Новости Башкортостана и Уфы
93.29
+0.04
99.56
+0.2
88.17
-0.28
13+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Общество
29 Июля 2020, 13:17

В Уфе семью с двумя детьми выселили из ипотечной квартиры, распылив в комнатах газ

В Уфе из квартиры, купленной в ипотеку, выселили семью с двумя 9-летними близнецами. О произошедшем рассказали пострадавшие — супруги Чупраковы.
Семь лет назад семья купила квартиру в ипотеку в строящемся доме в Уфе. Застройщиком был Фонд жилищного строительства РБ, его партнерами - две кредитные организации – Уралсиб и Башкомснаббанк.
Не смогли платить по кредиту
«Мы решили оформить займ в Уралсибе. ФЖС продавал квартиру через оформление в кооперативе. При покупке квартиры мы заключили тройственное соглашение – покупатель, то есть я, кооператив и банк», – пояснила Анастасия Чупракова изданию «ПроУфу».
Срок кредита - 27 лет. В начале платеж составлял 34 тысячи рублей в месяц. После рождения двойни было решено погасить часть суммы материнским капиталом, тогда полная сумма кредита составляла 2,9 млн рублей. Взнос сократился на четыре тысячи.
К сожалению, в кризисный 2014 год Анатолий потерял работу и полгода не мог найти новую. Прошел обучение, получил новую специальность, стал инженером по строительству. Все это время семья жила только на заработок жены. Вносить платежи все эти месяцы у семьи не было возможности.
Банк подал в суд на жильцов. Кооператив, в залоге которого находилась квартира, тоже вызывали в суд.
«Что делает банк? Выдает нам новый график платежей на суде с намерением, что готов идти нам навстречу, заключить с нами мировое соглашение, если мы выйдем из состава кооператива и оформим квартиру в залог банку. В таком случае, мол, они этот новый кредитный договор подпишут, – вспоминает женщина. – Когда суд закончился, нам было сказано, что мировое соглашение будет заключено тогда, когда мы выполним эти два условия. Мы их выполнили. Но пока процесс шел, продолжали платить по 20 тысяч в месяц, так как средств на оплату большей суммы тогда не было. Мы ждали, будет ли банк выполнять обязательства, платили сколько можем, пока не оформим новый кредитный договор с новым графиком. Но... от банка не было никаких шагов. Просрочка росла. Мы пришли в банк и спросили: «Что делать дальше?» Там сделали вид, что ничего не знают о мировом соглашении, сказали, что подадут на нас в суд снова, чтобы принять решение: отобрать квартиру или заключить мировое соглашение».
Через два года семье предложили вносить по 45 тысяч рублей, и тогда, возможно, будет решен вопрос с мировым соглашением. Чупраковы пришли в суд в декабре – уже перед Новым годом. Им сказали: квартиру банк решил реализовать, а мировое соглашение не заключать.
После суда супруги попытались оспорить решение. Но из-за длинных выходных процесс затянулся, нанятый адвокат оказался недобросовестным, во время судебного процесса отправился отдыхать, и на суд не попал.
Летом 2017 года квартиру отдали судебным приставам. Платить семья продолжала, по их словам, так как жить было негде. Ежемесячно вносили по 20 тысяч рублей в надежде, что банк все же заключит мировое соглашение. Подавали на реструктуризацию долга пять раз. И пять раз им отказывали, объясняя тем, что такая сумма их не устраивает – нужно платить по 60 тысяч минимум. Пытались подать на рефинансирование в другом банке – но им отказывали на основании того, что кредитная история испорчена.
«Мы максимально оттягивали момент продажи нашей квартиры, – говорит Анастасия. – С мая 2020 года по сегодняшний день идет судебное заседание. Банк заново подал в суд на взыскание с нас неустойки – набежали проценты за то, что мы платили не по сумме кредитного договора. В итоге на сегодня мы должны выплатить банку 3,1 млн рублей».
Потеря квартиры
В июле 2020 года в почтовый ящик Чупраковых принесли бумагу, в которой сообщалось о реализации их квартиры, уже были обозначены новые собственники, которые купили квартиру с торгов — хозяином стал 31-летний Михаил Сергеев.
Анатолий Чупраков обратился к адвокату, который подал иск на обжалование сделки, так как торги были не опубликованы, а информация о реализации квартиры не сообщалась в широком доступе.
Стремительное развитие ситуация получила в минувшие выходные.
Семья вернулась из деревни, где отдыхали дети. В почтовом ящике — телеграмма от «новых собственников» с предупреждением о необходимости выселения 27 июля и передачи ключей.
«Я сообщил о телеграмме своему адвокату, он сказал, что все контролирует, и я успокоился. Утром поехал на работу. Днем звонит супруга и говорит, что какие-то экипированные в бронежилеты мужчины выпиливают замок в общей тамбурной двери. Я сразу поехал домой, позвонил в полицию. Работаю на трассе М-5, пока добрался, прошел час — полицейских еще не было... Мужчины поставили новый замок, ключи отдали соседям, взломали нашу дверь. Подошел участковый, проверил документы, сказал, что они действуют по закону, это гражданско-правового характера ситуация, развернулся и ушел. Однако по закону выселением могут заниматься по решению суда только судебные приставы-исполнители», — говорит Анатолий.
Когда мужчины — один из них предположительно родной брат собственника, Артем Сергеев, попали в квартиру, они заявили семье — «10 минут на сборы или мы применяем свои методы».
После чего «новые собственники» надели противогазы и распылили в квартире газ из баллончиков.
Дети стали задыхаться, и людям ничего не осталось, как покинуть помещение. Удалось забрать лишь документы, а обувь мужчины в бронежилетах выставили за дверь.
«Мы вызвали скорую и полицейских. Детей отвезли в травмпункт — у них химический ожог глаз и кожи лица. Сейчас проявилась аллергия, кожа сильно покраснела. Мы планируем пройти судмедэкспертизу, чтобы оценить ущерб здоровью детей. Подадим заявления в прокуратуру и обратимся за защитой к детскому омбудсмену», — сказал Анатолий.
Эксперты предупреждают: ипотека — это большая ответственность
Ситуацию прокомментировала руководитель уфимского ипотечного бюро Камилла Фазлыева.
«Если мы говорим о стандартной ситуации ипотечной квартиры, то собственники — это те самые покупатели, только квартира в обременении у банка. Когда люди понимают, что уже не в состоянии далее оплачивать ипотечные платежи — потеряли работу и долго не могут ее найти, собственники должны сами предпринять действия для продажи квартиры. Ипотечную квартиру можно продать. Находится покупатель, и его деньгами гасится остаток долга перед банком. Такая процедура покупки есть, она полностью законна и мы осуществили множество таких сделок. Другой вопрос — что именно по этой квартире — что за трехсторонний договор с кооперативом, почему квартира по-прежнему числилась за кооперативом. Надо изучать документы. При стандартной ипотеке надо просто вовремя понять, что не можешь платить и продавать квартиру самостоятельно. Иначе потери будут гораздо больше», — сказала Камилла Фазлыева.
Она отметила, что дети не защищены от подобных ситуаций
«К сожалению, многие семьи полагают, что если проживают дети и это единственное жилье, тогда никто их не выселит. Это не так. Раньше были случаи, когда дети были в числе собственников, а здесь они только прописаны. И даже в тех ситуациях банки с такими собственниками разбирались», — пояснила Камилла Фазлыева.
«Выселение с использованием газовых баллончиков — нарушение закона. Выселять должны были судебные приставы и не в таком виде. Но то, что банк взыскивал квартиру с 2013 или 2014 года — это типичная практика к сожалению. Надо было принимать меры, а не сидеть и ждать, пока так придут. То, каким образом их выселяли, — грубейшее нарушение закона», — подчеркнула она.
По словам Камиллы Фазлыевой, ситуация с кредитами у населения сейчас стремительно ухудшается.
«Однозначно растет закредитованность населения и платежеспособность падает, люди теряют работу, количество безработных растет. Ипотека — это долгосрочный кредит. Вы должны понимать, что у вас будет с доходами через 5, 10, 15 лет. Без острой необходимости брать ее не нужно. Вестись на рекламу, которая внушает, что ипотека это благо — тоже не стоит. Если есть возможность — брать или не брать ипотеку, лучше не брать. Понятно, что в некоторых случаях потребительские кредиты могут быть предпочтительнее, правда, платеж будет больше, так как ставка выше. Банки не охотно их дают, так как потребительские кредиты ничем не обеспечены, а при ипотеке квартира остается в залоге», — пояснила Камилла Фазлыева.
Версия банка
В Уралсибе искренне огорчены ситуацией, сложившейся с семьей заемщиков Чупраковых. «Заемщики вышли на просрочку погашения кредитных обязательств еще в 2014 году. Банк всегда старается идти навстречу клиентам, попавшим в сложную ситуацию. В данном случае рассматривалось заключение мирового соглашения. Несмотря на подготовленный проект соглашения, заключить его было невозможно, так как квартира не была оформлена семьей в собственность. Банк откладывал из-за этого судебные заседания по взысканию задолженности и обращению взыскания на квартиру, но в итоге было вынесено решение суда в пользу банка. Банк не проводил выселения или каких-либо других действий в отношении семьи заемщика, так как после реализации квартиры перестал иметь к ней какое-либо отношение», — прокомментировали в пресс-службе.
«К сожалению, подобные ситуации иногда случаются. Получение кредита — это важный и ответственный шаг, который должен быть тщательно обдуман», — подчеркивают в банке.
Выселение с помощью газа — самоуправство
«Действия мужчин, ворвавшихся в квартиру в бронежилетах, иначе как «самоуправство» назвать нельзя. При этом свои действия мужчины в бронежилетах сопровождали угрозой или применением насилия путем распыления газового (перцового) баллончика, что может образовывать состав ч.2 ст.330 УК РФ. Дело в том, что в силу действующих у нас законов процедура выселения граждан из жилого помещения — это исключительная компетенция судебного пристава-исполнителя. Никто не вправе подменять установленную законом процедуру выселения с привлечением судебного пристава-исполнителя какими-то иными действиями в обход законов. Более того, в ст.107 Федеральном законе "Об исполнительном производстве" четко прописана процедура выселения гражданина из жилого помещения, а также действия самого судебного пристава-исполнителя. При этом граждане имеют право обратиться с ходатайством об отсрочке (рассрочке) выселения, в том числе и в суд. В данном случае, мужчины в бронежилетах подменили действия судебного пристава-исполнителя своими незаконными действиями. Детальную квалификацию и оценку действиям мужчин в бронежилетах дадут правоохранительные органы, а также я очень надеюсь, что под личный контроль возьмет Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан», — прокомментировала член СПЧ Эльза Маулимшина.
Автор:Розалия Валеева
Читайте нас: