В Уфе на протяжении нескольких лет идет постепенная адаптация электросамокатов к городской инфраструктуре. Если летом 2020 года на улице редко можно было встретить кого-либо на «двухколесном друге», то в 2021 году уже практически во всех районах города они стали доступны для каждого, и, к сожалению, для детей тоже. В прошлом году «фонила» тема с постоянными авариями. Как информировал «Башинформ», для электросамокатчиков, как оказалось, нет своей ниши ни на дороге, ни на тротуаре. Вопрос о различных запретах и ограничениях по скорости до сих пор поднимается общественностью, депутатами, сотрудниками ГИБДД, но пока он так и не решился. В этом году с электросамокатами «тише» — к счастью, они реже стали врезаться в автомобили и сбивать пешеходов.
Стоит отметить, что в Уфе представлено несколько кикшеринговых сервисов, кто-то из «игроков» за год покинул этот вид бизнеса, другие остаются неизменными, например, Whoosh. Информационное агентство «Башинформ» решило выяснить у компании, как поменялась ситуация с электросамокатами за год, поговорить о плюсах и минусах аренды, о безопасном использовании средств индивидуальной мобильности.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
– Насколько городские дороги и тротуары соответствуют безопасному движению электросамокатов?
– Конечно, Уфа, как и большинство российских городов, нуждается в дополнительном развитии велоинфраструктуры. Это поможет увеличить комфорт и безопасность использования электросамокатов в городе. При этом надо отметить, что в отличие от многих городов, в Уфе существующие велодорожки не сконцентрированы в местах отдыха, что позволяет в полной мере использовать кикшеринг как новый вид городского транспорта. В прошлом сезоне жители Уфы проехали почти 3,5 млн километров, 88% всех поездок было совершено по транспортному сценарию. Транспортной поездка называется тогда, когда она совершена по кратчайшему пути из точки «А» в точку «Б» и её длина не превышает 3-5 км. Этот способ использования говорит о том, что горожанин взял в аренду электросамокат, чтобы добраться до пункта назначения — по делам, на работу или учебу, а не с прогулочной или туристической целью.
– На каких улицах чаще всего уфимцы передвигаются на них?
– Наибольшее количество поездок на наших электросамокатах совершается в Советском районе.
– В сравнении с другими городами-миллионниками, в Уфе достаточное количество арендуемых электросамокатов?
– В этом сезоне флот наших самокатов в Уфе составляет около 1500 единиц. Например, в Самаре и Тюмени по 2000 самокатов, в Екатеринбурге – 5000.
ДТП, БЕЗОПАСНОСТЬ И ДЕТИ
– Как дела обстоят со статистикой ДТП с участием электросамокатчиков в сравнении с 2021 и 2020 годом?
– Количество ДТП в пропорции к общему числу поездок на электросамокатах остается примерно одинаковым на протяжении нескольких сезонов – порядка 0,01%. В большинстве случаев речь идет о незначительных столкновениях в местах пересечения автомобильных и пешеходных потоков. Дополнительное развитие велоинфраструктуры поможет снизить количество инцидентов.
– Что предпринимается для безопасности электросамокатчиков: есть ли у электросамокатов техобслуживание, кто следит за их исправностью?
– В городе в круглосуточном режиме работают сервисные команды, которые следят за порядком на парковках и техническим состоянием электросамокатов. При необходимости они забирают их на ремонт в сервисный центр.
Перед началом сезона все самокаты прошли комплексное техобслуживание: были обновлены все ходовые элементы, установлены новые шины, грипсы, восстановлены лакокрасочное покрытие и оклейка.
В городе продолжает действовать система медленных зон. Все самокаты сервиса ограничены в скорости до 25 км/ч, а в местах повышенного пешеходного трафика, например, в ЦПКиО им. Мажита Гафури, парках «Кашкадан» и имени Ивана Якутова не получится разогнаться быстрее 15 км/ч. В парке имени Николая Гастелло проезд на самокатах Whoosh запрещен.
– Доступны ли электросамокаты для несовершеннолетних?
– Аренда доступна только для совершеннолетних. Мы следим за соблюдением правил всеми возможными способами: сервисные команды фиксируют нарушения в городе, служба поддержки отслеживает публикации в соцсетях и обращения других пользователей.
Как показывает практика, чаще всего родители сами арендуют самокаты для своих несовершеннолетних детей. Мы хотим еще раз напомнить, что это нарушение правил, за которое положен штраф и блокировка аккаунта.
ШКОЛА ВОЖДЕНИЯ
– Проводятся ли в городе профилактические мероприятия, посвященные культуре управления электросамокатами?
– Мы совместно с отделом ГИБДД Управления МВД России по Уфе открыли школу вождения электросамокатов. С 17 по 19 июня на площади перед конгресс-холлом «Торатау» каждый желающий сможет пройти бесплатное обучение основным правилам безопасного и этичного вождения электросамокатов, а также познакомиться с устройством и возможностями новейших моделей шеринговых самокатов.
Школа работает 17 июня до 20.00; 18 и 19 июня – с 14.00 до 21.00.
В школе вождения можно узнать, как устроен самокат, как начать поездку, где можно и где нельзя двигаться на электросамокате, принципы ответственного вождения, на что необходимо обращать внимание во время движения, как действовать в экстренных случаях, как завершать поездку и парковать самокат.
Курс обучения займет не более 10 минут. Рассказывать о правилах будут специалисты сервиса. Закрепить знания можно будет, пройдя тест. Помимо знания основных правил вождения самокатов, прошедшие тест получат промокод на скидку.
ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ УФЫ ОБ ОПАСНОСТЯХ И ПДД
Как сообщила агентству «Башинформ» начальник отделения по пропаганде ОГИБДД Управления МВД России по Уфе Альбина Кадикова, в этом году в Уфе зарегистрировано пять дорожных аварий, в которых один из участников двигался на электросамокате.
«Самое опасное, когда управляют ими дети. Один из таких фактов произошел в середине апреля в поселке Нагаево, где 11-летний школьник, управляя электросамокатом, не справился с управлением и столкнулся с Mazda CX-7. В результате чего ребенок получил различные травмы. Юные участники дорожного движения не в полной мере могут осознавать и объективно оценивать дорожную обстановку, поэтому использование такого вида «транспорта», развивающего большую скорость, может привести к аварийной ситуации», – отметила Альбина Кадикова.
Для предупреждения фактов ДТП, в преддверии летних каникул сотрудники отделения по пропаганде столичной Госавтоинспекции в школах проводили «Уроки безопасности», на которых вместе с учащимися рассматривали правила использования средств передвижения – самокатов и велосипедов.
«Летом сотрудники ГИБДД совместно с педагогами и работниками центра общественной безопасности начали проводить беседы, выезжая в пригородную местность, где проживают юные любители двухколесного транспорта и их родители, разъясняя меры безопасности и юридической ответственности при управлении электросамокатами, велосипедами и мототранспортом», – сказала собеседница информагентства.
Но чаще всего средства индивидуальной мобильности используют, конечно же, взрослые, которые порой забывают об элементарных правилах безопасности и том, что они являются участниками дорожного движения. Выезжая на проезжую часть или не спешившись, они получают травмы.
«Так, 25 апреля произошла дорожная авария, при которой 18-летний молодой человек пересекал пешеходный переход на электросамокате. В результате ДТП он получил ушибы и травмы головы, а мог остановиться и не допустить печального исхода, – привела пример сотрудница ГИБДД и акцентировала внимание на ПДД. – Госавтоинспекция Уфы напоминает о необходимости соблюдения правил безопасного пользования современными средствами передвижения и помнить о недопущении использования сотовых телефонов при передвижении, о запретах выезда на проезжую часть, управления ими в нетрезвом состоянии и недопустимости присутствия двух человек на одном мобильном средстве передвижения. Пересекать проезжую часть на пешеходных переходах с целью безопасности только спешившись, так как водитель не ожидает вашего появления на дороге. Всегда используйте защитную экипировку, которая позволит снизить риск получить травмы при падении».
НЕТ СТАТУСА
Электросамокаты могут признать источником повышенной опасности, снабдить номерными знаками, ввести возрастные ограничения и особую категорию прав на управление ими. Все эти предложения разрабатываются в Совете по правам человека при Президенте России, вскоре их направят в правительство. Об этом на днях сообщил «Известиям» член СПЧ Кирилл Кабанов. Поддержать инициативу на законодательном уровне готовы в Госдуме.
«Система контроля отсутствует, система дорожных знаков отсутствует, статус участника дорожного движения не определен. Скорость якобы ограничена, но по факту все продолжают нестись — мы это видим по последним происшествиям, в которых страдают и дети, и пожилые люди. Не соблюдают правила дорожного движения. ГИБДД не может это контролировать, ведь на каждом перекрестке не поставишь сотрудника, а по камерам нарушителей тоже отследить сложно», — цитируют слова члена СПЧ «Известия».
На федеральном уровне статус средств индивидуальной мобильности (электросамокаты, электровелосипеды, гироскутеры, моноколеса, сегвеи) до сих пор четко не определен.