Россия за ближайшие 3-4 года может полностью лишится зависимости от иностранных производителей комплектующих для самолётов и авионики, если последовательно предпринимать шаги к переходу на отечественные технологии и производство. Об этом говорят участники Российского форума «Импортонезависимость авиастроения», который проходит в эти дни в Уфе на базе Уфимского государственного авиационного технического университета.
По словам ректора УГАТУ Сергея Новикова, речь правильнее вести не об импортозамещении, а об импортоопережении. То есть о выстраивании научной и технической базы так, чтобы заранее прогнозировать потребности отрасли в мировом масштабе. А для этого нужно тесное сотрудничество науки, образования и производства.
Ректор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Глеб Туричин считает, что именно университеты определяют научно-технологическую политику отрасли, и отрасль успешно развивается с такой поддержкой.
Первый заместитель начальника департамента ПАО «Газпром» Василий Никитин отметил большое преимущество УГАТУ перед другими отраслевыми вузами в его синергии с УМПО, так как в лабораториях университета есть возможность разрабатывать технологии для конкретных производственных задач.
Таким образом, УГАТУ не замыкается на обучении, а плотно работает с потребителями, эксплуатирующими организациями. А УМПО, в свою очередь, получает базу по корректировке, по тем результатам, которые получают исследователи УГАТУ.
В Башкирии созданы беспрецедентные условия для подготовки молодых кадров для авиастроения. Сегодня можно учиться в УГАТУ и зарабатывать одновременно, являясь действующим работником профильного производства.
Для стобалльников по ЕГЭ и победителей олимпиад предусмотрены стипендии в первый семестр обучения в размере 50 тыс. рублей. Есть целевые выплаты также по линии правительства республики (стипендии главы РБ) и корпоративные – от предприятий.
Кроме того, действует система довузовской профориентации школьников – в уфимских школах создаются инженерные классы, в которых формируется костяк будущего кадрового резерва.
Напомним, что в правительстве РФ обсуждают намерение скорректировать стратегию развития авиаотрасли с акцентом на собственные ресурсы страны, в том числе научные, технологические и производственные.