
В этом году Башкортостан во второй раз стал активным участником в масштабном фестивале геобрендов «Земля открытий». Всего в конкурсном отборе приняли участие 56 регионов.
Основной частью фестиваля является конкурс фильмов и роликов, которые отражают жизнь в регионах и не только. На базе проекта создана специальная видеоплатформа «Посмотри, какая страна!», которая дает возможность зрителям из любых уголков России увидеть лучшие фильмы участников и лучше узнать свою страну.
В первом сезоне проводимого конкурса Башкортостан занял первое место по количеству участников, а в этом году — почетное второе. Список работ внушительный, а темы впечатляют. Истории об истинном патриотизме, героизме, традициях, социальных инициативах и путешествиях по малой родине достойно представили Башкортостан на конкурсе.
Среди проектов из Башкирии такие, как «Вернулся домой спустя 80 лет…» — репортаж о возвращении останков красноармейца Никиты Ивановича Брызгалова на родину (телеканал «Сатурн», г. Мелеуз), «Фестиваль „Башкирская лошадь“» (автор: Зульфия Сафина, «Баймак ТВ»), «Башкирский национальный костюм — книжное издание» от башкирского издательства «Китап» имени З. Биишевой, «От Кунгака до Парижа» (автор: Фаима Гайсина, телеканал «Сатурн»), «Домашняя библиотека для Уфимского хосписа» (автор проекта: Альфия Байбурина), «Большая этнографическая игра „Малая родина — большая страна“» (автор: Ильдар Биккузин), «Инклюзивный проект для школьников с нарушением слуха „Башкирия своими глазами“» (автор: Ильдар Биккузин), «Геопарк Торатау глазами детей!» (автор: Регина Мамлеева) и многие другие.
Более подробно о конкурсе, успехах и о связи с родным краем рассказала наша землячка, директор специальных проектов Национальной премии «Серебряный лучник», директор фестиваля геобрендов «Земля открытий» Надежда Владимировна Явдолюк.
— Наталья Владимировна, расскажите об истории конкурса? Почему после Национальной премии «Серебряный лучник» вы решили, что это самый нужный и важный проект?
— Фестиваль геобрендов родился как продолжение номинации «Развитие и продвижение территорий» Национальной премии в области коммуникаций «Серебряный лучник» и входит в созвездие специальных проектов премии. Так же как издательская серия «50 лучших проектов» и конкурс студенческих команд «Лучник. Будущее». А я поменяла должность с «исполнительного директора» на «директора специальных проектов и члена жюри и попечительского совета» Национальной премии «Серебряный лучник».
— Какие уже есть успехи?
— Мы провели два фестиваля и открыли регистрацию на третий. Более 700 заявок рассмотрено, более 400 работ в шорт-листе, более 150 участвовали в кинопоказах. И, это главное достижение, все работы размещены на видеоплатформе «Посмотри, какая страна!» (89 субъектов РФ) и доступны в любое время. Весь материал можно использовать в образовательных и туристических целях. Второй фестиваль «Земля открытий» прошел в Национальном центре «Россия» и объединил 56 регионов. 10 территорий эксперты признали его брендами и вручили высшие награды.
— Какой вклад в видеоисторию и контент-летопись России дает этот проект?
— Вклад в летопись — это сама летопись, сама история! Неповторимые кадры, запечатлевшие мгновения… так же как мы смотрим семейный архив, радуемся возможности снова пережить разные мгновения и увидеть близких, в этих видеоисториях — жизнь людей, важные события, природная красота — которая тоже меняется, как русла рек… Это фильмы и видеоролики, которые сняли жители территорий — поэтому это самые точные слова и кадры.
— Часто ли бываете на родине, в Башкирии? Что запомнилось из последних поездок?
— Да, бываю, и в последние годы все чаще: навещаю родных, большая семья живет в Дуванском районе. Семь племянниц и племянников, пятнадцать внучатых племянников — спортсмены, музыканты, строители, инженеры, юристы. Я рада видеть, как преображается моя республика, расцветает: новые дороги, новые районы и инфраструктура. Была на медиафоруме с участием Главы Башкирии Радия Хабирова и отметила: у нас очень много качественных креативных проектов в медиаиндустрии, а Глава республики всегда поддерживает живой диалог с журналистами. У нас очень бережное отношение к историческому, культурному и национальному наследию. Все успехи — наше общее достояние.
Добавим, набор заявок на третий сезон фестиваля геобрендов «Земля открытий» продлится до 1 марта 2026 года. Примечательно, что в новом сезоне принять участие могут и дети. Конкурс насчитывает более 25 номинаций. Заявки можно подать на сайте фестиваля.