«К экстрасенсам, гадалкам и тарологам люди идут, когда находятся в каких-то кризисных ситуациях и нуждаются в поддержке. Создается некая иллюзия, что им помогут, дадут некую волшебную таблетку и у них все получится в жизни, все случится. Это некая эмоциональная поддержка», — поделилась психолог.
По ее словам, такая вера позволяет человеку переложить ответственность на внешние, «высшие» силы, что психологически легче, чем работа над собой.
«Человек как бы снимает с себя ответственность. Ведь поход к психологу — это труд, для этого нужна смелость, чтобы признать какие-то личные ошибки, что ты сделал что-то не так. А у экстрасенсов и магов создается впечатление, что ты будешь прав», — отметила Ольга Аверина.
Если психология смотрит на внутренние мотивы, то социология объясняет этот феномен через базовые потребности общества. Кандидат социологических наук Зарина Сизоненко видит корни такой веры в желании обрести контроль над неизвестным.
«Одна из базовых потребностей человека — в безопасности. Быть защищенным от страхов, иметь инструмент, который позволит преодолеть страхи перед будущим. Ведь это один из наших главных страхов — мы не знаем, что будет завтра. И вот то, что способно приоткрыть завесу неизвестности, априори вызывает доверие и желание в это верить», — отмечает социолог.
Как пояснила она, различные эзотерические практики, будь то гадания или нумерология, предлагают именно эту иллюзию предопределенности и знания. Но почему люди продолжают верить, даже если предсказания сомнительны? Здесь, как объясняет Зарина Сизоненко, вступает в силу известный в социологии эффект.
«Есть термин — „самосбывающиеся пророчества“, его открыли еще в середине XX века. Человек, услышав о том, что с ним произойдет, начинает подстраивать под это свое поведение, и на самом деле частично это пророчество сбывается. А находя подтверждение, человек начинает в это верить», — резюмировала эксперт.
Ранее сектовед в Уфе предупредил об опасности целителей и биоэнерготерапевтов.