91.11
+0.73
«В деревне Байсакалово и вблизи нет никакой инфраструктуры, дорог, нет электричества, мобильной и телефонной связи, работы для жителей. Чтобы ничего не просить у государства, мы начали сами на свои средства строить дома, сдавать их туристам, сопровождать на гору Иремель. И туристы потянулись к нам, то есть мы, жители, начали поднимать туризм Учалинского района и Башкирии своими силами и на свои средства. К примеру, через Тюлюк Челябинской области проходит 80% всех туристов, через Башкирию - 20%. Через Тюлюк к горе идти 6-7 км, туристов подвозят УАЗы и снегоходы. У нас идти пешком 20 км и тропу сегодня на снегоходе не пробивают, это значит, что турист на Иремель не дойдет. Нам не раз приходилось помогать туристам, находить их. К примеру, в феврале с Тюлюка поднимался и заблудился турист из Челябинска, блуждал несколько суток, нашли его и помогли ему жители нашей деревни. А со стороны деревни Байсакалово никогда не было такого, что туристы блуждали, жители обычно всегда сопровождают туристов. В зимний период сельчане сами организуют расчистку, купили снегоходы, чтобы помогать туристам добираться до горы. В летний период стелем гать, подкладываем ветки, расчищаем завалы деревьев на тропах, вывозим мусор после туристов, ставим метки, чтобы не заблудились, так как двум инспекторам это не под силу. Передвигаемся только теми маршрутами, которые указаны в положении, возим на снегоходах с реки Белой себе воду, так как в деревне нет скважин, за продуктами выезжаем в Тюлюк, с дровами тоже проблема - возим на тех же снегоходах. Но с недавнего времени дирекция ПП «Иремель» запрещает нам двигаться на снегоходах даже по этим маршрутам. Ссылаются на положение о парке и представление природоохранной прокуратуры, составляют на нас протоколы, как только мы выезжаем за пределы деревни. Мы ссылаемся на Конституцию и Земельный кодекс РФ. Получается, наша деревня и люди есть, а в бумагах нас нет. И никто не берется исправить ошибки в бумагах и изменить ситуацию», - пишут в обращении жители деревни.Предприниматели предлагают такой выход: необходимо организовать в парке зоны традиционного экстенсивного природопользования в интересах групп коренных народов, где допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами.
«Что касается индивидуальных предпринимателей, для того, чтобы они могли получить разрешение проезда на снегоходах, они должны предоставить в Дирекцию по ООПТ подтверждающие документы - копию свидетельства индивидуального предпринимателя и другие юридические реквизиты для составления договоров в целях обслуживания туристов, — сказала Гульшат Мухаметдинова. - На данный момент в Дирекцию претендующие на заключение договора не предоставили документы как юридических лиц, зарегистрированных в налоговых органах, то есть все претенденты работают на уровне частных лиц, осуществляя незаконную предпринимательскую деятельность и укрываясь от уплаты налогов».Также по этому поводу высказалась общественница Рина Гринберг.
«Сезон уже начался, снегоходы подниматься так и не могут. Участники местного турбизнеса пишут письма, им пишут отписки, а тем временем туристы с деньгами ждут. Надеюсь, это просто медленное межведомственное взаимодействие, но по факту - подрыв и провал, не думаю, что именно так выглядит развитие туризма», - написала она.