Новости Башкортостана и Уфы
Все новости

Сергей Сирота из Башкирии проводит бесплатные экскурсии по собственному минералогическому музею

В проекте «Ярҙам — время добрых дел» мы продолжаем рассказывать о людях, которые своими добрыми делами каждый день меняют жизнь вокруг себя к лучшему.

предоставлено героем публикации
Фото:предоставлено героем публикации

Геолог Сергей Николаевич Сирота организовал в своём доме в селе Вознесенка Дуванского района Башкирии минералогический музей и совершенно бесплатно проводит в нём увлекательные экскурсии для всех желающих.

Экспонаты он собирал всю жизнь. Какие-то камни привёз из экспедиций, за какими-то ездил специально, что-то купил, что-то ему подарили.

Сергей Николаевич — человек добрейшей души, он без устали рассказывает гостям о своей каменной коллекции, отвечает на вопросы, делится знаниями. Также с удовольствием он рассказывает о своей жизни, о том, как занялся геологией и как собирал коллекцию пород и минералов.

предоставлено героем публикации В музее
предоставлено героем публикации Экспонаты музея
предоставлено героем публикации Экспонаты музея
предоставлено героем публикации Экспонаты музея
предоставлено героем публикации Экспонаты музея
предоставлено героем публикации Увлекательный рассказ о строении Земли
предоставлено героем публикации Экспонаты музея
предоставлено героем публикации Картины из камня
предоставлено героем публикации Экспонаты музея
предоставлено героем публикации Экскурсия
предоставлено героем публикации Вход в музей
В музееФото:предоставлено героем публикации

Детство и юность у Сергея Сироты прошли в Донбассе. Он жил в одном из шахтёрских посёлков под Донецком. В каждом посёлке была своя шахта.

— Там очень развита железнодорожная сеть, потому что по железной дороге отвозится уголь. И для нас — для ребятишек — когда мы шли куда-то, самой удобной дорогой было железнодорожное полотно. А в вагонах перевозят много разных полезных ископаемых — серу, бурый железняк, магнитный железняк, антрацит, попадались даже кусочки пирита. Идёшь, под ноги смотришь, подбираешь. Я ещё не понимал, что к чему, но интерес появился.

К тому же там много терриконов — это угольные отвалы пирамидальной формы. И мы с пацанами по ним лазили. Терриконы там состоят в основном из осадочных пород. И, соответственно, в этих породах много отпечатков древней живности и растительности — рыбы, лягушки, деревья. Вот тогда, в 8-10 лет, я очень этим заинтересовался.

Потом мы переехали в Куйбышев (ныне Самара), там я окончил 10 классов и устроился рабочим в изыскательскую экспедицию при институте «Оргэнергострой». Экспедиция была комплексной — вместе находились и геологи, и топографы, и буровики. Потихоньку-помаленьку набрался знаний в геологии, в топографии, в бурении. Потом поступил учиться в Миасский геолого-разведочный техникум по специальности «Геология, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых». К этому времени уже собралась небольшая коллекция горных пород и минералов. Потом стал ездить по всему Советскому Союзу. Объехал его с юга на север и с запада на восток. И отовсюду что-то привозил. Что-то сам собирал, что-то дарили, где-то менялся. Иногда что-то покупал, например, у шахтёров. В 1990-е годы времена были трудные, и шахтёры, чтобы выжить, продавали минералы, найденные в шахтах.

Сергей Николаевич объездил весь Урал, в основном посещал Средний и Южный. На Полярном Урале тоже был. Обошёл очень много месторождений в Башкирии, Челябинской, Свердловской областях. В их числе было много старых, заброшенных месторождений. Где-то старые отвалы разрывали, где-то новые шурфы копали. Вот так, потихоньку и пополнялась минералогическая коллекция.

— Кто ваша аудитория?

— В основном это школьники из Дуванского района и других районов северо-востока Башкирии — Мечетлинского, Кигинского, Салаватского, Белокатайского. И взрослые люди приезжают целыми семьями. Деньги за посещение ни с кого не беру. Как, например, с детей сельчан деньги брать? Зарплаты у жителей районов небольшие, а детей особо вывозить некуда. Поэтому с момента основания музея я сказал — всё на благотворительных началах.

предоставлено героем публикации
предоставлено героем публикации
предоставлено героем публикации
предоставлено героем публикации
предоставлено героем публикации
предоставлено героем публикации
предоставлено героем публикации
предоставлено героем публикации
предоставлено героем публикации
предоставлено героем публикации
предоставлено героем публикации
Фото:предоставлено героем публикации

Для посетителей провожу экскурсии. Постоянной программы у меня нет — я смотрю по контингенту и импровизирую, ориентируясь на их знания. Если первоклассники-третьеклассники физику и химию ещё не проходили, то зачем им рассказывать про атомы и про молекулы? Им я стараюсь в простой форме тему преподнести. Школьникам постарше я рассказываю уже о происхождении Вселенной, о нашей Солнечной системе, о том, как звёзды образуются, как наша Земля образовалась, о строении Земли. Говорю — из чего состоит земная кора, как образуются горные породы и минералы. Я почти не повторяюсь. Про вулканы рассказываю, про землетрясения. Показываю, как движутся плиты, покрывающие поверхность Земли, из-за чего, собственно, и происходят землетрясения. Говорю про цунами, которые бывают после землетрясения. Про магнитные полюса рассказываю, про полярные сияния. Ребята слушают внимательно. Много камней отдаю в музеи. Собранные мною образцы есть в музеях Уфы, Месягутово, Ярославки, Самары. Люблю камни.

Камни отвечают Сергею Сироте взаимностью. Он делает из них картины. И камни, которые могут снаружи показаться кому-то невзрачными и неинтересными, открывают ему свои тайны. У каждого из них богатый внутренний мир — разноцветный и неповторимый. Сергей Николаевич распиливает их на пластины. На какой-то пластине можно увидеть горный пейзаж, а на какой-то — цветущий куст. Где-то — абстрактную живопись современных художников, а где-то девушку, танцующую канкан.

предоставлено героем публикации Картины из камня
предоставлено героем публикации Картины из ирнимита и чароита
предоставлено героем публикации Картины из чароита и ирнимита
предоставлено героем публикации Шикотанская яшма
предоставлено героем публикации Шикотанская яшма
предоставлено героем публикации Картина из шикотанской яшмы
предоставлено героем публикации Картины из шикотанской яшмы
Картины из камняФото:предоставлено героем публикации

Стены в музее Сергея Николаевича Сироты увешаны картинами из камня. Их можно рассматривать бесконечно. В разное время суток при разном освещении они воспринимаются по-разному.

— Когда и как вы решили заняться картинами из камня?

— В наших местах длительная зима и короткое лето. А когда устанавливается снежный покров, уже никуда особо не поедешь, потому что ни в карьерах, ни в отвалах ничего не видно, всё заметено. И нужно заниматься камеральными работами. Вместе с сотрудниками «БашНИПИнефть», которые в подвальной мастерской изготавливали сувениры и картины из камня, и я стал этим заниматься.

А потом, когда я оказался в Дуванском районе, мы с супругой купили в Вознесенке маленький домик с большим участком. И начали строить дом, где изначально первый этаж был задуман для жилья, а второй этаж — для камней. К тому времени накопилось уже полтора десятка ящиков с камнями. Уже были самодельные станки для обработки камней. Музей занял 50 квадратных метров. Сейчас там все витрины заполнены образцами, все стены завешаны картинами из камня. Недавно мои знакомые, приехавшие в гости, посчитали все каменные картины. Получилось 1037 картин.

Особенно яркими у Сергея Николаевича получаются картины из чароита — удивительного фиолетового камня, найденного в Якутии рядом с рекой Чара и получившего название по имени реки. Картины из чароита чаруют и зачаровывают. Глубокий насыщенный цвет минерала не отпускает. Вслед за цветом поглощает рисунок — то ли ростки, то ли бутоны, то ли цветы, то ли чьи-то лица. Взаимопроникающие мягкие кристаллы в разрезе создают рисунок, напоминающий морозные узоры на стекле, он мерцает и переливается. При внимательном рассмотрении чувствуется, как что-то живое росло, переплеталось, создавало причудливые формы, а потом непонятным образом окаменело. Уходить от таинственного чароита не хочется — в камне, как в сказке, по-доброму раскрывается Вселенная.

предоставлено героем публикации Картина из чароита
предоставлено героем публикации Картины из родонита и чароита
предоставлено героем публикации Картина из чароита
предоставлено героем публикации Картины из чароита
Картина из чароитаФото:предоставлено героем публикации

— Самые эффектные каменные картины в вашем музее — это картины из чароита. Чароит — камень редкий, найдено только одно его месторождение. Как он оказался в вашей коллекции?

— Несколько лет назад я был в командировке в Якутии. И привез оттуда большой запас чароита. Чароит — это уникальная горная порода, которая встречается только в этом месте, в других местах нашей планеты её нет. И состав её очень сложный. Месторождение чароита находится на стыке трёх регионов — Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Амурской области. Месторождение небольшое — всего 700-800 метров. Обнаружили его после Великой Отечественной войны. Место труднодоступное, километров 300 нужно ехать по тайге, по бездорожью. Добраться туда можно только на вездеходах, причем на одном ехать очень рискованно, поэтому собирают караван из двух-трёх вездеходов. Топлива надо очень много с собой брать, чтобы не остаться в тайге навсегда. В советское время там стояла экспедиция, работы по добыче чароита проводились вручную — никаких взрывов, никакой техники, чтобы не повредить редкие драгоценные камни. Забивали клинья, а зимой применяли технику гидроразрыва — заливали в трещины воду, она, замерзая, разрывала породу. Но с развалом Советского Союза развалилась и экспедиция. Здание разрушилось, станки сдали на металлолом. И добыча чароита там прекратилась. Из того чароита, что я привёз, я сделал десятка полтора картин.

— Пополнялся ли ваш музей в последние годы?

— Несколько раз за последние годы я ездил «на севера». Работал в Западной Сибири, в Республике Коми. А там работы в основном происходят зимой, когда всё занесено снегом. Да и вообще в отношении минералов там бедновато. Только агаты там. Поэтому музей пополнялся больше за счет летних поездок. Ездил на карьеры Бакальских рудников в Челябинской области. Привёз оттуда разные минералы: марказит, антагонит, вернадит. Бурые железняки красивые. В прошлом году ездил на Таманский полуостров, привёз с мыса Железный Рог минерал анапаит, названный в честь Анапы. Это водный фосфат железа и кальция, он встречается только там. Ещё нашёл там хорошие образцы керченита, это тоже фосфор и железо.

А зимой 2021-2022 года я работал на острове Шикотан. Оттуда привёз в основном горные породы — яшмы, андезиты, базальты. Из минералов нашёл там образцы стильбита, натёчный и кристаллический халцедон и кристаллы горного хрусталя.

предоставлено героем публикации Сергей Сирота на острове Шикотан
предоставлено героем публикации Остров Шикотан
предоставлено героем публикации Остров Шикотан
предоставлено героем публикации На острове Шикотан
предоставлено героем публикации Остров Шикотан
предоставлено героем публикации Мыс Край света на острове Шикотан
предоставлено героем публикации Остров Шикотан
предоставлено героем публикации Остров Шикотан
предоставлено героем публикации Остров Шикотан
предоставлено героем публикации Карта острова Шикотан
Сергей Сирота на острове ШикотанФото:предоставлено героем публикации

Находясь на Шикотане, Сергей Николаевич изучал вместе с коллегами геологическое строение островов Малой и Большой Курильской гряды. А в свободное от основной работы время он сделал серьезное научное открытие — открыл коренное месторождение шикотанской яшмы. Так что его коллекция пополнилась образцами очень яркой, немного похожей на уральскую, яшмы с острова Шикотан.

Есть у Сергея Сироты образцы ещё одной уникальной и красивейшей горной породы — синей яшмы, которая называется ирнимит.

— Академик Александр Ферсман говорил, что в природе существуют все расцветки яшмы, кроме синей. Он умер в 1945 году и так и не узнал, что синяя яшма всё-таки существует, — рассказывает наш собеседник. — На севере Хабаровского края есть две реки — Ир и Ними. И в горах на слиянии этих рек нашли эту уникальную яшму. Искали, конечно, не её. Геологи занимались поиском марганца и случайно наткнулись на неё. Назвали в честь этих двух рек — ирнимит. Это яшма с минералом голубовато-синего цвета крокидолитом. Он распыляется в породе и получается насыщенный синий цвет.

А ещё у Сергея Николаевича в витринах есть золото и алмазы. Но, конечно, в мизерных количествах. Есть синий лазурит, розовый родонит, мерцающий на черном фоне лабрадорит и много прекрасных образцов горного хрусталя. А самая большая ценность музея — это, несомненно, хозяин и его знания. И дети, и взрослые слушают его рассказы с открытым ртом, настолько увлеченно он говорит.

Одним словом, съездите в Дуванский район, посетите музей Сергея Сироты в Вознесенке — получите незабываемые впечатления.

Валерий Шахов  Дочь Сергея Сироты Галина Хайруллина с мужем Рустамом и сыном Рамзаном на вручении диплома «Ярзам».
Валерий Шахов  Дочь Сергея Сироты Галина Хайруллина с литературным редактором «Башинформа» Аликом Шакировым на вручении диплома «Ярзам».
Валерий Шахов  Дочь Сергея Сироты Галина Хайруллина с литературным редактором «Башинформа» Аликом Шакировым на вручении диплома «Ярзам».
Валерий Шахов  На вручении диплома «Ярзам» в ИА «Башинформ».
Дочь Сергея Сироты Галина Хайруллина с мужем Рустамом и сыном Рамзаном на вручении диплома «Ярзам».Фото:Валерий Шахов

* * *
Проект «Ярҙам — время добрых дел» реализуется агентством «Башинформ» на средства гранта Главы РБ при поддержке Фонда грантов Главы РБ совместно с региональной общественной молодежной организацией «Башкирское молодежное движение «Максат» Республики Башкортостан.

Автор: Евгения Сюткина.

Читайте нас: