Новости Башкортостана и Уфы
93.59
+0.15
99.79
+0.07
90.63
+0.22
14+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости

«Башкирское кино возрождается, качество его растёт» - режиссёр фильма «Вирион»

Булат Салихов. Видео: Булат Салихов
Булат Салихов. Видео: Булат Салихов
УФА, 18 ноя 2019. /ИА «Башинформ», Артём Валиев/.
Участник конференции TEDx, режиссер первого успешного краудфандингового полнометражного фильма «Вирион» Алина Кузьмина рассказала корреспонденту «Башинформа», как сделать интересное зрительское кино и почему ее фильм так популярен, в чем сейчас соревнуются Башкортостан и Татарстан, а также о конкуренции с крупнейшими киностудиями мира и чем завораживает Башкирия.
- Алина, мы послушали твоё выступление на TEDx. Вдохновляющее было выступление. Скажи, где вы с командой черпаете энергию для того, чтобы на таком энтузиазме делать такие большие дела, как съемка фильма?
- Знаете, я часто выступаю на питчингах с нашим проектом и всегда нам задают вопрос: ребята, у вас же другая работа есть, помимо этого, как вы находите силы и время, чтобы снимать кино. Поэтому я сейчас всегда стараюсь говорить на своих выступлениях о том, что нами движет – это искренняя мечта снимать свое кино. Мы к этой мечте движемся и в ней черпаем весь этот ресурс.
- Свою команду ты ассоциируешь с Татарстаном, хотя сама из другого города, зауральского, который по соседству с Башкирией. Скажи, почему твоя региональная ассоциация поменялась на Татарстан, что на это повлияло?
- На самом деле я снимала и в Кургане, в своем родном городе, какие-то «школьные» фильмы, но там были просто какие-то актеры, которых я набирала, и все делала сама. А настоящая команда, творческий костяк сложился здесь, в Татарстане, после того, как я окончила вуз, мы все собрались и вместе начали реализовывать наши задумки. Именно здесь в прокат вышел мой первый фильм, здесь меня очень поддерживают.
- Команда большая у вас?
- Вообще, съемочная – большая. Сам костяк – это пять человек.
- Все члены команды из Татарстана?
- Они все родом из Казани. Я одна пришлая.
- А то, где человек родился, как-то влияет на его работоспособность в команде? Почему так с татарстанцами легко получается?
- Не знаю. Единственное, что могу сказать: часто случается, когда человек рождается в маленьком городе, как я, у него меньше возможностей для самореализации, поэтому у него больше желания вырваться куда-то дальше, где есть больше возможностей, и когда он их получает, он сразу начинает их хватать. И это очень классно, много знаю таких примеров.
- После вашего первого фильма не было ни каких-то наград, ни приглашений на кинофестивали. Но ваша команда не потеряла мотивацию. Почему это произошло?
- Да, не было кинофестивалей, наград, потому что фильм выглядит больше как любительский. Тем не менее мы получили настоящую популярность в интернете. Наш фильм выложен уже два года в сети, и до сих пор каждый день люди пишут и просят: «Пожалуйста, сделайте продолжение истории». «Вирион 2». И когда мы видим, что у людей такой отклик на нашу работу, мы, естественно, думаем, что нужно двигаться дальше, повышать качество. Есть зритель, которому это нравится. Сегодня зритель пресыщен спецэффектами, дорогими фильмами, это мы постоянно наблюдаем, но очень часто потеряна идея фильма. Вроде все красиво, а что осталось в душе? Ничего. И зритель, он ищет: «А где я могу найти идейное кино?». Пусть там нет спецэффектов, но если там будет идея, которая затронет душу, за этот фильм я проголосую, посмотрю его в Ютубе. То же самое получилось с нами: нас зрители поддержали финансово на краудфандинге, когда мы начали второй фильм, мы снова попросили сбор, но уже не открывали на краудфандинговых платформах, у нас уже прокачались соцсети, где люди нас поддержат, мы написали там: «Ребята, нам нужны деньги начать второй фильм, пожалуйста, поддержите». И люди начали нам скидывать деньги, на это мы и стартанули. То, что это нужно зрителю – хороший стимул для нас. Поэтому будем работать.
- То есть вы конкурируете на уровне идеи с крупнейшими киностудиями мира?
- Это, может быть, громко сказано, но в этом году мы были в рамках Московского международного кинофестиваля. Там были проекты с многомиллионными бюджетами, и я выступала наравне с этими режиссерами. Никто не говорил, что какие-то энтузиасты снимают кино… И сейчас с вашей «Первой республикой» мы участвуем вместе в кинопремии. Это наша фишка, что мы вроде энтузиасты, а делаем интересное зрительское кино.
- Вы соперники с Булатом Юсуповым, его «Первой республикой»?
- Да.
- Как вы общаетесь? Познакомились?
- Нет, мы с ним не знакомы, пока идет онлайн-голосование. Я увидела обложку фильма, мне очень понравилось. Потом посмотрела трейлер, мне кажется, это очень классно - снимать такое региональное кино про историю своей республики. Считаю, круто, что есть такое кино.
- В Башкирии многие фильмы снимаются при поддержке власти, при поддержке самой республики. А вам власть помогает в Татарстане?
- У нас тоже многим фильмам выделяют бюджеты, но такие фильмы должны касаться, например, истории республики. Так вышло, что мы снимаем кино немного в другой плоскости. Не для узкого зрителя: только для башкирского или татарского, мы снимаем для зрителя вообще в России. Поэтому наш фильм «Вирион» и популярен. Темы у нас очень скользкие, поэтому министерство не решается финансировать, хотя, когда мы выигрываем какие-то конкурсы, они пишут: «наш фильм, из Татарстана». Морально стараются нас поддерживать, но финансово пока не решаются.
- Алина, как думаешь, вот этот опыт, он тиражируем на другие регионы?
- Я считаю, что он тиражируем и это надо делать. У нас сейчас есть феномен «Якутского кино». «Башкирское кино» возрождается. Татарстан и Башкирия сейчас постоянно конкурируют по числу проектов, и качество из-за этого растет, это классно.
- И не только в кино конкурируют, вообще во всех сферах…
- Да, но именно кино у нас начало вместе с вами параллельно возрождаться, потому что было очень мало проектов, а сейчас и у вас, и у нас их очень много. Это очень круто. Да, нас не финансирует республика, но это не повод, чтобы отказаться от своих желаний, от своих инициатив. Да, будет сложно. Но если вы готовы работать на результат, нужно это делать.
- Как вы выбираете локации? Могли бы что-то рассмотреть для следующих работ в Башкирии?
- В «Вирионе» мы искали безлюдные локации, зомби-апокалипсис, заброшенные места. С «Кахексией» было интересно в том плане, что здесь были исторические сцены 1921 года. Соответственно, нужны были локации, которые как бы намекали на это время. Мы долго искали и нашли интересную локацию, это храм начала 20 века, и по сюжету подходит - он был разрушен большевиками, много там разграблено, в целом локация очень красивая. Что касается Башкирии, то я знаю, что у вас очень красивая природа, и если по сюжету что-то подходит, то, конечно, почему бы не съездить.
- Да, по природе - четыре климатические зоны, горы, равнины, водопады, все, что хотите, так что приглашаю вас, приезжайте. Я знаю, что тебя многое связывает с Уфой.
- Да, мои родственники живут в Башкирии, и мы с моей бабушкой и мамой часто ездили в Башкирию, жили и в Уфе, и в Стерлитамаке. Меня всегда этот регион впечатлял своей природой. Потому что те деревни, в которые мы ездили, они очень такие глубокие, там в одно время даже не было транспорта, и надо было идти пешком, а вокруг горы и горные озера какого-то невероятного цвета... Башкирия с детства заворожила меня своей природой.
- Тебе нравится, как Уфа развивается, растет, и давно ли была у нас?
- В Уфе последний раз была два года назад. Муж ездил на конференцию, а я была предоставлена сама себе. Я ходила в музей, съездила в лимонарий, просто погуляла по достопримечательностям, и мне очень понравилось, классный город, всем рекомендую съездить туда. Уфу обязательно нужно видеть, знать.
- Спасибо большое, Алина. Творческих успехов тебе и всей команде.
- Спасибо.
Читайте нас: