Все новости
Общество
11 Июля 2021, 13:00

12 июля православные Башкирии отметят День апостолов Петра и Павла

Два столпа веры, два главных апостола - два совершенно разных характера. Искренний, пылкий Петр, некогда простой рыбак, последовавший за Христом - и сын знатных родителей, «книжник и фарисей», римский гражданин Павел.
Петр был свидетелем чудес Иисуса Христа, который даже исцелил его тещу, очевидцем Преображения и крестных страданий Христа. Павел же, бывший сначала гонителем христиан, встретился уже с воскресшим Христом. И оба - неутомимые и страстные проповедники христианства приняли мученическую смерть за свою веру в Риме. Неизвестно, умерли ли апостолы в один и тот же день или Павел был казнен через год после кончины Петра. День их казни и стал днем их памяти, их торжества. В Русской Православной Церкви этот день отмечают 12 июля (29 июня по старому стилю).
Этот праздник в Православной церкви входит в число «великих» праздников, к которым так же относятся: Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение его главы, а также Покров Богородицы. Они хотя и уступают по значимости «двунадесятым» - двенадцати главным торжествам церковного года, - но все же празднуются особо. Из великих церковных праздников только день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла предваряется многодневным постом, начинающимся через неделю после праздника Троицы, которая из года в год приходится на разные даты - в зависимости от Пасхи.
«Это миссионерский пост, ведь апостолы перед выходом на проповедь тоже постились», - говорит известный церковный публицист иеромонах Феодорит (Сеньчуков).
Петров пост в 2021 году длится всего 14 дней, с 28 июня по 11 июля. Три других длительных поста проходят перед торжествами «рангом» выше - двунадесятыми праздниками Рождества Христова, Успения Богородицы и, конечно же, перед Пасхой Христовой - самым главным праздником для христиан.
Почему же вдруг и праздник Петра и Павла, принадлежащий другой категории, стали предварять многодневным воздержанием.
Поэтому и сам день Петра и Павла должен служить напоминанием для всех православных христиан, что каждый из них призван свидетельствовать о своей вере, что означает определенный образ жизни.
«Мы все призваны к апостольскому служению», - добавляет иеромонах.
И из всех апостолов Церковь неспроста выделяет именно Петра и Павла.
Апостол Петр – рыбак, ставший камнем в основании Церкви.
До того, как стать учеником Христа, Петр был рыбаком. Господь призвал Петра и его брата, будущего апостола Андрея Первозванного, когда те ловили рыбу на Генисаретском озере. Именно Петр первым среди учеников назвал учителя Христом, то есть Мессией. За это Господь прозвал его Камень (так переводится имя Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую не одолеют врата адовы.
Когда перед распятием Христа взяли под стражу первосвященники, Петр трижды отрекся от Господа, как Тот и предсказывал ему. Но Петр раскаялся и искупил свое предательство тем, что стал пламенным проповедником Христовой веры и одним из основателей Церкви — сообщества верных Спасителю.
После Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов — своей первой проповедью Петр обратил ко Христу три тысячи человек. Его миссионерский путь сопровождался чудесами и исцелениями. Церковное Предание говорит, что Петр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Риме, Испании, Карфагене и Британии. До наших дней дошли два Соборных послания апостола Петра. Они включены в Новый Завет. Свои Послания Петр обращал к христианам в провинциях Малой Азии, укрепляя их в вере и предостерегая от влияния лжеучителей.
Апостол Петр предсказал свою мученическую смерть: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне». К концу жизни Петр пришел в Рим, и там он был схвачен и казнен за евангельскую проповедь. Распяли апостола вниз головой по его собственной просьбе: он считал себя недостойным быть распятым так же, как Господь.
Апостол Павел – враг Христа, ставший преданным другом.
Павел не был учеником Христа во время земной жизни Спасителя. Более того, Савл (как звали Павла до обращения в христианство) был гонителем христиан. Савл родился в Малой Азии, в городе Тарсе, многие жители которого, будучи иудеями, тем не менее, имели права римских граждан (которое давало реальные привилегии, право на особую государственную защиту и рассмотрение любых обвинений в императорском римском суде. Для еврейского народа с его монотеизмом это было явлением, сравнительно редким).
Он получил хорошее образование в Иерусалиме и, видимо, готовился к должности раввина. За свою преданность он получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины — в Дамаске. Именно на пути в Дамаск Господь призвал Савла к апостольскому служению. Во время путешествия будущего апостола осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю.
Ему был голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос: «Кто Ты?» Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь» и повелел идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Ослепшего Савла привели в Дамаск, где на третий день он был крещен, после чего прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником Христа Воскресшего.
Иудеи были возмущены его обращением ко Христу, и Савлу пришлось бежать в Иерусалим. Там он присоединился к христианской общине и познакомился с апостолами. И вновь возмущение иудеев, угрозы убийством из-за чего Иерусалим пришлось оставить. Савл отправился в свое первое апостольское путешествие. Именно в этот период Савла стали называть Павлом. Вместе со святым Варнавой он основал христианские общины в нескольких городах Малой Азии.
Павел предпринял еще несколько апостольских путешествий в которых просвещал Христовым учением людей в Македонии, Греции основал христианские общины в городах Малой Азии и других землях. За долгие годы жизни и проповеди апостол Павел написал 14 посланий; они включены в Новый Завет. Павел был не раз арестован и после последнего заключения принял мученическую смерть от меча. Его не распяли, потому что он был римским гражданином. Произошло это недалеко от Рима.
История праздника
Оба апостола были казнены в Риме в середине 60-х годов I века нашей эры в период царствования императора Нерона и практически сразу началось их почитание. Предание гласит, что это произошло 29 июня по старому стилю или 12 июля по новому стилю. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование было сильно распространено уже в первые века христианства.
Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отрекшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
Поздравления.
В Петров день верующие поздравляют друг друга, прежде всего, с праздником святых первоверховных апостолов. В этот день принято говорить друг другу просто: «С днём Петра и Павла!». Кроме того, можно поздравить с именинами родных и близких, носящих в честь апостолов имена Петра и Павла.
Автор:ИА «Башинформ»