Новости Башкортостана и Уфы
92.51
-0.79
98.91
-0.65
87.67
-0.23
7+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости

Личность в истории: Раиль Кузеев заложил традиции научного общения

Раиль Гумерович Кузеев (1929-2005) — советский и российский историк и этнограф, изучавший быт, культуру, этническую историю и этногенез народов Среднего Поволжья и Урала. Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик АН Республики Башкортостан. Почётный гражданин Уфы.
О выдающемся ученом рассказывает его ученица – доктор исторических наук Елена Сергеевна Данилко - заведующая Центром визуальной антропологии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук.
— Раиль Гумерович поражал своей многогранностью. Это был эрудированный в самых разных областях и всесторонне образованный человек с замечательным чувством юмора и умением вдохновлять тех, кто рядом. Он умел находить интересное во всем, даже там, где «обычные ученые» считали все изученным и доказанным. На защитах в нашем диссовете, независимо от того, на какую тему была диссертация, по археологии или этнографии, у него всегда находились вопросы, и они всегда были по существу. Раиль Гумерович определял исследовательские направления своим ученикам, последователям, коллегам. Но при этом мало вмешивался в сами исследования, давая свободу в выборе подходов нам, молодым ученым. После вуза я предполагала нечто более рутинное. Казалось, что так и будет продолжаться как в университете: взяла у руководителя тему, провела исследование, отчиталась и зашили в папочку. Но только не в институте Кузеева! Он определял направление, советовал и давал рекомендации как и что искать, на что обратить внимание, но сам не вмешивался в творческую работу ученого и исследователя. Он раскрывал горизонты, давал возможность расти тем, кто с ним рядом. Считаю, что всем, кто имел честь работать с ним, несказанно повезло.
У Раиля Гумеровича невозможно было не расти в научном плане, он всегда немного завышал нам планку, и мы старались до неё дотянуться. И он предоставлял нам такие возможности. Постоянно действующий научный семинар на базе его института – тому подтверждение. Не было такой звезды российской исторической науки, которая не была бы в Уфе по приглашению Кузеева и не прочитала бы лекцию нам – молодым ученым. И не только историки, этнологи и иные гуманитарии были гостями наших семинаров. Раиль Гумерович считал важным именно междисциплинарный подход в науке, хотел, чтобы мы не были какими-то узкими специалистами по своей теме, но смотрели на мир шире. Помню, к нам приезжал, например, Сигурд Оттович Шмидт, интересы которого не были связаны с нашим регионом. И нам, молодым аспирантам, было интересно шутить по поводу того, что к нам приехал «сын лейтенанта Шмитда». Его широкие контакты в научной сфере позволили создать мощную базу для работы целой когорты исследователей. И уже их ученики тоже продолжили эти традиции, которые вполне можно определить как научную школу. Надо сказать, что будучи авторитетом в научной среде, он не стремился угодить всем. Наряду с научными оппонентами (что очень естественно и даже необходимо) были и те, кто его недолюбливал по-человечески – наверное, это непременный атрибут любой выдающейся личности. Уверенный в своих позициях, он защищал себя и горой стоял за нас – своих учеников и последователей. Всегда открытый для дискуссий, он и нас приучил критически рассматривать любые положения. Тема моей работы касалась старообрядчества на Южном Урале. И на каждом этапе работы я чувствовала его поддержку. Вспоминаю, с каким трудом тогда давались командировки, участия в научных сессиях. Тем не менее он находил возможность отправлять нас на всероссийские и международные научные конференции, открывал возможность общаться с широким кругом ученых смежных дисциплин.
Каким бы ни было насыщенным информационное поле, насколько бы ни была заполнена наша библиотека книгами или наш компьютер разными файлами – ничто не заменит личного общения. Эта незаметная искра, которая проходит между людьми в личной встрече, дает тот самый импульс, который подвигает нас окунаться (опять же!) в море информации, изыскивать и находить новые грани того, что, казалось бы, уже давно изучено. Например, на недавней Научной сессии в Уфе (посвященной памяти Р.Г. Кузеева) я представила результаты исследования праздника «Шежере-байрам». Очень интересный опыт показал мой родной Башкортостан. Институт шежере, ранее не являвшийся собственно праздничной практикой (шежере – это были больше практические и прагматичные списки башкирских родословных), внезапно обрел новую сферу реализации – он стал структурообразующим в формировании групповой общебашкортостанской идентичности. Пример Шежере-байрама показывает, насколько же мы все связаны со своей малой родиной, и эта связующая нить охватывает все этнические сообщества нашего региона. Старообрядцы и новая церковь, ислам и местами элементы доисламской культуры – все это замечательным узором переплетается и создает уникальный узор формирующейся нашей страны в целом. Но именно встречи ученых, круглые столы и научные сессии позволяют определить исследовательскую повестку: куда мы идем и что мы ищем? Причем обсуждать надо без участия чиновников и политиков – они будут, конечно, но не они должны задавать тон обсуждения – контактировать должны исследователь с исследователем, ученый с ученым. Я очень надеюсь, что традиции научного общения, которые в свое время горячо поддерживал Раиль Гумерович, будут продолжены и развиты. В Уфе я видела много перспективных молодых ученых. Уверена, что нашу науку ждут еще большие высоты.
Справка. Елена Сергеевна Данилко - доктор исторических наук с 2007 года. Автор более 150 научных публикаций (в т.ч. авторских монографий и статей в рецензированных изданиях), а также антропологических фильмов. 2005-2009 - была исполнительным директором Ассоциации этнографов и антропологов России.
Автор:ИА «Башинформ»
Теги:наука
Читайте нас: