Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Общество
8 Июня 2022, 10:08

Доступности не хватает: эксперты оценили комфортность Уфы для маломобильных горожан

Валерий Шахов
Фото:Валерий Шахов

Недавно общественники и представители органов власти изучили набережную Белой в Уфе на предмет удобства для лиц с ограниченными возможностями. Популярное пространство оказалось не очень комфортным: выяснилось, что сюда непросто спуститься на коляске, а подняться еще сложнее, между плитами может застрять колесо или трость, не хватает парковок и указателей, чтобы сориентироваться на месте. Не все благополучно и в других частях города, но ситуация постепенно меняется. Подробности – в материале «Башинформа».

НАБЕРЕЖНАЯ - ДЛЯ СИЛЬНЫХ ДУХОМ

Доступность набережной Белой для горожан с ограниченными возможностями здоровья оценили по инициативе Набережночелнинского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора, в зоне ответственности которого Башкирия и еще 7 регионов. В своеобразный рейд пригласили представителей минтранса Башкирии, Общественной палаты РБ, республиканского отделения Всероссийского общества инвалидов (БРО ВОИ).

Оказалось, что человек, имеющий сложности с передвижением, сталкивается с трудностями, едва попав на набережную. По словам эксперта по доступной среде БРО ВОИ Максима Кожухова,  здесь трудно выйти из подземного перехода: нет поручней, чтобы спуститься вниз, из-за отсутствия пандуса придется обойти длинную лестницу, подняться наверх тоже сможет не каждый. Ступени у выхода к смотровой площадке  не имеют обозначений в начале и конце, слабовидящий человек может получить травму. Эксперты не нашли на парковке выделенных мест для инвалидов (их должно быть не менее 10% от общего числа). Обнаружилось, что стыки между плитами существенно  превышают допустимые нормами (1,5 см), из-за чего в них могут застрять колеса велосипедов и колясок, трости, обувь.

«Пассажирский причал на набережной - наш поднадзорный объект, мы провели контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с юрлицом, поскольку сейчас действует мораторий на проверки. Я побывал тут  впервые, но могу сказать, что во всех регионах на аналогичных объектах ситуация не очень, в Уфе все не так плохо.  Республиканские и городские власти заинтересованы в улучшении ситуации», - пояснил «Башинформу» начальник Набережночелнинского линейного отдела Ространснадзора Сергей Воробьев.

Между тем, по наблюдениям представителя надзорного ведомства, на набережной было немало инвалидов-колясочников, некоторые катались на прогулочном судне.

«Выслушаем представителей республиканского общества инвалидов, узнаем, что они хотят, посмотрим, чем сможем помочь. Люди должны знать, что они могут комфортно спуститься и подняться, попасть на теплоход, не сразу все решается, постепенно будем менять ситуацию», - отметил Воробьев.

МАЛО ПАРКОВОК, ВЫСОКИЕ БОРДЮРЫ

О том, стала ли уфимская набережная доступнее для маломобильных горожан, мы узнаем через месяц, когда общественники и надзорные органы снова осмотрят ее. Что же происходит в других частях города? По мнению члена Общественной палаты РБ, адвоката Булата Сафина, в Уфе не хватает выделенных парковок для инвалидов у административных зданий, с чем он сталкивался не раз.

«У зданий Верховного суда и Арбитражного суда, где мне нередко приходится бывать по работе, нет знаков «Парковка для инвалидов». Я письменно обращался в судебный департамент Верховного суда, который занимается хозяйственными делами, там ответили, что для установки такого знака нет технической возможности. Поставить машину можно лишь на парковке у администрации Кировского района, за Гостиным двором, оттуда надо дойти до суда или доехать на коляске, преодолевая бордюры. У районных судов Уфы стоят специальные знаки, вроде бы все хорошо, зато там паркуются те, кто не является инвалидом. Сталкиваясь с подобной ситуацией, звоню в ГИБДД, время проходит, а машина все стоит, почему-то с нарушителями особенно не борются, хотя для них предусмотрена ответственность – эвакуация машины и штраф 5 тыс. рублей, а ведь есть еще люди, которые, не будучи инвалидами, вешают в машину знаки, чтобы их не трогали и не несут за это даже административной ответственности», - пояснил «Башинформу» Булат Сафин.

Сафин считает, что инвалиды не должны прятаться по домам: чем чаще они станут появляться на городских улицах, тем больше оснований будет у властей, чтобы заниматься их проблемами. Пока же, на его взгляд, серьезных шагов по обеспечению доступной среды не предпринимается.

«Даже новые детские площадки рассчитаны на здоровых ребят, будто бы детей-инвалидов у нас нет», - резюмировал адвокат.

Максим Кожухов обратил внимание на то, что при  ремонте улиц в Уфе подрядчики «забывают» занизить бордюр, порой бывает непросто через преграду добраться до пешеходной «зебры». Не всегда уделяется внимание обслуживанию и техническому состоянию подъемников для инвалидов: в наших погодных условиях с техникой может случиться всякое, а в результате человек рискует застрять. Дело даже не в создании особенных условий для одних лишь инвалидов, против того, чтобы не спотыкаться о бордюры и другие преграды не станут возражать и здоровые люди.

«В конвенции ООН о правах инвалидов сказано, что общественные пространства должны быть универсальными и удобными для всех. Перешагнуть через невысокий бордюр будет удобнее и пенсионеру с тростью, и маме с коляской и, например, спортсмену, который восстанавливается после травмы», - считает Максим Кожухов.

По мнению эксперта, согласно действующему закону о социальной защите инвалидов, объекты социальной инфраструктуры должны быть доступны для людей с ограниченными возможностями. Если это не так, люди должны обращаться в свои общественные организации, чтобы те посодействовали в принятии мер по улучшению доступности. Органы власти и собственники объектов стараются прислушиваться к общественному мнению, несмотря на то, что подчас это связано с финансовыми затратами.

ПРОБЛЕМАМИ ЗАЙМЕТСЯ СОВЕТНИК

Многообещающим выглядит недавнее назначение советником мэра Уфы по вопросам доступной среды известного блогера Рустама Набиева. Даже потеряв обе ноги, он старается вести обычный образ жизни, заниматься спортом и покорять горы. Рустам Набиев рассказал «Башинформу», что готов взяться за решение проблем, которые известны ему не понаслышке.

«За 5 лет, что я нахожусь в инвалидной коляске, ситуация, несомненно, улучшилась. Больше стали уделять внимание бордюрам, доступности торговых и развлекательных центров. Понимаю, что предстоит огромная работа, но хочу добиться результата, ведь я тоже передвигаюсь в инвалидной коляске. С началом в Уфе купального сезона, я высказал пожелание, чтобы обеспечили доступность пляжей для инвалидов. Обязательно уделю внимание набережной Белой: пандусы там есть, но как по ним подниматься и спускаться, никому нет дела. Я бы хотел задать этот вопрос проектировщикам. С мэром мы обсудили состояние подземных переходов, бывали случаи, когда люди спускаясь на колясках, падали, это надо исправлять. Продолжим решать вопросы с бордюрами, чтобы можно было беспрепятственно спуститься с тротуара, перейти дорогу», - поделился планами с «Башинформом» Рустам Набиев.

Набиев считает, что в одиночку увидеть все проблемы, требующие решения, не удастся, поэтому будет создан телеграм-канал, куда о них смогут сообщать горожане. В каждом районе Уфы планируется создать инициативную группу, члены которой будут помогать советнику мэра.

Автор:Роман Якимчук
Читайте нас: