Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Общество
30 Июля 2019, 11:45
Инфокарты

Большое ухо. Что нужно знать про мониторинг соцсетей «Инцидент»

Олег Яровиков
Олег Яровиков
УФА, 30 июл 2019. /ИА «Башинформ», Станислав Шахов/. Девять месяцев прошло, как в республике начали мониторить социальные сети, чтобы быстро и оперативно решать проблемы граждан. Система называется «Инцидент». Запустить ее - было одним из первых решений Радия Хабирова после назначения врио главы республики. Меньше чем за год «Инцидент» помог десяткам тысяч граждан решить злободневные вопросы, как новые, так и те, до которых у власти раньше не доходили руки.
Что это за программа и как она работает? Мы все узнали.

Что это - «Инцидент» и зачем он вообще нужен?

Это компьютерная программа, искусственный интеллект, который мониторит социальные сети в поисках проблем и жалоб людей. По сути, это большое ухо в каждой квартире, куда можно пожаловаться напрямую первому лицу республики.
Для власти такая программа нужна, чтобы понимать, что конкретно нужно людям. Где в первую очередь положить асфальт, убрать мусор, нанять еще одного доктора в больницу, уволить нерадивого чиновника, который устроил байство, а своей работы не делает. Кто обо всем этом расскажет лучше, чем сам народ?

Как эта система работает?

Искусственный интеллект находит в постах и комментариях социальных сетей проблемы, жалобы и передает их «диспетчеру». Это сотрудники рабочей группы при администрации Главы РБ, они работают без выходных и практически круглосуточно, распределяя «инциденты» по районам или профильным ведомствам. У ответственного чиновника, получившего «инцидент», есть сутки, чтобы разобраться в вопросе и ответить, что и как будет сделано.
Иногда бывает, что за это время решить вопрос действительно невозможно. Например, нужно отремонтировать сложный участок дороги, а это как минимум поиск денег и проведение конкурса. Тогда человеку пишут, мол, «уважаемый Иван Иванович, прямо сейчас сделать не можем, но все будет готово к исходу сентября». Такие ответы с контроля не снимаются - в конце сентября с чиновника потребуют фото решенной проблемы.

Что надо сделать, чтобы программа увидела мою жалобу?

Пока «Инцидент» отлавливает не все жалобы и обращения. Иногда в социальных сетях люди ставят хештег #инцидент, считая его паролем или тем самым словом, на которое реагирует робот с модераторами.
Это миф, на самом деле система реагирует не на хештеги, а на содержание. Чтобы «Инцидент» взял ваш пост или комментарий, они должны быть, во-первых, социально значимыми, во-вторых, касаться проблем многих граждан.
Например, обращения
- «Когда уже в Уфе отремонтируют дороги» или «У меня покосился забор, как быть?» робот, скорее всего, пропустит, так как это слишком общий и частный случаи.
- «В деревне Ивановка не осталось ни одного метра асфальта» или «В детском садике покосился забор, а там сто детей гуляет» - это система, вероятнее всего, увидит - речь идет о проблемах конкретной территории, и проблема касается безопасности детей.

Можно сделать так, чтобы «Инцидент» брал ВСЕ обращения?

Как нам по большому секрету рассказала руководитель рабочей группы при администрации Главы РБ по обращению жителей в социальных сетях Елена Прочаковская, сейчас разрабатывается и тестируется портал - «старший или младший», кому как, брат «Инцидента». Называться он будет «Инцидент+» и с его помощью любой житель республики сможет отправить свою жалобу практически по любой тематике. Ориентировочно в тестовом режиме портал заработает осенью.

Почему чиновники должны прислушиваться к «Инциденту»?

Ежемесячно по итогам работы с «Инцидентом» составляется рейтинг городов и районов. Там учитывается все: и скорость работы, и качество ответов, и ответная реакция граждан - довольны они или нет. Рейтинг попадает на стол к Радию Хабирову и руководству его администрации.
Плохие показатели - предмет для разбирательств и серьезных выводов. Главы теперь понимают - обманывать не нужно. И смысла нет - жители все равно тут же напишут правду и «Инцидент» снова зафиксирует это как обращение.
Как пример - глава Баймакского района осенью 2018 года пытался скрыть от Радия Хабирова попавшую в «Инцидент» жалобу, что учителей на время каникул отправляют в отпуск без содержания, и в итоге ушел «отдыхать» сам.

Как же письменные жалобы?

Их никто не отменял. Как и раньше, каждый может написать обращение и терпеливо ждать ответа. В законе «Об обращениях граждан» прописано: у чиновников есть 30 дней, чтобы дать вам ответ.

Куда еще можно пожаловаться?

- Написать жалобу в любое ведомство через сервис «Электронная приемная» letters.openrepublic.ru. Все жалобы, оставленные через этот сервис, считаются официальными обращениями, поэтому чиновники ОБЯЗАНЫ отреагировать и ответить на него в течение месяца.
- Пожаловаться на дорожную яму – через приложение «Дорожный эксперт», которое по инициативе Радия Хабирова разработал Госкомитет по транспорту. Сервис работает так: вы фотографируете яму и указываете на карте, где она находится. Ответственные лица получают заявку и обязаны заделать ее за три дня. На практике, заявок пока очень много, поэтому работы идут медленнее, чем нужно.
- На нелегальный алкоголь – через мобильное приложение «АнтиКонтрафакт Алко». Там все очень просто – сканируете акцизную марку и приложение пишет, какой перед вами алкоголь, какого объема и в каком магазине она находится (или был куплен). Там же можно написать жалобу на торговцев нелегальной продукцией.
- На припаркованные на газоне автомобили. С этого года в Башкирии, по инициативе Радия Хабирова, приняли закон, который позволяет штрафовать нерадивых водителей, оставляющих машины на траве, а не где положено. Занимаются этим административные комиссии вашего района. Чтобы оставить жалобу, нужно сделать фото или снять видео, заполнить бланк (есть на странице в интернете каждой из комиссий) и отправить в комиссию по почте.
Читайте нас: