Все новости
Спорт
1 Мая 2009, 12:40

Сегодня - 75 лет со дня рождения легендарного башкирского мотогонщика Фарита Шайнурова

Полвека назад его имя знала вся Башкирия. Так случилось, что он стал первым чемпионом СССР и по спидвею, и по мотогонкам на льду в международном классе 500 кубических сантиметров. Он был первым среди советских гонщиков на международном турнире на Кубок "Дружба народов" - предвестнике чемпионата мира по мотогонкам на льду, и занял первое место на первой в Уфе гонке чемпионата мира по спидвею. Среди самых великих уфимских гонщиков он во многом был первым, и, возможно поэтому, также первым ушел из жизни. Случилось это 12 сентября 1987 года.
А сегодня ему могло бы исполниться 75 лет - не мало, но и не так уж много. Имя этого человека - Фарит Шайнуров. Все годы, которые он провел на гаревом и ледяном треке, это имя сопровождала огромная популярность. В Башкирии это был поистине народный герой, за ее пределами - тоже очень популярная личность. Малый рост вкупе с лихим стилем езды, коронный выход вперед из стартового поворота, езда с большим наклоном, азарт и бескомпромиссность, великолепное мастерство и тонкое чувство той грани, которая отделяет самую большую скорость от падения, принесли ему немало успехов, немало побед. Травм было тоже немало, поэтому распрощался с большим спортом Шайнуров, как и его друзья-соперники, на рубеже 60-70-х годов в ранге "всего лишь" двукратного вице-чемпиона мира, обладателя "Золотого шлема Чехословакии", девятикратного чемпиона СССР и чемпиона РСФСР.
А свою первую победу Фарит Валинурович Шайнуров, уроженец села Иликово Покровского района Башкирской АССР, мотоспортом начавший заниматься, судя по анкетам, с 1951 года, одержал в 1953 году на грузовике. Водители 68 машин из 22 команд Уфы и Черниковска соревновались на соблюдение правил уличного движения. Соревнования проходили в обычных условиях, без прекращения уличного движения.
По группе легковых автомобилей наилучшего результата добилась первая команда гаража обкома КПСС, а на грузовиках - команда Черниковска, в составе водителей Ф.Шайнурова и И.Мещерякова. Хотя понятно, что в гараж обкома партии кого попало не брали, абсолютно лучший личный результат оказался у Шайнурова.
В декабре того же года в Уфе на традиционном мотокроссе в районе Кооперативной поляны Шайнуров занял третье место в классе 350 куб.см. Десять кругов по 7,5 километра каждый он прошел за 2 часа 12 минут 08 секунд, уступив только Мухамету Белалову (1:59) и Сергею Устьянцеву (2:01.11). По ходу гонки он был и вторым, опережая даже будущего победителя. Но опыт и мастерство его тренера С.Устьянцева взяли верх, Шайнуров отстал...
8 декабря 1957 года был отмечен еще более значительной вехой в спортивной жизни шофера стройтреста N3. В составе сборной БАССР он стал победителем мотокросса на первенство автономных республик РСФСР в честь 40-летия Советской Армии, пройдя дистанцию 50 км за 1 час 26 минут 50 секунд, всего 24 секунды проиграв одноклубнику Владимиру Курбатову.
2 марта 1958 года в Уфе на cтадионе "Локомотив" (впоследствии - "Труд"), битком набитом зрителями (по данным газет и журналов - до 20 тысяч!) состоялись Всесоюзные мотогонки на льду в честь Выборов в Верховный Совет СССР - крупнейшие соревнования по этому виду мотоспорта в нашей стране в послевоенный период. Уфимские гонщики в этой дисциплине делали еще только первые шаги, поэтому никто из них не попал в главный финал, где первые три места достались известным гонщикам из Ижевска Леониду Шадрину, Борису Агапитову и Владимиру Медведеву. В утешительный финал пробилось трое уфимцев, в том числе Шайнуров, который занял в итоге восьмое место за Николаем Черновым (Уфа), Георгием Христофоровым (Тушино) и Борисом Самородовым (Уфа). Рядом со звездами Самородова, Чернова и Юрия Дудорина зажглась новая звезда, пока еще республиканского масштаба.
Эти гонки проводились в классе 350 куб.см, а в конце марта на стадионе имени Н.Гастелло Фарит Шайнуров выиграл ледовые гонки в честь 40-летия ВЛКСМ и закрытия сезона в "своем" классе 125 куб.см.
Летом 1958 года Шайнуров разгромил в этом же классе всех соперников на республиканских мотокроссах, а в Москве на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В.И.Ленина дебютировал в соревнованиях по спидвею и занял скромное 15-е место. Кто бы мог тогда подумать, что именно он через год станет первым чемпионом СССР.
На той же БСА зимой 1959 года москвич Анатолий Егоров первым среди советских гонщиков прошел поворот с опорой на колено, как шведы и финны, о которых наши гонщики знавали только из рассказов конькобежцев. Шайнуров же пошел дальше и прошел поворот с опорой на локоть. Но в "Матче городов" он был только шестым, зато в первом чемпионате РСФСР в классе "350" - вторым за Самородовым - впереди Чернова и "того самого" Шадрина.
Через неделю на той же арене состоялись соревнования на "Приз сильнейших" - первая в истории гонка по льду в СССР в классе 500 куб.см. Победил в ней уфимец Самородов, вторым стал москвич Георгий Плешаков, а третьим - Шайнуров. Так происходило дальнейшее превращение почти никому неизвестного паренька из Уфы в самого популярного и "самого быстрого бабая на мотоцикле".
Несмотря на скромные гаревые результаты, отец советского спидвея Владимир Карнеев пригласил Фарита Шайнурова весной 1959 года в Одессу на первый сбор впервые создаванной сборной СССР. И не было бы счастья, да несчастье помогло: отличившиеся в гонках 1958-го одноклубники Самородов и Чернов "поломались", столкнувшись в совместном заезде, и Фарит оказался в составе команды, выезжающей на товарищеские гонки в Чехословакию.
13 мая 1959 года в Брно Шайнуров стал первым уфимским трековым гонщиком, выступившим за рубежом и первым среди советских гонщиков в своей группе. Он занял 13-е место, набрав четыре очка. Рижанин Эгилс Янсон и москвич Виктор Кузнецов оказались на 15-м и 16-м местах.
Шайнуров стремительно постигал гоночную науку и 22 июня 1959 года на уфимском стадионе "Динамо", на первых официальных соревнованиях по спидвею в Уфе занял пятое место. Но 26 сентября из-за технических проблем едва не оказался за бортом финала первого чемпионата СССР по спидвею.
Зато 27 сентября стало для Шайнурова таким же днем, как для Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. Финал первого чемпионата СССР. Довольно неожиданно для многих, с первых же заездов Фарит пошел наравне с победителями полуфиналов - уфимцем Игорем Плехановым и одесситом Леонидом Дробязко. Одержав по две победы, три лидера встретились в совместном заезде. Выиграв старт, вперед устремился Шайнуров. Плеханову на третьем круге его обойти удалось, а атаки большого одессита, уже носившего звание чемпиона Союза по ипподромным гонкам, маленький уфимец сумел отбить.
Все трое снова оказались на старте в суперфинальном заезде, когда предыдущие очки в счет не шли. Ситуация повторилась: старт выиграл Шайнуров, вторым оказался Плеханов, а третьим - Дробязко. На сей раз одессит сразу же пошел в атаку на Плеханова. И пока Игорь от него отбивался, Шайнуров увеличил отрыв. Последующие попытки догнать его успеха Плеханову не принесли. Алый чемпионский свитер с Гербом СССР был надет на Фарита Шайнурова.
Со стадиона его вынесли на руках, он стал народным героем, любимцем всей Башкирии. А тем, кто был не согласен с поражением Плеханова, через год доказал, что этот успех - не случайность. На трехэтапном финале первенства страны он набрал столько же очков, сколько у Плеханова и Самородова и завоевал бронзовую медаль, уступив им по количеству первых мест в заездах. А если бы снова был суперфинал!
Рассказывать обо всех победах и приключениях Фарита Шайнурова можно много. Его жизнь - история фантастических взлетов и не менее головокружительных падений. Зима 1959-1960 годов принесла ему титул первого чемпиона СССР по гонкам на льду в классе 500 куб.см. Той же зимой он стал третьим на многоэтапном Кубке "Дружба народов", уступив только двум шведам - Бьерну Кнутссону и Билли Андерссону. Позади остались все остальные шведы, финны, чехи и советские гонщики. Шли годы, счет побед шел на десятки, количество гонок на гари и на льду, проведенных за год, приближалось к сотне. Если, конечно, не мешали травмы.
После одной из них, полученной на втором чемпионате Европы по мотогонкам на льду (1965 год), Шайнуров был отодвинут на второй план в гаревой сборной СССР. Международный старт ему выпал только в сентябре, потому что из первого состава некого было послать в Пардубице на "Золотой шлем Чехословакии". Годом раньше этот трофей достался уже вице-чемпиону мира в личном первенстве Игорю Плеханову, а в борьбе за него участвовала вся первая сборная Союза - обладатель серебряных медалей командного чемпионата мира. На сей раз с толком не восстановившимся после травмы Шайнуровым отправили гонщиков второго эшелона сборной, высоких задач, естественно, не ставили, поэтому результаты турнира ошеломили весь спидвейный мир.
"Золотой шлем" за номером 17 разыгрывался за неделю до финала личного чемпионата мира. Несмотря на это сильнейшие гонщики той поры, многократные чемпионы мира швед Ове Фундин и новозеландец Барри Бриггс пожаловали в Пардубице за ценным призом, в придачу к которому выдавался трековый мотоцикл "Эсо". Фундин потерпел неудачу в полуфиналах и получил только 12-е место, не участвуя в утешительном финале. Бриггс до главного финала, конечно же, дошел. Но что удивительно, дошел до главного заезда соревнований и Фарит Шайнуров, который среди шести финалистов оказался единственным, кто набрал максимум очков в полуфинальных заездах. На пути к финалу он провел семь заездов, из которых четыре выиграл и в трех был вторым. Это о чем-то говорило, но мало кого интересовало, ведь в финале, кроме действующего чемпиона мира, стартовало еще четыре чеха, которых не надо было учить, как вести командную борьбу.
Старт выиграл Бриггс, вопрос о победителе, казалось, был решен. Но как только это показалось и самому новозеландцу, он тут же упал. Теперь зачесались руки у хозяев. Выиграв повторный старт, чехословацкий квартет начал между собой отчаянную борьбу. Любимая пословица чехов "когда двое дерутся, третий смеется" была забыта. А третий, то есть, пятый - Фарит Шайнуров вовсе не собирался наблюдать за происходящим. Подобрав момент, благо заезд длился шесть кругов, он вырвался вперед и вызвал у двадцати тысяч зрителей восхищение, смешанное с разочарованием.
Вторым финишировал Антонин Каспер, третьим - Станислав Кубичек, четвертым - Ярослав Вольф и пятым - Лубош Томичек. "Золотой шлем" вернул Фарита Шайнурова под золотые лучи славы и вернул прежнее к нему уважение со стороны спортивного руководства. А он сам в 1966 году вернул себе титул чемпиона СССР по спидвею, а затем впервые стал чемпионом России и серебряным призером командного чемпионата мира.
Читайте нас: