Новости Башкортостана и Уфы
92.59
+0.02
100.27
-0.14
85.78
+0.37
1+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Общество
2 Августа 2022, 09:16

Ветераны ВДВ из Башкирии рассказали, чему их научила служба в «крылатой пехоте»

из личного архива
Фото:из личного архива

Сегодня Воздушно-десантные войска России отмечают 92-летие со дня создания. «Крылатая пехота» вооруженных сил России всегда на передовой. ВДВ доверяют самые сложные участки и направления. Так было в годы Великой Отечественной войны, так было и позже: воздушный десант проявил свои боевые качества в Афганистане, Северном Кавказе и многих других местах, где было «жарко» и требовалось вмешательство тех, кто не подведет и выполнит поставленную задачу до конца с девизом «Никто, кроме нас!».

Информагентство «Башинформ» поговорило с ветеранами воздушно-десантных войск и выяснило, что значит - быть десантником.

Житель Нефтекамска, подполковник запаса Рим Асляхов – выпускник десантного дивизиона Коломенского высшего артиллерийского командного училища. После его окончания он начал военную службу в Витебской дивизии, в составе которой кадрового офицера в 1981 году перебросили в Афганистан. За время службы Рим Асляхов был награжден орденом Красной Звезды.

«Службу в Афганистане нельзя забыть – боевые выходы, их у меня было более ста, военные операции и, конечно же, товарищей. Я корректировал огонь нашей артиллерии. Мы базировались в горах и работали в связке с 350-м парашютно-десантным полком. Война есть война. На ней я получил несколько ранений, был контужен в результате подрыва, «поймал» пулю на излете. В такие моменты я был благодарен своим преподавателям из училища. Они были строгими, но благодаря им мы научились оставаться живыми и всегда быть сильными. Мне 62 года, а чувствую я себя 45-летним. В этом заслуга службы в рядах ВДВ, научившей нас выживать», – говорит Рим Миниходисович.
из личного архива
из личного архива
Фото:из личного архива

Рим Асляхов посвятил свою жизнь военно-патриотическому воспитанию детей. Он создал и развил кадетское движение в нефтекамской школе №11. Из числа его выпускников 12 ребят выбрали путь военного. Сейчас боевой офицер собирается на пенсию, но Рим Миниходисович продолжит общественную деятельность в Нефтекамском отделении Всероссийской организации «Боевое братство».

«Десант ВДВ никогда не падает духом, всегда настроен на победу и знает, что все преодолимо», – убежден Рим Асляхов.

Гвардии рядовой ВДВ, старший стрелок боевой машины десанта Ильдар Идрисов сегодня возглавляет первичное отделение «Боевого братства» Октябрьского района Уфы. Свой интернациональный долг 61-летний  десантник ВДВ выполнил в 1979-1981 годах в рядах десантно-штурмовой бригады батальона имени Леонида Хабарова – первого коменданта стратегического перевала Саланг.

«Мы обеспечивали безопасное перемещение 40-й армии через перевал Саланг. Это высокий, длинный, снежный, словом, очень сложный перевал. Его мы брали с ходу, причем перед этим десантники совершили несколько сотен километров марш-броска. Мы вошли в Афганистан по понтонному мосту со стороны узбекского Термеза. Как сейчас помню, дорога узкая, с одной стороны скала, с другой ‒ обрыв, мороз 30 градусов, высота 4 км, разряженный воздух, одышка, техника застревает в снегу. Мы их толкаем, а нас обстреливают», ‒ вспоминает Ильдар Равильевич.
из личного архива
из личного архива
Фото:из личного архива

Ильдар Идрисов в беседе с «Башинформом» неоднократно отмечал, что десантная подготовка помогала преодолеть все. Выучка пригодилась под Кандагаром, когда советские десантники перехватывали караваны с оружием из Пакистана, во время штурма ущелья Панджшер и в боях под командованием Леонида Хабарова с Ахмад Шах Масудом.

«Дома после демобилизации я продолжал "искать" автомат в оружейной пирамиде, во сне отбивался с товарищами от "духов". Даже обеспокоенная мама по утрам прибегала. Но с годами все прошло. Но дух десантника неистребим», ‒ говорит Ильдар Идрисов.

Гвардии сержант ВДВ, командир отделения, уфимец Александр Дмитриев убежден, что преодолеть все тяготы и лишения армейской службы, причем тоже в Афганистане, ему помогли дзюдо и самбо, которыми он занимался до армии. А сейчас он обладатель третьего дана Айкидо.

из личного архива
из личного архива
Фото:из личного архива
«Айкидо ‒ единственное боевое искусство, все остальные в Японии ‒ спорт. Оно помогло мне в армии воспитать в себе дисциплину, самоконтроль и выдержку. Эти качества я стараюсь привить детям, которых я тренирую», ‒ говорит Александр Геннадьевич.

Своих воспитанников Александр Дмитриев учит победе над самим собой, избегать ненависти, тщеславия, достигать цели, грамотно выполняя при этом поставленные задачи.

из личного архива
из личного архива
Фото:из личного архива
«Эти качества пригодились мне во время службы в ВДВ. Я служил в полковой роте связи 317-го полка Витебской воздушно-десантной дивизии в 1980-1982 годах, будучи кандидатом в мастера спорта, был физоргом роты. Мы дислоцировались в Кабуле. Конечно же, восстанавливали связь в ходе рейдов в провинциях Афганистана. Я горжусь тем, что служил в ВДВ. Первые герои Советского Союза ‒ Николай Чепик и Александр Мироненко именно из нашего полка. Сейчас, когда я много работаю с подрастающим поколением, не только как тренер, но и член «Боевого братства», я стараюсь донести до молодежи значимость подвига десантников», ‒ говорит Александр Дмитриев.

Вместе с Александром Дмитриевым военно-патриотическим воспитанием детей, их физической закалкой занимается и его товарищ гвардии рядовой ВДВ, стрелок-пулеметчик Ирек Афлятунов. Он попал в Афганистан, когда там только начиналась война в 1979 году. Службу он прошел в девятой роте 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка.

 «В то время наша рота еще не была столь знаменитой. Но она принимала участие в захвате дворца Амина в 1979 году. Я же начал в ней службу на полгода позже. Безусловно, я хотел служить в ВДВ. В детстве с восторгом смотрел фильм «В зоне особого внимания», передачу «Служу Советскому Союзу». Правда, сначала меня хотели приписать в погранвойска, но я попросился в ВДВ. Перед призывом я и несколько моих товарищей прошли в уфимском ДОСААФ обучение, выполнили на Забельском аэродроме прыжки с парашютом. После этого наша команда убыла с уфимского железнодорожного вокзала в Фергану. Я был очень горд и счастлив, меня переполняли эмоции. В Фергане было очень жарко, но мы все равно были рады тельняшкам, вместо беретов выдавали панамы, вот тогда понял, что я десантник ВДВ», ‒ говорит Ирек Асхатович.
из личного архива
из личного архива
Фото:из личного архива

Ирек Афлятунов считает, что каждый мужчина должен быть физически крепким и быть способным защитить свою семью, а значит Родину. Как он признается, многому его научил его дядя, прошедший Великую Отечественную войну. Десантник говорит, что, когда ему приходилось нести на себе 40 и более килограмм амуниции, да еще и в условиях палящего афганского солнца вступать в бой, он вспоминал своих родных.

«Мы думали, что если с такой массой упасть, то можно уже и не встать. Поэтому укрывались за валунами на корточках. Но понимал, что если я погибну, то это будет большое горе для моих близких. Мысль о них берегла меня и придавала сил, чтобы выжить. Конечно же, я и мои товарищи благодарны нашему комбату Валерию Востротину и командиру взвода Геннадию Лупиногину. Они делали все, чтобы мы – молодые воины вернулись домой живыми. Пусть ранеными, но живыми. И это им удалось», ‒ говорит Ирек Асхатович.

Мужество и отвагу проявили российские десантники на территории северокавказского региона. Алик Шайдуллин из села Ольховое Уфимского района служил в рядах ВДВ в 1998-2000 годах. Гвардии сержант, разведчик награжден орденом Мужества.

«У меня дядя служил в крылатых войсках, застал Афганистан. Поэтому было небольшое волнение - а я справлюсь ли со службой в ВДВ. В горах я и мои товарищи участвовали во многих боевых операциях. С годами сознание щадит память, некоторые воспоминания уже стираются. Но я работал с детьми, был пионервожатым. И когда узнавали, что я прошел вторую чеченскую кампанию, удивлялись», ‒ говорит Алик Флюрович.
из личного архива
Фото:из личного архива

Все же десантник помнит, что были моменты, когда еще утром завтракал с товарищем, а к вечеру его койка пуста, погиб.

«Как-то ребята пошли в «зеленку» с лейтенантом. Выбирались с боем, но командир погиб, его тело осталось на той стороне. Но десант своих не бросает и нам удалось эвакуировать нашего погибшего офицера», ‒ рассказал Алик Шайдуллин.

Ветераны ВДВ продолжают вести активную общественную деятельность. Кроме работы с подрастающим поколением они находят время, например, на облагораживание мемориальных парков и скверов, в которых увековечены имена павших десантников. Так, активисты из числа ветеранов, недавно вернувшихся из армии ребят привели в порядок воинский мемориал в Сибае, посвященный воинам-интернационалистам и участникам боевых действий. Об этом рассказал руководитель местного отделения «Боевого братства», председатель общественной организации ветеранов боевых действий «Воин» Руслан Сафиуллин.

«В Сибае установлен памятник ‒ боевая разведывательная десантная машина. Вокруг него волонтеры поменяли бордюры, расчистили территорию. Мы все помним и чтим память воинов ВДВ», ‒ сказал Руслан Сафиуллин.
Автор:Эдуард Кускарбеков
Читайте нас: