Новости Башкортостана и Уфы
94.09
-0.23
100.53
+0.25
87.13
+0.02
24+ °C
Ясно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Общество
7 Мая 2022, 12:36

Взращённая войной: 94-летняя уфимка продолжает трудиться и приносить пользу людям

Её общий трудовой стаж - 76,5 лет.

Валерий Шахов
Фото:Валерий Шахов

Свой трудовой путь Римма Панкратова начала в далеком 1943 году еще 16-летней девчонкой на Уфимском центральном телеграфе.

— Отец у нас очень рано умер, в 32 года, мне тогда всего 4,5 года было. После его смерти мама, бабушка, сестра и я переехали из деревни в Кушнаренково. Когда уже и бабушки не стало, в 1940 году семья перебралась в Уфу. А потом началась война…

Наш ближайший родственник из мужчин, двоюродный брат был призван на фронт и пропал без вести. Его судьба нам так и неизвестна.

Тяжелые были времена — тревожные…

Тогда еще мы жили в Нижегородке в своем доме, дом отапливался дровами. Работы было достаточно, а ждать помощи было неоткуда - за огородом ухаживать, дрова колоть, снег чистить. Тогда за этим следили участковые, и за нечищеный снег полагался штраф — 10 рублей. Это были большие деньги.

Между всем этим мы бегали на работу, ночами стояли в очереди за хлебом. Бывало, записывались по спискам больше 1000 человек. Когда очередь доходила до нас, в магазин пускали только по 10 человек, на семью давали по килограмму хлеба. Всё за свои деньги. Мы тогда только хлеб и покупали, овощи были свои.

Позже появились продуктовые карточки, по которым выдавали сахар, жиры, крупы, хлеб в расчёте по 500 грамм на рабочих и 200 грамм на детей, а служащим в то время давали 400 грамм. Крупы больше 500 грамм не выдавались.

В городе у мамы начались проблемы со здоровьем. У нее сильно болели ноги, может, простудила, когда работала в плодоовощном комбинате на засолке. Сестре, которая старше меня на два года, пришлось устраиваться на работу на Уфимский витаминный завод.

В 1942 году нога заболела у меня, целый год я почти не ходила. И поскольку учебный год был провален, подумала и решила устроиться на работу. Пришла и говорю маме: я выхожу на работу в телеграф. Она спрашивает, зачем, кто тебя послал, а я говорю, сама. Тогда мне было 16 лет.

И вот 17 ноября 1943 года приняли меня в отдел на ставку. В мои обязанности входила регистрация телеграмм для госучреждений Уфы, в том числе в адрес Башвоенкомата. Это могли быть шифровые телеграммы, мы не знали, о чём они, но всегда старались как можно скорее отправить по адресату.

Работали мы тогда сменами, допустим, с 8 до 16 часов и в этот же день с 23 до 8 часов утра. Мне очень нравилась моя работа и я никогда не уставала, может, от того, что интересно было. Тем, кто хорошо работал, давали бесплатные талончики на обед. Я их всегда получала, когда работала утром.

Здесь же, на работе, мы с девочками встречали День Победы. Помню, обнимались, плакали, радовались…

На Уфимском телеграфе Римма Панкратова проработала вплоть до 8 мая 1985 года, всего 41 год и 6 месяцев. Дослужилась до начальника смены, награждена двумя почетными грамотами Башвоенкомата за четкую связь.

Долго засиживаться на заслуженном отдыхе не пришлось. В 1987 году ее пригласили на работу… И вот уже 35 лет Римма Петровна трудится медицинским регистратором в госпитале МВД по РБ. С тех пор каждый рабочий день она встречает и провожает пациентов, при необходимости поддерживает добрым словом и ни минуты не сидит на месте.

— Такая у меня привычка, никогда не жду, когда спустятся за документами, мне проще самой сбегать и отнести, чтобы не мешались, — говорит Римма Петровна, прервавшая работу ради беседы с нами.

За тридцать с лишним лет она уже стала легендой этого учреждения. Далеко не все знают ее настоящий возраст, но ценят и уважают за трудолюбие и отзывчивость.

— Те, кто знает, рассказывают друг другу, сколько мне лет, да ещё и прибавляют, но я на них не обижаюсь, — смеется наша собеседница.

Несмотря на свой солидный возраст, Римма Панкратова выглядит элегантно — аккуратная прическа, бусики, часики (подарок от экс-министра МВД Баш­кирской АССР Владимира Рыленко) и белоснежный халат. При этом она признается, что никогда не придерживалась каких-либо особых диет.

Секреты ее активного долголетия — это неиссякаемый оптимизм, самоотверженный труд, чувство юмора, порядочность и долгие пешие прогулки.

—  Питание у меня самое обычное, ем все, что приготовят, особенного режима нет. Никогда ни в чём себя не ограничивала и не смотрела, похудела я или поправилась. Сколько хочу, столько и ем. Некоторые говорят, жирное не ем, хлеба не ем, то-сё, ничего подобного. Вот захотела я хлеба с молоком, особенно если хлеб свежий, да еще с маслом… Очень вкусно! До отвала наемся, — признается она.

Судьба не всегда была благосклонна к нашей героине — это и тяжелая трудовая юность, потери родных, а потом и единственного сына потеряла, и все это легло тяжелым испытанием на плечи этой хрупкой женщины. Трагическая гибель сына в буквальном смысле сбила ее с ног.

— Я целый год вообще еле-еле ходила, ничего не видела и не слышала. На улице случайно столкнулась с мужчиной и так неудачно, что получила травму сетчатки левого глаза. Спасибо нашим врачам, почти целый месяц они выхаживали меня на дому, уколы делали, всячески поддерживали. Потом мне начальник больницы сказал: Римма Петровна, все — давайте, выходите на работу. Так потихоньку и оправилась, — вспоминает собеседница «Башинформа».

Сейчас Римма Петровна живет с внучкой и правнуком и о своей дальнейшей работе ничего не планирует:

— Как Бог распорядится, так и будет. Если попросят, я не обижусь. Но если честно, будет тяжело. Я ведь дома ничего не делаю, не убираюсь, не глажу, не готовлю, посуду не мою, иногда могу сходить на рынок или травки для хомячка нарвать. Все делают внучка и правнук. А работа для меня отдушина.

Автор:Альфия Аглиуллина
Читайте нас: