Новости Башкортостана и Уфы
90.92
-0.33
98.9
+0.07
83.29
+0.02
16+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Экономика
18 Октября 2023, 17:20

Экологично и выгодно: в Башкирии идет системная работа по переводу транспорта на природный газ

ufa-tr.gazprom.ru
Фото:ufa-tr.gazprom.ru

Башкирия - один из регионов-лидеров по уровню развития рынка газомоторного топлива, которое, по оценкам экспертов, является наиболее перспективной альтернативой бензину и дизельному топливу. Количество АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) в регионе уверенно перевалило за полсотни и продолжает расти: недавно рядом с индустриальным парком «Уфимский» появилась новая газозаправочная станция для легковых и грузовых машин. О том, какие возможности открывает для экономики региона и автомобилистов переход на газомоторное топливо, его преимуществах в деле сохранения окружающей среды – в материале «Башинформа».

Больше новых станций

В настоящее время в Башкирии функционирует 51 газозаправочная станция. По их количеству республика занимает второе место в России, уступая лишь Ростовской области. По итогам 2021 года Башкирия заняла 3 место в рейтинге развития рынка газомоторного топлива, значительно улучшив позиции (годом ранее она занимала 10 место). Глава Башкирии Радий Хабиров назвал это результатом большой комплексной работы.

«Продолжаем активно переводить на газомоторное топливо наш общественный транспорт, закупаем газовые автобусы… Большое внимание уделяем мерам господдержки. Башкортостан активно участвует в федеральной программе субсидирования строительства газовых заправок. Земельные участки под них мы предоставляем инвесторам без торгов. Кроме того, стимулируем перевод автотранспорта на газомоторное топливо льготами по транспортному налогу. Почему это так важно для нас? Конечно, дело не в цифрах. Использование природного газа в качестве топлива выгодно. Но главное – таким образом мы снижаем нагрузку на окружающую среду, уменьшаем вредные выбросы», - написал Радий Хабиров в соцсетях в сентябре прошлого года, комментируя итоги рейтинга.

Развитие рынка газомоторного топлива невозможно без расширения сети газозаправочных станций. Этот процесс в Башкирии идет серьезными темпами. Так, год назад в республике действовала 41 газовая заправка, сегодня их уже на 10 больше. Недавно открытая ООО «Газпром газомоторное топливо» АГНКС-1 Кирилловский выгодно расположена на въезде в Уфу со стороны федеральной трассы М-5 в непосредственной близости от центра крупнейшего индустриального парка республики - «Уфимский», минувшим летом вошедшего в особую экономическую зону «Алга». Годовая проектная мощность станции составляет 3,9 млн кубометров газа в год, пропускная способность – 300 автомобилей в сутки. Одновременно здесь могут заправляться до 4 грузовых и легковых машин.  Учитывая близость станции к мощному промышленному узлу и перспективы перевода эксплуатируемой здесь техники на газ, проектом предусмотрена возможность увеличения производительности (сейчас она составляет 1000 кубометров в час) посредством установки дополнительного технологического оборудования. Станция в первую очередь ориентирована на заправку грузовой, специальной техники, коммунального автотранспорта, а также транзитного потока автомобилей.

Ранее в июне, в рамках Х Форума регионов России и Беларуси в Уфимском районе была открыта крупная АГНКС-1 Жуковский, где ежесуточно могут заправляться 400 машин. Подробности этого события сообщал «Башинформ».

ufa-tr.gazprom.ru
Фото:ufa-tr.gazprom.ru

Польза для экономики и экологии

По мере развития экономики вопрос диверсификации автомобильного топлива с каждым годом становится все актуальнее. Бензин пока преобладает, однако все больше становится транспорта, работающего на электричестве и газе. Эксперты считают газомоторное топливо наиболее перспективной альтернативой бензину или дизтопливу. Один из главных аргументов – экономический: стоимость газа в несколько раз ниже бензина, цена перевода автомобиля на газ тоже невысока. Возможное негативное воздействие на окружающую среду природного газа тоже относительно невелико. Об этом стоит задуматься, ведь по официальным данным, примерно половина объема загрязнения воздуха в крупных городах Башкирии приходится именно на автомобильные выхлопы.

Понимая актуальность перехода на газомоторное топливо, государство создает для этого дополнительные стимулы. Так, в текущем году в Башкирии продолжается льготная программа господдержки перевода транспорта на природный газ. По данным правительства РБ, на эти цели в 2023 году выделено 89,3 млн рублей (в 2022 году – 58,4 млн рублей). Организациям, занимающимся переоборудованием транспортных средств на метан, предоставляются субсидии в размере до 2/3 от стоимости газобаллонного оборудования и работ по его установке. Физлица или субъекты малого и среднего бизнеса могут сэкономить до 50% средств при переводе транспорта на газ. Дополнительные преференции при переоборудовании автомобиля можно получить благодаря маркетинговым программам, которые минтранс Башкирии проводит совместно с «Газпромом».

Кроме того, налогоплательщики Башкирии освобождаются от уплаты 50% транспортного налога, если автомобиль переоборудован для работы на газомоторном топливе. Благодаря комплексу реализуемых мер, ожидается, что в Башкирии в 2023 году на газ переведут 3674 транспортных средства.

Вообще же в республике активная работа по развитию рынка газомоторного топлива ведется с 2019 года, в том числе в рамках региональной программы «Развитие транспортной системы Республики Башкортостан». В 2022 году переоборудовали на газ 1136 транспортных средств, среди них автобусы и коммунальная техника. Это на 11% больше, чем в 2021 году.

Олег Яровиков  Новые автобусы, выходящие на городские маршруты, работают на газе
Новые автобусы, выходящие на городские маршруты, работают на газеФото:Олег Яровиков

Перспективы развития

Уже сейчас темпы роста потребления газа в мире составляют 10% в год. Ожидается, что в России общий объем потребления газомоторного топлива к 2040 году будет находиться в диапазоне от 100 до 250 млрд кубометров.  Для сравнения – в первом полугодии 2023 года потребление газа составило 720 млн кубометров. Цифра пока небольшая, но даже это позволило сократить объем выбросов парниковых газов на 1,4 млн тонн и вредных веществ – на 23 тыс. тонн.

Планы по дальнейшему строительству газозаправочных станций в Башкирии и перспективы переоборудования транспорта будут отражены в разрабатываемой правительством региона государственной программе «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в Республике Башкортостан на 2024 -2030 гг.». Уже сейчас география расположения АГНКС расширяется от Уфы в сторону других муниципалитетов, где подбираются участки для их строительства. Инвесторы при выборе места расположения станций оценивают перспективы их загрузки. По оценкам правительства РБ хороший потенциал для переоборудования транспорта на газ есть в Сибае, Стерлитамаке, Салавате. Как уже отмечалось, в Башкирии эту услугу стараются сделать максимально доступной. Так, в республике сформирован реестр партнерских пунктов переоборудования, а минтранс проводит работу по созданию установочными центрами филиалов в муниципалитетах республики. Кроме того, в рамках перевода транспортных средств на экологичное топливо в Башкирии автопарк перевозчиков пополняется автобусами, работающими на газе.

Автор:Роман Якимчук
Читайте нас: