Новости Башкортостана и Уфы
92.05
+0.27
98.64
+0.62
84.01
+0.34
4+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Экономика
10 Ноября 2023, 07:45

Транспорту - электричество и газ: Башкирия продолжает развивать рынок экологичного топлива

gmt.gazprom.ru
Фото:gmt.gazprom.ru

В августе 2023 года президент России Владимир Путин, обращаясь к участникам делового форума БРИКС заявил, что страна намерена не позднее 2060 года достичь углеродной нейтральности экономики. Это позволит сократить выбросы парниковых газов, снизить негативное воздействие на климат, существенно улучшить экологическую обстановку. Одним из векторов такой политики является развитие альтернативных источников энергии и перевод транспорта, на долю которого в крупных городах приходится примерно половина вредных выбросов в атмосферу, на экологичные виды топлива – электричество и газ. Башкирия активно развивает рынок газомоторного топлива. По количеству газозаправочных станций – АГНКС, их в регионе 51, республика занимает второе место в стране. Параллельно с этим развивается инфраструктура для электротранспорта. Настало время оценить равномерность охвата такими станциями всех муниципалитетов Башкирии с тем, чтобы создать для их жителей и предприятий равные возможности использования перспективного и экологичного топлива. Подробности – в материале «Башинформа».

Развивается инфраструктура

За последние годы Башкирия сделала существенный рывок в развитии инфраструктуры для перевода транспорта на газомоторное топливо. Еще год назад в регионе работала только 41 газовая заправка. Сегодня их число выросло до 51. Ранее «Башинформ» рассказывал о недавно открытой ООО «Газпром газомоторное топливо» АГНКС-1 Кирилловский, выгодно расположенной на въезде в Уфу, рядом с крупнейшим индустриальным парком республики - «Уфимский». Это создает широкие возможности не только для обеспечения газом частных автомобилей, но и промышленной техники резидентов парка (с учетом его дальнейшего роста в рамках особой экономической зоны «Алга»).

Согласно данным из открытых источников, подавляющее большинство газозаправочных станций сосредоточено в Уфе и Уфимском районе, что представляется оправданным, учитывая огромный экономический потенциал этой территории. Кстати, именно в Уфимском районе работает крупнейшая в регионе АГНКС-1  Жуковский,  где ежесуточно могут заправляться 400 машин. Ее открыли в июне 2023 года, в рамках Х Форума регионов России и Беларуси. Подробности этого события сообщал «Башинформ».

Впрочем, такие станции есть и в Стерлитамаке, Ишимбае, Салавате, Октябрьском, Сибае и других крупных городах и районных центрах республики. Согласно статистике республиканского минпрома, из общего количества станций – 27 открыты «Газпромом», еще 24 – частными инвесторами. 29 станций расположены на территории районов республики, 22 - в городах. 

«Башкортостан активно участвует в федеральной программе субсидирования строительства газовых заправок. Земельные участки под них мы предоставляем инвесторам без торгов. Кроме того, стимулируем перевод автотранспорта на газомоторное топливо льготами по транспортному налогу. Почему это так важно для нас? Конечно, дело не в цифрах. Использование природного газа в качестве топлива выгодно. Но главное – таким образом мы снижаем нагрузку на окружающую среду, уменьшаем вредные выбросы», - написал Радий Хабиров в соцсетях в сентябре прошлого года.

Некоторая неравномерность расположения станций объясняется заинтересованностью инвесторов в их последующей загрузке, на что обратил внимание вице-премьер правительства Башкирии - министр промышленности, энергетики и инноваций Александр Шельдяев. В августе текущего года на оперативном совещании правительства он отметил, что этот процесс тесно взаимосвязан с активностью перевода транспорта на газомоторное топливо. Многое в этом вопросе зависит от активности муниципалитетов. В частности, он привел примеры слабой загрузки АГНКС в Сибае и Салавате, между тем потенциал развития рынка газомоторного топлива там имеется.

gmt.gazprom.ru
Фото:gmt.gazprom.ru

Выгодно автовладельцам и инвесторам

Несмотря на то, что бензин остается преобладающим видом автомобильного топлива, все больше становится транспорта, работающего на электричестве и газе. Эксперты считают газомоторное топливо наиболее перспективной альтернативой бензину и дизтопливу. Один из главных аргументов – экономический: стоимость газа гораздо  ниже бензина, цена перевода автомобиля на газ тоже невысока. Возможное негативное воздействие на окружающую среду природного газа относительно невелико.

Уже сейчас темпы роста потребления газа в мире составляют 10% в год. Ожидается, что в России общий объем потребления газомоторного топлива к 2040 году будет находиться в диапазоне от 100 до 250 млрд кубометров.  Для сравнения – в первом полугодии 2023 года потребление газа составило 720 млн кубометров. Цифра пока небольшая, но даже это позволило сократить объем выбросов парниковых газов на 1,4 млн тонн и вредных веществ – на 23 тыс. тонн.

Понимая актуальность перехода на газомоторное топливо, государство создает для этого дополнительные стимулы. Так, в текущем году в Башкирии продолжается льготная программа господдержки перевода транспорта на природный газ. По данным правительства РБ, на эти цели в 2023 году выделено 89,3 млн рублей (в 2022 году – 58,4 млн рублей). Организациям, занимающимся переоборудованием транспортных средств на метан, предоставляются субсидии в размере до 2/3 от стоимости газобаллонного оборудования и работ по его установке. Физлица или субъекты малого и среднего бизнеса могут сэкономить до 50% средств при переводе транспорта на газ.

Так, по данным минтранса Башкирии, для легкового автомобиля сумма субсидии варьируется от 24 до 75 тыс. рублей (в зависимости от размера и массы автомобиля), для легкового грузового транспорта типа «Газель» – от 43,2 до 86 тыс. рублей, для автобусов и грузовых автомобилей – от 56 до 360 тыс. рублей. Дополнительные преференции при переоборудовании автомобиля можно получить благодаря маркетинговым программам, которые минтранс Башкирии проводит совместно с «Газпромом».

Кроме того, налогоплательщики Башкирии освобождаются от уплаты 50% транспортного налога, если автомобиль переоборудован для работы на газомоторном топливе. Благодаря комплексу реализуемых мер ожидается, что в Башкирии в 2023 году на газ переведут 3674 транспортных средства. Как уже отмечалось, автомобиль на газе гораздо экономичнее бензинового. Так, стоимость 1 кубометра метана в 2,5 раза ниже стоимости 1 литра бензина или дизеля и в среднем по республике составляет 21,62 рубля.

Республика готова оказать всестороннюю поддержку инвесторам, которые возьмутся за строительство АГНКС – от оформления участков до технологического присоединения к газу или электросетям. Они могут получить от республики возмещение части затрат на строительство. В 2024 году Башкирия рассчитывает получить федеральные средства в сумме 300 млн рублей на субсидирование газозаправочной инфраструктуры, что позволит построить еще 10 газозаправочных станций.

Наряду с инфраструктурой для автомобилей на газе, в республике постепенно растет и количество электромобилей. За полное отсутствие вредных выхлопов и сравнительно низкие затраты на содержание такие машины называют транспортом будущего. Как ранее сообщал «Башинформ», в 2021 году в республике было 160 электромобилей, а к началу 2023 года их насчитывалось уже 400. Популярность такого транспорта, как и машин на газе, тоже находится в прямой зависимости от строительства новых станций.

gmt.gazprom.ru
Фото:gmt.gazprom.ru

Перспективы зависят от муниципалитетов

Вопросы развития инфраструктуры для транспорта, работающего на газе и электричестве, являются предметом пристального внимания Главы республики Радия Хабирова. Они вновь серьезно обсуждались на оперативном совещании правительства 7 ноября 2023 года.

Согласно данным республиканского минтранса, в следующем году планируется построить газозаправочные станции еще в 20 точках Башкирии. Наряду с продолжающимся переоборудованием транспорта для работы на природном газе, массово приобретаются автобусы, уже работающие на экологичном топливе.

На сегодняшний день крупнейший госперевозчик республики «Башавтотранс» эксплуатирует 456 таких автобусов или около 30% парка. В ноябре 2023 года в Башкирии сдадут в эксплуатацию 18 зарядных станций для электромобилей, еще 50 построят в 2024 году. Очевидно, развитие инфраструктуры могло бы идти более быстрыми темпами, если бы к этой работе активнее подключились муниципалитеты, на чем акцентировал внимание Радий Хабиров, отметивший определенную недальновидность с их стороны.

Глава региона поручил подготовить рейтинг муниципалитетов по их активности в вопросе перевода техники и транспорта на природный газ и создании соответствующей инфраструктуры.

Автор:Роман Якимчук
Читайте нас: