Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Общество
27 Февраля 2022, 20:03

Мы свято бережем традиции нашей украинской культуры: Жители села Золотоношка в Башкирии

Пресс - служба БФ «Свидетель Милосердия»
Фото:Пресс - служба БФ «Свидетель Милосердия»

III Международный фестиваль «Платок символ Мира» продолжает знакомить наших читателей с культурой народов России и участниками проекта. Амбассадор фестиваля Лилия Михайлова побывала в гостях у представителей украинской культуры Башкортостана в селе Золотоношка.

Село Золотоношка – единственное в Башкортостане село, где более 120 лет компактно проживают украинцы, где сохранилась история, язык, культура, быт украинского народа. В 2006 году здесь на базе Дома Дружбы народов Республики Башкортостан был создан уникальный украинский историко-культурный центр.

Это село  образовалось в 1900 году.  Некий Антон Черненко из Украины служил в свое время в Москве в Астраханском полку.  Там у него был сослуживец - Тимофей Кожаев, который  был родом  из Башкирии, до службы  проживал  на хуторе, в 12 км от ныне расположенного села Золотоношка. Тимофей Кожаев рассказал Антону, что в Башкирии продаются земли.  В те времена на Украине земель не хватало. Антон  Фомич после службы вернулся в свое село с. Жерноклево Полтавской области Золотоношского уезда, рассказал об этом своим землякам, что можно купить землю в далекой Башкирии. Земляки ему собрали 25 рублей, и он отправился в Башкирию к другу Кожаеву, который помог ему найти местного купца Утямашева.  С которым договорились о покупке земли через банк на срок расплаты 42 года  по 34 рубля за десятину. Вернулся Антон Фомич к себе в Жерноклево и стал набирать желающих выехать. Выехало 27 хозяйств. В основном это – род Черненко, Майстренко, Сидоренко, Падалко и другие. Выезжали семьями, таким образом, в 1900 году к весне они поселились в Башкирии. А за 40 лет до прибытия украинцев, здесь было русское село, основанное выходцами Тамбовской области, они эти земли арендовали. Но земля была продана и арендаторы были вынуждены уйти с этих мест. С этих купленных 1019 десятин, девятнадцать десятин давалось государством на строительство церкви бесплатно. Весть о том, что жерноклевцы купили в Башкирии земли, мгновенно разлетелось по всей Полтавской области. И выходцы других уездов стали сюда посылать на кушкульские земли других ходаков. Так было образована Золотоношка, Вознесеновка, Полтавка, Деевка, Мало - Деевка и хутор Аверьяновский. Деевка и Мало-Деевка по просьбе помещика Деева, который продал свои земли  переселенцам, были названы его фамилией.

Основными хранителями истории села и  жизни местных украинцев села Золотоношка является украинский историко-культурный центр. При сельском доме культуры расположен украинский музей культуры Золотоношки, состоящий из залов – один Боевой Славы и другой - Трудовой и этнографический. В зале Боевой Славы расположены информационные материалы об образовании села, колхоза, школы, о ее жителях, знатных личностях, о боевых заслугах. Также размещены экспонаты, отражающий быт украинского народа. В трудовом и этнографическом зале отражен внутренний мир украинского народа. Здесь и национальная одежда,  украшения, домашняя утварь, ткацкий станок, рушники, вышивки – все сделано вручную, с душою. Некоторым экспонатам более за 100 лет!

«Украинцам нелегко было осваивать башкирские земли. Им надо было построить жилище, покупать животных, технику, с которой надо было обрабатывать землю. До переселения украинцев, в основном выращивали:  овес и ячмень, которые были малопродуктивными. С Украины выходец с.Деевки  привез пшеницу Белоколоску, и она на плодородном черноземе дала хороший урожай и многих спасла от разора. Ведь с банком надо было расплачиваться,  а средств не достаточно было, от  реализации овца и ячменя, они продавались по не значительной цене, потому многие вынуждены были покинуть  купленные  земли: кто пошел в наймы, кто вернулся домой на Украину.

С 1903 года  появилась необходимость открытия школы, люди, приехавшие с Украины, были образованными и хотели,  чтобы их дети были грамотными. Потому они сняли дом, для будущей школы, нашелся человек, который  согласился обучать детей математике и чтению.  Затем в 1906 году была земская школа на 4 класса с двумя учителями.  В 1906  году на личные сборы селян стали строить церковь на сто человек. Строилась она 5 лет, здесь  была библиотека, церковно – приходская школа.  В 1911 году церковь начала свою просветительскую деятельность: здесь проходили службы, венчания, крещения детей и другие мероприятия, что требовалось любому крестьянину. В 1929 году церковь  закрыли. Вывезли церковную утварь, сбросили колокола, и после реконструкции  в конце 30 - х годов сделали ее  сельским клубом.  И в 2010 году, нашлись меценаты, земляки из Москвы, которые  построили   Храм Рождества Пресвятой Богородицы.

В селе дома  были из глины с соломенными крышами. После революции были образованы коммуны, товарищеские объединения. К 1930 году эти колхозы объединились в один большой колхоз имени украинского поэта Тараса Шевченко. Колхозники занимались племенной работой: из двух свиноматок развели свиноводческую племенную ферму, которая продавала племенных поросят по всей Башкирии. К нам прилетали  вертолеты за этими маленькими поросятами, развозили по другим районам Башкирии. Вывели новую породу овец, лошадей. Что давало большие доходы колхозу. Уже в 1936 году наши два земляка участвовали в Москве на животноводческом  совещании в Москве, где делились  передовым опытом. Где наши земляки за высокие показатели  в труде получили высокие правительственные награды.  Более 70  животных были занесены в книгу ВДНХ. Наши колхозники с Москвы привозили медали, денежные вознаграждения, машину  для  колхоза.  До начала Великой Отечественной войны наш колхоз был миллионером. Приезжали из Норвегии, Дании,  и других капиталистических стран, смотреть, как люди жили при социализме.

  До Великой Отечественной войны в деревне поживало почти 1500 населения, из них 369 ушло на фронт, погибло 185, остальные вернулись. Во  время войны, Золотоношка  приняла 400 эвакуированных с  оккупированных городов Советского Союза, колхоз решал жилищный вопрос эвакуированных,  с обеспечением их продуктами питания, трудоустройством,  они жили своей общиной.

 16 женщин воевали в разных   родах войск, были  зенитчицами, связистами, медсестрами, нянечками. 289 женщин, стариков, подростков были награждены  медалями «За доблестный  и добросовестный труд в годы  войны 1941 -1945 г. г ».

  Наша гордость  и слава – 12 Героев Советского Союза из Стерлитамакского района, из них  и уроженец Золотоношки - Яков Тарасович Ткаченко.

 В память о тех грозных, трагических страницах наших земляков, которые  внесли свой вклад на алтарь Победы, снят фильм на пять часов. В 2021 году наш музей выиграл грант. В настоящее время, музей стал интерактивным, все документы оцифрованы, готовится  создание книги о селе Золотоношка», - рассказала Нина Черненко, ведущий библиотекарь Золотоношской модельной сельской библиотеки, она 32 года  занимается музеем по совместительству.

 «В этнографическом  уголке музея собраны плоды рук наших землячек. Вот девушка - невеста, она собирается приглашать на свадьбу гостей, на ней  венок с лентами, юбка – зимняя верхняя  одежда, платок покрывает голову с венком. В  венке, цветов должно  быть 12, и  13 разноцветных лент, каждый цвет имел свое значение, так же как и цветы. Люди очень верили в силу ленточек, потому что они оберегали волосы девушки от злых очей.  Каждая мама для дочери с трех лет  изготовляла веночек, делала по особой технологии  из цветов яблони, затем обрабатывала воском, такие венки  использовались как свадебные. Это очень трудоемкая работа. Сорочку невеста сама делала, ткала холст, шила, вышивала и одевала ее на свою свадьбу, а потом хранила в скрыне для  будущей дочери, так она сохранялась на многие годы. Девочки с трех лет ходили в веночках и носили их до замужества. На  второй день после свадьбы, после обряда, надевали невесте  платок. После этого женщина уже не имела право надевать венок, а  носить только платок или очипок (особый вид головного убора). Со временем количество платка у женщин  увеличивалось на голове, это говорило уже об ее статусе: пожилой женщины, которую должны уважать, почитать.  На ткацком станке девушка ткала рушники  длиною по 4 метра, вышивала их с монограммами, с орнаментами, готовила приданое. Кроме свадебных рушников девушка должна  приготовить рушники для домашнего пользования - утирачи. Девушка из богатого сословия ткала себе по 70 рушников. Подушки, наволочки, подзорники, рушники  - все это составляло  необходимое приданое. Раньше на свадьбу пекли большие караваи. Каравайщица одевала специальный фартук, она должна быть обязательно замужней. Любая хозяйка украшала свой дом росписью орнаментов, тем самым создавала красоту и уют. Они имеют свое глубокое значение. Печка – имела большое значение в доме. Она и кормила, и поила, и согревала, и мыла.

 «Украинская песня, кто не был очарованный ею, кто не вспоминает ее как свое беззаботное, счастливое детство, свою гордую юность, свои мечты быть красивым и нежным, сильным и храбрым. Украинская песня, она сопровождает человека всю его жизнь. Она очаровывает каждого своею красотой. Она ведет той дорогой, где растет вдовья пшеница,  ведет необъятными степями, где едут чумацкие возы, зелеными лесами и дубравами. Украинская песня - ясный месяц на небе, звезды, соловейко на калине, красные маки среди жита, вишня в саду,  верные голуби - это смех и слезы, печаль и надежда.  Все это переплелось в душе цветущим венком любви к родному краю, и пока будет жить песня, будет жить и народ. Пусть всегда наша песня украшает нашу жизнь и приносит лишь радость и счастье.  Может быть, кто то скажет, не до песен нам сегодня, кто так думает, тот ошибается. Народ будет петь всегда. Петь будут те, кому улыбается солнце, и те, кому нужда через край. Каждый будет петь свою песню, только пусть одному  она смягчит сердце,  а другому даст сил, чтобы выжить в этом суровом мире.

Как же до людей пришла песня. Рассказывают, что Бог решил наделить людей своими талантами, когда  Господь Бог роздал все таланты со своего трона, всевышний увидел в уголочке девушку, она была одета в вышитую сорочку, коса была переплетена, синею лентою, а на голове был венок из красной  калины.

- Кто ты? Почему плачешь?- спросил Господь.

-Я украинка.

-Где же ты была? Я уже все таланты роздал.

 Девушка отвечает:- Я на панском поле пшеницу жала. Повернулась и пошла. Тогда Господь Бог поднял руку и сказал:- Есть у меня один неоценимый дар, какой прославит тебя на весь белый свет, это песня.            Взяла девушка подарок, крепко прижала его до сердца, поклонилась, и  с верою понесла песню в народ.

У истоков украинской песни в Золотоношке, стояли сестры Кива Т.П.  и Вертипорох М. П.  Затем к ним присоединились Назаревская О.И,  Волкова Н.Д.  Немнишкура Т.А. Хижниченко М.С. Педаш Г.П.  Шевченко А.И. Кузьменко Т.Д. В 1947 году был образован фольклорный ансамбль, который сразу же стал участником  всех районных мероприятий и просуществовал  до конца 70-х годов.  В 1981 г. Карюгина З.А. по распределению БР КПУ  приступила к работе в качестве худ. руководителя Золотоношского СДК. Вот тогда -то и возникла  идея возобновить работу фольклорного ансамбля. Именно  фольклорный ансамбль бабушек положил начало ансамблю украинской песни «Червоні троянди», со временем состав пополнялся новыми исполнителями и затем ансамбль получил новое название «»Зоряний світ. Больше 40 лет в  ансамбле поют Черненко Н.И.  Коршак Л.И. Гречко Ю.Н.  Мирошкина А.А. Потешкина В.Н. Многих фольклористов  уже нет в живых,  другие уже не поют со сцены,  но дело, которое они начали, подхватили другие и вот уже  в СДК поют 5 ансамблей украинской песни, которые  объединяют  45 человек. В их репертуаре более 500 украинских  народных и эстрадных  песен. И живет народная украинская песня на земле башкирской,  радуя  всех, кто ее слушает.

Народный  ансамбль украинской песни «Зоряний світ»  -  это самобытный творческий  коллектив, один из любимих не только в районе но и в республики, его  знают и далеко за пределами Башкортостана. Песни ансамбля слушали и Президенты и послы, всевозможные делегации да и просто любители  украинской песни. Народный  ансамбль украинской песни «Зоряний світ» с восторгом слушали и на исторической родине Украине, где мы побывали в 2012 году.  В коллективе занимаются активные, инициативные люди, которые   не просто любит украинские песни они живут ими. Традиционно с участием ансамбля проходят  мероприятия  проводимые в СДК такие как Рождество Христово, Пасха, Троица, Ивана Купала, Шевченковские дни. и мн.др. Народный  ансамбль украинской песни «Зоряний світ» является  постоянным участником республиканских и районных мероприятий .     Народный  ансамбль украинской песни «Зоряний світ» является  визитной карточкой села.  Ансамбль сумел громко заявить о себе,  он стал желанным гостем в сёлах и на городских площадках.

 Главной задачей коллектива является сохранение, развитие и пропаганда песенной культуры и наследия украинского народа. Возраст участников ансамбля  – от 40  до 70 лет. Это механизаторы, учителя, служащие, пенсионеры. В ансамбле  много одаренных людей. Именно они создают неповторимую творческую ауру. Благодаря им возникает рост качества концертных программ и неизменный успех в каждом выступлении. В ансамбле 8 женщин и 4 мужчин  при коллективе созданы – мужская вокальная группа, «Стежина», женская вокальная группа «Червоні троянди», три дуэта, чтецы.  Украшают выступления ансамбля, сольные номера. Солисты повышают свой творческий уровень, участвуя в различных конкурсах  занимая призовые места. В программу выступлений ансамбля  включены обрядовые элементы, хороводы, игры, театрализация. Творческий труд всех участников ансамбля  был отмечен присвоением коллективу звания «Народный » в 2012 году. Репертуар ансамбля разнообразен,  кроме традиционных  народных песен в репертуаре ансамбля появились  произведения современных украинских авторов и композиторов.

Смена у народного ансамбля есть, мы сумели привить нашим детям любовь до украинской песни, традициям и обычаям нашего народа.

          Ансамбль «Мрія» - учащиеся старших классов.

          Ансамбль «Квіточки»- учащиеся средних классов.

          Ансамбль «Барвінчата»- учащиеся младших классов.

          Ансамбль «Зернятко» – воспитанники детского садика.

В составе нынешних ансамблей есть внуки, и правнуки,  тех, кто                         стоял  у истоков украинской песни в Золотоношке.

         Например, в ансамбле «Зоряний світ» поет Борисов В.М. и Гречко               Ю.Н.,  Гречко А.И., Мирошкина А.А.  а в детских ансамблях  уже поют  их внуки и даже правнуки. Сейчас в детском ансамбле «Квіточки» поет правнук  запевалы фольклорного ансамбля  Вертипорох М.П.  Белов Матвей.

      « Зоряний світ», «Мрія»,  «Квіточки», «Барвінчата»  «Зернятко». Это   наше «українське намисто», ведь именно они несут основную нагрузку, по возрождению традиций и обычаев украинского народа.

 Украинский народ  живет памятью, которая тысячами нитей связана с сегодняшним днем, а ансамбль «Зоряний світ» возвращает к жизни традиции, идущие из глубины народной истории, выполняет одну из важнейших задач возрождения и популяризации культуры украинского  народа, его традиций и обычаев», - отметила руководитель народного ансамбля украинской песни «Зоряний світ» Зинаида Карюгина.

Вот уже четвертое десятилетие ансамбль служит народу, своему селу, земле,  сцене, сохраняя культуру  украинского народа. Своим творчеством они прививают любовь к народной песне, любовь к земле, к своему народу. Сегодня  ансамбль живёт полноценной творческой жизнью и радует зрителей своими выступлениями.

                                  Кружляй же завжди, пісне на орбіті,

                                  Брини й лунай в різноголоссі нот.

                                  Про рідний край й нашу пісню в світі

                                  Не забувай, співучий мій народ.

 

 Проходят века, меняются общественные устои, потрясают мир войны, на смену одним поколеним приходят другие со своими вкусами и предпочтениями. А народная песня остается, даря свою красоту и неповторимость , следующему поколению.  Песня - душа народа. Если есть песни - следовательно, есть народ.  Если мы забудем свою песню, то мы перестанем быть народом, потому что потеряем самое святое - свою душу.
Пусть песня летит через века, впитывает в себя мудрость веков, и возвращается к людям, даря веру, надежду и любовь. Будем расти и впитывать, как солнышко, капельки росы, всю красоту, на которую так богат наш народ. Чтобы стелилась  жизненная дорога под светлыми звездами, под щедрым сонцеграєм, под рушниковими парусами счастья. Ведь хорошие песни помагают нам жить, приумножают наши силы! Благослови нас Господь!


 Бо ж нашому роду нема переводу,
Хай пісня єднає коріння святі,
Дай, Боже, нам віру і братню згоду
На довгії роки, на вічні віки.

 

История создания украинского историко культурного  центра филиал ГБУ Дом дружбы народов РБ

Стерлитамакский район расположен на стыке степи и предгорий Южного Урала. На его территории протекают удивительной красоты реки: Белая, Ашкадар, Куганак, Стерля, Уршак. Именно в этих местах осенью 1899 года в Стерлитамакском уезде Уфимской губернии приобрёл у башкир для своих украинских односельчан землю Черненко Антон Фомич. И уже весной 1900 года на постоянное место жительства в башкирский край из села Жерноклевы Золотоношского уезда Полтавской губернии прибывает двадцать семь хозяйств. Так было основано с. Золотоношка в Стерлитамакском районе. Позднее на территорию Башкортостана переехали жители других сёл Полтавской губернии. Село Золотоношка образовали украинские переселенцы с Полтавской губернии в к. XIX века. Благодаря их компактному расселению в этих землях селу Золотоношка на протяжении более столетней истории удалось сохранить свою моноэтничность, родной язык и обычаи украинского народа. Идея создания центра принадлежит Коломиец В.И. – директору МСОШ с. Золотоношка. Эту идею поддержали Бабенко В.Я- директор филиала Московского Государственного института им. Шолохова и Дорошенко В.Б. –руководитель Республиканского общества «Кобзарь» В 1998 г. на сходе жителей села было принято решение о том, что Золотоношка должна стать национально-культурным центром украинцев Башкортостана. С этой целью на имя Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова было отправлено решение схода граждан о создании в с. Золотоношка национально-культурного центра украинцев Республики Башкортостан. На основании Указа Президента Республики Башкортостан №УII-823 от 27. 12. 1999г.и Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан №131 от 17.05. 2000г. в селе Золотоношка создан историко-культурный центр украинцев Башкортостана. Директором центра назначен Коломиец В.И. –директор МСОШ д. Золотоношка на общественных началах. В 2004 г. на основании распоряжения администрации района сменился состав ИКЦ, директором центра назначена Карюгина З.А- директор Золотоношского СДК на общественных началах. Дирекция ИКЦ располагается в здании Золотоношского СДК, занимает два кабинета, кабинет зав. ИКЦ и методический кабинет. Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 13.04.2006 года № 85 с 1 июня 2006 года украинский историко-культурный центр « Золотоношка» – Филиал Государственного учреждения «Дом дружбы народов» Республики Башкортостан» в селе Золотоношка Стерлитамакского района Республики Башкортостан. С апреля 2007 года Филиал ГУ ДДН РБ украинский историко-культурный центр «Золотоношка» в с. Золотоношка МР Стерлитамакский район.возглавляет Карюгина О.А.С 1 февраля 2011 г.ИКЦ «Золотоношка центр возглавляет Карюгина З.А.  затем Гречко О.П.,Золотарева Т.Ю. В настоящее время центром руководит Капралова Н.Б.  Созданный как носитель духовной культуры нации с думой о будущем, историко-культурный центр «Золотоношка» имеет единственный украинский учебно-воспитательный комплекс: детский сад – средняя школа, нацеленный на воспитание национального самосознания молодого поколения. Историко-культурный центр «Золотоношка» включает в себя такие объекты: музей СПК им. Шевченко заведующий Черненко Н.И. МБОУ СОШ  имени Героя Советского Союза Ткаченко Я.Т., директор Коваленко О.А. преподаватель украинского языка и литературы Тесленко Е.А. сельский дом культуры директор  Имаев Фларит Фанисович. Библиотека, музей села заведующий Черненко Н.И. Храм Рождества Пресвятой Богородицы  - настоятель Храма О.Алексей.

Совместная работа объектов центра позволяет всесторонне решать задачи сохранения и развития национальной культуры украинцев Башкортостана. К традиционным мероприятиям, которые проводятся в историко-культурном цетре «Золотоношка» относятся Рождество Христово «Коляда, Коляда в нашу хату загляда», Праздник Праздников Пасха «Христос Воскрес, моя дитино!», детский конкурс «Гарна писанка у мене», день Ивана Купалы, «Ходили дівоньки коло Мареноньки», конкурс детского рисунка, «Я малюю Україну», день независимости Украины « Що для мене Україна», праздники посвященные Великому поэту Украины Т.Г. Шевченко « Живи поэте, в пам’яті людській». Особой популярностью пользуются праздники родного языка «Я рідну мову пронесу,як скарб великий і безцінний», Андреевские вечера «Дівчата ворожать, хлопці гуляють», праздники села «Ой роде наш красний» « Доля моєї родини в історії села», праздники урожая «Усе прекрасне на землі, бере початок з колоска» и др. Основной целью проведения данных мероприятий является сохранение традиций украинской культуры и её пропаганда среди молодого поколения. Далеко за пределами Башкортостана известен республиканский детский этнокультурный лагерь «Кобзарик» в котором дети через игры и праздники познают красоту украинских традиций и обрядов. Здесь они изучают украинский язык, с удовольствием поют украинские песни и носят украинские костюмы. Начиная с 2000 года, лагерь проходил в разных местах: на базе школы села Золотоношка, в лагере «Колос» Стерлитамакского района, на студенческой базе в Ермекеевском районе, на базе Лагеря труда и отдыха «Дружный» в пос. Михайловка под Уфой. В лагере отдыхают ребята с разных уголков нашей республики, приезжают дети с Украины. Учащиеся Золотоношской средней школы практически ежегодно посещают летние лагеря Одесской и Львовской областей.

Молодое поколение села хорошо владеет украинским языком и знает национальную культуру. Это подтверждается на ежегодных республиканских праздниках посвященных памяти Т.Г. Шевченко, международных молодёжных конкурсах «Червона калина» в Уфе, «Ми діти твої, Україно» в МДЦ «Артек», международном конкурсе знатоков украинского языка имени П. Яцика, наши дети на этих конкурсах занимают призовые места. Уже с трёхлетнего возраста сельчан учат говорить на родном языке. В детском саду для них проводятся различные мероприятия, затем они продолжают обучение в средней школе, участвуют в украинских фольклорных ансамблях, ставят спектакли на украинском языке в школьном драматическом кружке. отдыхают в летнем этнографическом лагере «Кобзарик». А кружки вязания, вышивки, тврческая мастерская «Калиновий розмай», действующие при историко-культурном центре, дополняют языковое образование навыками народно-прикладного искусства.

Ежегодно историко-культурный центр «Золотоношка» принимает активное участие в республиканских мероприятиях; Всероссийская фольклориада «Бердемлек», республиканский праздник «Славянские узоры», республиканский праздник «Жемчужины Урала», республиканский праздник посвященный году семьи .Украинский историко культурный центр принимал участие в работе II съезда Ассамблеи народов Башкортостана, Всемирного Курултая башкир, заседании Президиума Государственного Совета под председательством Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и др. Самое активное участие историко-культурный центр «Золотоношка» принимает в подготовке и проведении съездов украинцев Республики Башкортостан проходящих в г. Уфе каждые четыре года. Постоянно в самом историко-культурном центре проходят республиканские и районные мероприятия: республиканский семинар-практикум для работников ЗАГСа (2002г.) , республиканский праздник «Ой радуйся земле»(2003г.),республиканский семинар-практикум для работников централизованных библиотечных систем Республики Башкортостан(2004), республиканский семинар-практикум для руководителей самодеятельных хоровых коллективов и учителей украинского языка (2006 г.); районный праздник украинской песни «Пісня моя солов’їна» (2009 г.), районный праздник «Вечера на хуторе» посвященный памяти Н.В. Гоголя (2009г.), районный праздник «В серці нашім рідна мова, ми без неї не живі» (2009г.) республиканский праздник «Музичний ярмарок» и совещание для руководителей историко–культурных центров РБ (2010), (2010г.),республиканский семинар-совещание для учителей истории (2010г.),районный праздник посвященный году учителя «Ступеньки сентябрей»(2010г.), районный праздник посвященный дню славянской письменности и культуре (2011г.) съезд украинцев Стерлитамакского района Республики Башкортостан..

Нашими гостями были:  Президент Республики Башкортостан Р.З. Хамитов, Чрезвычайный и полномочный посол Украины в Российской Федерации Демин О.С. Чрезвычайный и полномочный посол Украины в Российской Федерации Ельченко Н.П. Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кнут Волленбек, Председатель центральной избирательной комиссии Украины Шаповал В.Л. народный поэт Украины Павличко Д.М. заместитель представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном Округе Овсиенко Н.П. Председатель Крымского республиканского отделения украинского фонда культуры, председатель ассоциации этнических СМИ Украины, главный редактор газеты «Крымский Дом» Балаян Б.С. члены Академии наук Украины Кобиринка Г.С. и Ткач М.С и др. Ежегодно историко-культурный центр принимает делегации с Украины, к нам приезжают гости с различных регионов Российской Федерации, гости с районов и городов нашей республики. Большую работу историко-культурный центр «Золотоношка» проводит по возрождению традиций, обрядов и обычаев украинского народа «Свята вечеря», «Іди туди, де було літо,а літо- де була зима», «На сорок святих сорока іменнинниця», «Перша борозна і початок сівби», «Щоб дошова хмара нивы не минала», «Не я бꞌю ,- верба бꞌє», «Ой прийшла до нас зелена неділя», «Врочисті зажинки», « Святая Покрівонько, покрий мою голівоньку», «Ой які ж добрі, шулики», «Пречиста по груши ходила», «Котився віночок із поля», « Прийшла пречиста-принесла старостів нечиста», «Кину кужель на полицу» и др. При ИКЦ действуют следующие кружки и клубы: - детский клуб «Краевед» руководитель Черненко Н.И. ими ведется большая , кропотливая работа по составлению родословных, истории переселения украинских деревень на башкирские земли. Дети на практических занятиях изучают историю своего родного края, своего села. Музей СПК им. Шевченко занимает два зала, здесь проводятся заседания клуба, где дети наглядно мугут получить данные о истории села и своего рода. В музее представлены документальные и вещественные материалы, раскрывающие богатую историю с. Золотоношка. В фондах музея более 1000 уникальных экспонатов, которые отражают быт сельчан, их традиционный уклад жизни, национальный колорит. Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного тврчества. детский клуб «Місяцелік» (украинские государственные и народные праздники, традиции и фольклор), руководитель – Карюгина З.А. клуб любителей украинского фольклора и песни - руководитель Карюгина З.А., Особое внимание украинским центром уделяется развитию вокального и музыкального творчества. В селе действовало  пять украинских ансамблей: из них четыре  детских вокальных  коллектива – «Мрія» («Мечта») – руководитель Карюгина З.А., «Квіточки» («Цветочки») – руководитель Карюгина З.А.,  «Барвінчата» – Карюгина З.А.,  «Зернятко» - руководитель Карюгина З.А., народный ансамбль украинской песни «Зоряний світ» («Звёздный свет») – руководитель Карюгина З.А . Аккомпаниатор  и аранжировщик всех ансамблей  Имаев Ф.Ф.

2012 г. ансамбль украинской песни «Зоряний світ» получил звание «народный», защита проходила в Стерлитамакском районном дворце культуры. Ансамбли- это наше українське намисто» ведь именно на них лежит основная нагрузка по сохранению и возрождению украинской культуры в Республике Башкортостан. В репертуаре ансамблей – более 500 украинских народных и современных песен. Украинские творческие коллективы Золотоношки знают и любят в Башкортостане. Они – непременные участники всех районных и республиканских конкурсов и фестивалей, массовых народных праздников, их приглашают с концертами в самые разные уголки республики. Накоплен большой опыт в проведении различных массовых мероприятий и праздников по возрождению и сохранению украинских традиций и обрядов. В 2012 году украинский историко-культурный центр «Золотоношка» выиграл грант Президента Республики Башкортостан Р. Хамитова о дополнительных мерах государственной поддержки деятелей культуры и искусства в размере 100 000 рублей на реализацию творческого проекта «До тебе, Україно, я вернусь, душею, серцем, мовою "пiснями». В ноябре ансамбль «Зоряний світ» выехал в Украину в Черкасскую область Драбовский район. Именно оттуда более ста лет назад переселились украинцы на башкирскую землю. Это была удивительная поездка, которая в каждом из участников ансамбля оставила свой неизгладимый след. Ведь мы побывали на родине наших предков, мы выполнили наказ наших односельчан, мы поклонились земле и привезли ее на нашу башкирскую землю, чтобы посыпать ее на могилы наших предков. Башкирская земля стала для всех золотоношцев священной , тут наш дом, наши дети, внуки и правнуки. Здесь нам всем жить и приумножать славу и красу родного Башкортостана.

 

  Бо ж нашому роду нема переводу,
  Хай пісня єднає коріння святі,
  Дай, Боже, нам віру і братню згоду
  На довгії роки, на вічні віки.

 

Руководитель народного ансамбля украинской песни «Зоряний світ»  Зинаида Карюгина продолжает:

«Платок, украинский платок – он хранитель и оберег семьи. Платок первый признак одежды женщины. Он  была рядом с человеком с рождения до последнего вздоха. Платок на крестинах, на весенних хороводах, на сватовстве, на венчании, на проводах казака на войну, платок при строительстве дома, при погребении. Платок и в радости, и в печали. В недалеком прошлом платок был необходим и богатому, и бедному, и старому, и малому.

В каждой семье, где подрастала девушка, сундук должен был наполняться платками. Его  бережно оберегали, хвалились перед гостями и соседями.

А сколько замечательных традиций и обрядов связано с платком!

Когда сын отправлялся в путь, мать завязывала в  платок хлеб, чтобы не забывал родительского порога, а во второй платок – горстку земли, чтобы возвращался в родной дом.

Когда казак шел на войну, возлюбленная дарила ему платок красного иногда — зеленого цвета. Он становилась оберегом, счастливым амулетом казаку.

Платок фигурирует в украинском свадебном обряде по сватовству, в знак согласия девушка подносила старостам платок с хлебом, сватов перевязывали полотенцами, а жениху дарили платок. Или в знак отказа —девушка выносила  нелюбимому тыкву в платке.

На свадьбе жених появлялся с красивым платком за поясом. В церкви во время венчания руки молодым связывают платком - в знак крепкой семьи.

Когда девушка шла приглашать на свадьбу родственников, то для нее пекли маленький хлебчик «Шишка», затем заворачивали его в платок узелком  и заходя в хату молодая кланялась и говорила такие слова: «Просили батько і мати і я вас прошу приходьте до мене на весілля»

Праздник свадьбы завершался покрытием головы невестой платком. Свекровь завязывала невестке тот платок, с которым жених ходил на свадьбе. Теперь платок становился знаком, что женщина замужем, она не могла появляться на люди с непокрытой головой. Женщина с непокрытой головой называлась простоволосой. Простоволосая женщина навлекает на поселок засуху, неурожаи, несогласия. Женщину без платка домовой может за волосы вытащить на чердак.

Когда доставали хлеб из печи, то накрывали его платком, чтобы не черствел. Колыбельку младенца накрывали платком т ветра и дурного глаза.

 Еще завязывали платок – узелок  с ужином для крестных родителей  на Рождество...

Женщины, которые теряли близкого человека, носили 40 дней, а то и круглый год траурные платки. Темные платки носят и во время поста.

Платок, пусть он  всегда хранит тепло ваших душ и живет вечно, как наша бессмертная мать наша земля, родной край».

Читайте нас: