Представитель башкирского рода Уран Винер Фаррахов знает об истории родной деревни Султыево Янаульского района практически всё, но продолжает изучать. Человек, вся трудовая биография которого связана с газовой отраслью (35 лет стажа), увлекся историей, краеведением. О краеведе-любителе рассказывает журналист Раушания Гарифуллина.
Винер Фаррахов долгие годы трудится в местном отделении ООО «Газпром трансгаз Уфа», в последние годы старшим оператором газораспределительной станции, имеет награды. Но для главного увлечения своей жизни он всегда находит время.
– В 2006 году умер отец. Тогда я и задался вопросом, почему в Султыево два кладбища, и оба действующие. Населенный пункт-то не из крупных. Всё это вылилось в годы изысканий, работал в архивах, встречался с профессорами. Искал ответы на свои вопросы в научных и исторических книгах. Вскоре после смерти отца меня отправили в Уфу на курсы повышения квалификации. Я решил воспользоваться возможностью познакомиться с учеными.
Винер Фаррахов пришел к известному лингвисту, профессору, в те годы директору Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН.Фирдаус Хисамитдиновой. Она внимательно выслушала и дала много ценных советов, позвонила в «Башархив». Затем познакомился с ученым-историком Раисом Кутушевым, встретился с известным ученым Анваром Асфандияровым. Уважаемый историк подарил ему свою книгу «История башкирских сел и деревень Янаульского района».
- Открыл ее, а там…история Султыево! Вышел из кабинета Асфандиярова, словно человек, поймавший райскую птичку. Там и раскрыл секрет двух погостов в одной деревне. Оказывается, было два населенных пункта: Султый и Верхний Малый Калмаш (в народе его называют еще Нарат асты), следовательно, два кладбища.
Таким было начало пути в краеведение Винера Фаррахова. С годами круг его знакомств стал еще шире, при появлении вопросов он обращается к ученым. По статистическим данным получается, что в одной деревне первоначально жили башкиры и ясачные татары, места их проживания имели свои обозначения. В 1775 году в деревне Верхний Малый Калмаш в 10 дворах проживали 58 башкир-уранцев, на окраине той деревни под названием Султыево – 144 тептяря из ясачных татар. В дальнейшем название ее Верхний Малый Калмаш в материалах ревизий не упоминается. Отныне в них речь идет только о Султыеве. Отец героя родом из Султыево, из тептярей, знает 12 колен своего рода, начиная от Ишмурзы Ишмакаева, родился примерно в 1710-1715 годах. Мама родом из Кичикира, башкирка. По ее линии он знает 10 колен. Во время своих поисков много разговаривал со старожилами, изучал надгробные камни, много времени провел в архивах. Благодарен Миннигали Надергулову, переводчику с арабского из того же Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН, документы пролили свет на многие вопросы.
По словам Винера Фаррахова, врагов народа в Султыево не было, а раскулаченные были. Народ здесь издавна был единый, дружный, друг друга не выдавали. Краевед достаточно изучил историю и соседних населенных пунктов, составил список участников Великой Отечественной войны из Султыево и Янбарисово. В первом имена высечены на памятнике, во втором – на баннере, установленном на территории кладбища. Изучает историю Кичикира и Янбарисово. При этом сотрудничает не только с янаульскими, но и с республиканскими и российскими краеведами.