Давным-давно, когда по улице Ленина ещё даже не ходили трамваи, а сама она называлась Центральной, на месте нынешнего концертного зала «Башкортостан» находились усадьбы Константина Вячкилева, Павла Паршина и Николая Заварицкого. Если первые были купцами и своё состояние нажили торговлей, то имя дворянина Заварицкого оставило несколько печальный след в истории нашего края как участника кампании по расхищению башкирских земель. Несмотря на последующие благотворительные дела, Николай Александрович вряд ли бы упоминался в положительном контексте, если бы не одно но, зато какое: сын Заварицкого Александр стал советским академиком, причём, образно говоря, не будь на свете Александра Николаевича, не было бы и легенды первых пятилеток – Магнитки, ведь работы А.Н. Заварицкого стали основой для проектирования Магнитогорского металлургического комбината.
После революции 1917 года улица стала носить имя чекиста Петра Зенцова, а в 1937-м на ней открылось трамвайное движение. А ещё в том же 37-м власти спохватились, что улицы Ленина и Сталина оказались где-то на периферии города. Была устроена двойная рокировка: улицы Зенцова и Ленинская, а также Сазонова и Сталина «поменялись» названиями.
В 1939-м Заварицкий стал работать директором института геологических наук АН СССР в Москве. А в это время из окон его родного дома на свеженазванной улице Ленина в Уфе воспитанники детского сада №15 наблюдали за ходом строительства гостиницы «Башкирия»…
После Великой Отечественной войны исторический центр Уфы постепенно становился современным, но по-прежнему большую часть усадеб с одноэтажными деревянными домами, в том числе и на улице Ленина, продолжали занимать сады и огороды. Именно поэтому, когда появилась идея построить большой дворец культуры (дом техники) объединения «Башнефть», внимание обратили именно на участки, некогда принадлежавшие упомянутым выше Вячкилеву, Паршину, Заварицкому, а также соседние с ними.
Проектирование поручили институту «Башнефтепроект», порекомендовав принять за основу проект тюменского Дворца культуры нефтяников. В силу ряда причин, среди которых, надо думать, не на последнем месте было мнение руководителя Башкирии Мидхата Шакирова, от этого отказались. Главным архитектором проекта назначили Михаила Павловича Мазина. Но, как в своё время рукой архитектора Аксаковского народного дома Павла Рудавского во многом «водил» начальник губернии Ключарёв, так и здесь, вероятнее всего, именно Мидхат Закирович предложил, чтобы внешне здание походило на выстроенный в 1970 году в Алма-Ате дворец культуры, создатели которого (получившие, кстати, за него Государственную премию), в свою очередь, кое-что позаимствовали у Кремлёвского дворца съездов.
По аналогии с кинотеатром «Родина» главный фасад здания значительно отодвинули от красной линии улицы. Над оформлением дворца трудились многие известные деятели культуры республики. Строили долгих семь лет, снесли не только старые дома на Ленина, но и десятки других по ул. Кирова и Крупской. Торжественное открытие ДК «Нефтяник» состоялось в декабре 1981-го. К этому времени все рельсы с улицы выковыряли, посчитав трамвай пережитком. Легенды 30-х уступали место легендам 80-х.
Анатолий Чечуха