрать дополнительные деньги, а сохранить жизнь и здоровье людей», - прокомментировал «Башинформу» руководитель Транспортной дирекции республики Мансаф Низакаев.

О масштабе нарушений, которые ранее уходили из поля зрения камер, говорит статистика последних недель. Так, с 20 июля по 15 августа выписан 91 штраф на выезд на встречную полосу и 851 — за превышение скорости.

Контроль скоростного режима — эффективный способ снижения аварийности. Как ранее сообщал «Башинформ», чаще всего причиной смертельных ДТП становятся обгоны и как следствие, выезд на встречную полосу и лобовое столкновение. Помимо камер, предотвратить их помогают элементы  дорожной инфраструктуры, дисциплинирующие водителей: предупреждающие знаки, искусственные неровности (их называют также «лежачими полицейскими»), шумовые полосы. Ранее, в ходе специального исследования, в Башкирии выявили потенциально опасные участки региональных дорог, где для предотвращения ДТП максимальную скорость ограничили  с  90  до 70 км/ч.

Ограничительные меры не дадут желаемого результата, если участники движения не воспринимают безопасное поведение на дороге как норму. По мнению начальника УГИБДД МВД по РБ Владимира Севастьянова, для этого необходимо усилить просветительскую работу, особенно  с детьми и молодежью.

В республике уже есть  положительный опыт программного решения  проблемы с аварийности. Смертность на дорогах республики за последние 10 лет снизилась вдвое: 8 лет назад она доходила до 1000 человек в год, а в 2021 году было только 440 погибших, уменьшилось и число  тяжело пострадавших в ДТП.  В этом помогла в том числе и реализация проекта «Безопасные качественные дороги», в рамках которого на участках, где требуется повышенное внимание, монтируют электроосвещение, обустраивают тротуары, пешеходные переходы, барьерные ограждения и т. д.

По мнению депутата Госдумы, а в недавнем прошлом главного госавтоинспектора Башкирии Динара Гильмутдинова, эту работу нужно продолжать.

«Пора переходить к следующему этапу, на котором надо предусмотреть разделение транспортных потоков, обеспечение удобства для пешеходов. На федеральных трассах практически все переходы освещены, сейчас нужно сделать то же самое на региональных и местных дорогах. Учитывая, что значительную часть ДТП составляют наезды на пешеходов, думаю, это даст  результат», - прокомментировал «Башинформу» Динар Гильмутдинов.

Доверить реализацию профессионалам

Начальник отдела транспортного планирования проектного института «Башкирдортранспроект» Азамат Хатмуллин предлагает рассматривать отдельно меры безопасности,  связанные  с организацией дорожного движения, и повышение грамотности,  культуры  автолюбителей и пешеходов.

«Многие сдавали на права давно, а ведь правила меняются, не все на это обращают внимание. Часто  ДТП связаны с наездом на пешеходов в темное время суток, чтобы этого избежать, на их одежде должны быть светоотражающие элементы. Нужна пропаганда безопасности, просветительская работа, социальная реклама. Значительная часть аварий в Уфе связана с игнорированием или отсутствием дорожной разметки, эту проблему нужно решить. Я считаю, что пора снижать скоростной режим в городе, особенно в историческом центре до 40-50 км/ч, это существенно уменьшит  число ДТП с тяжелыми последствиями», - пояснил «Башинформу» Азамат Хатмуллин.

Эксперт считает необходимым переустройство городских перекрестков, многие их которых имеют большие радиусы, в которые водители «влетают» на скорости, не видя пешеходов, велосипедистов. Эти радиусы необходимо уменьшить до нормативных размеров.

«На широких улицах, таких как проспект Октября в Уфе, необходимы "островки безопасности", где могли бы останавливаться пешеходы, не успевшие перейти проезжую часть, например, пожилые люди. Их надо выделить  бордюрами, приподнять, чтобы автомобилисты не могли туда заехать», - добавил он.

С важностью приведения городских перекрестков в нормативное состояние, что позволит водителям лучше видеть пешеходов, велосипедистов и необходимостью обустройства «островков безопасности» согласен другой транспортный эксперт, уфимский архитектор Семен Кучеров, назвавший эти меры в  качестве первоочередных для повышения безопасности движения в городе.

«Часто под колеса автомобилей попадают велосипедисты и самокатчики, думаю, проблему могло бы решить создание велопереездов, которые позволят не спешиваться при пересечении проезжей части. Снизить аварийность помогла бы "умная" настройка светофоров, надо чтобы продолжительность красного сигнала была менее 100 секунд, иначе некоторые пешеходы перебегают трассу, не дождавшись зеленого», - пояснил Семен Кучеров.

Однако только зафиксировать благие намерения на бумаге недостаточно, по мнению Азамата Хатмуллина, чтобы воплощать их в жизнь, необходима группа специалистов, «которые будут с утра до вечера работать над реализацией».

«Необходимо организовать обучение этих людей, выделить финансирование, только тогда удастся сдвинуться с мертвой точки. Они будут заниматься анализом аварийности, перенастройкой светофоров, организацией движения на сложных участках дорожной сети и другими вопросами», - считает он.

Руководитель республики дал на разработку программы три месяца. В ноябре ее  обсудят и определят источники финансирования, а к реализации приступят в начале 2023 года. Любой житель республики также может присоединиться к обсуждению актуальной проблемы. Предложения по снижению аварийности на дорогах можно прислать на почту редакции  —  [email protected]  (с пометкой «Безопасность дорожного движения»).

Автор:Роман Якимчук
Читайте нас: