За последние 5 лет наши городские общественные пространства и инфраструктура в республике и отдельно взятой Уфе изменились кардинально. В некогда запущенные площади, парки, скверы, набережные и фонтаны вдохнули новую жизнь. Эта генеральная линия идет красной уверенной нитью от «Уфимского Ожерелья» до купеческого Бирска, Белорецкой «Лестницы в небо» до «Поющих фонтанов» Белебея. И там, где царили маргиналы и беспросветный мрак запустения, теперь зацвели черниковские сады «Первомайского» и «Нефтехимиков», оказалось, что озеро Теплое может быть гостеприимным, а сипайловское небо озарили каскады Кашкадана.
Да, то, что произошло в плане комфортной городской среды в Башкирии — это революция. И по объему, и по масштабам, и по новым подходам.
Что нам стОит всё благоустроить? СтОит больших трудов и денег, поэтому вдвойне обидно, когда это не ценят и не берегут. Казалось бы, всё элементарно: чем больше парков, скверов и дворов, новых, разных и красивых, тем лучше.
Но почему, черт побери, стоит только появиться благоустроенному публичному месту, как оно провоцирует вандалов? Ломают, крушат, рисуют, крадут и просто гадят. И не обязательно это что-то значимое, типа парка «Первомайский» или «Уфимского Ожерелья». Стоит поставить новый лифт, как его обязательно распишут вонючим маркером или кнопки начнут выжигать…
Откуда в нас и наших детях это пещерное стремление нагадить? Причем нагадить просто так, без мотива и причины?! Иногда видишь очередное безобразие в подъезде или на детской площадке, зла не хватает и руки опускаются. По мне, так это не вандалы, а настоящие ХАЙВАНЫ. Хайваны нашего городка. Вандалы — это историческое племя, которые захватили и разрушили древний Рим, а «хайваны» — свои доморощенные, из родного навоза, семечек и полторашки пива. Их же не завозят с другой планеты. А может, это те же самые люди, которые паркуются вторым и третьим рядом, наплевав на остальных. Поэтому для меня история с платными парковками не столько про деньги (хотя, конечно, они не будут лишними для городского бюджета), сколько история про наведение порядка.
Между нами: иду в субботу вечером по аллее на улице Пушкина и вижу: возле одной из скамеек — гора пустых пивных банок, бардак и мусор. Всё загажено, скамейка раскурочена, причем явно только что. Следы очередных хайванов. И это в ста метрах от Башкирского театра оперы и балета, который накануне получил сразу шесть «золотых масок». Высшая театральная премия страны. Не было такого у нас никогда. Опера «Ночь лунного затмения», балет, Рахманинов и совсем рядом — искусство всё портить. Как это сочетается в радиусе одного километра в одном городе, сколько живу — всё ума не приложу.
Ведь главный смысл всего этого современного благоустройства заключается именно в том, чтобы каждый человек ощущал это своей личной территорией — и нес бы за это ответственность. И не только моральную, а прежде всего уголовную и административную. По другому до них не дойдет. Надо, Федя, надо!
Руслан Шарафутдинов, главный редактор агентства «Башинформ».