Новости Башкортостана и Уфы
93.44
-0.65
99.58
-0.95
87.39
+0.28
18+ °C
Ясно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Общество
26 Апреля 2010, 14:01

Константин Толкачев: Над ЖКХ должен быть установлен парламентский контроль

Сегодня каждого человека, несомненно, волнуют проблемы резкого повышения тарифов на жилищно-коммунального услуги с начала этого года, вопросы установления реальных тарифов в этом сложном, но крайне необходимом секторе жизнедеятельности. Председатель Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Константин Толкачев считает, что парламент имеет реальные рычаги для урегулирования этой напряженной ситуации и должен принять своевременные меры, чтобы добиться минимизации ее социальных последствий.
В ходе беседы с корреспондентом агентства «Башинформ» Константин Толкачев ответил на несколько вопросов.
- Скажите, Константин Борисович, каково отношение депутатов республиканского парламента к проблеме повышения тарифов для населения?
- Хотел бы сразу подчеркнуть, что большая часть наших депутатов - это руководители предприятий, учреждений, общественных организаций, и они активно работают на местах, постоянно встречаются с избирателями, хорошо знают проблемы жителей.
Действительно, в последние месяцы тема роста тарифов для населения на услуги естественных монополий и организаций жилищно-коммунального сектора волнует многих. К депутатам, в парламент поступает много писем от наших граждан с просьбой объяснить столь резкий рост стоимости услуг ЖКХ, и мы, конечно, обязаны своевременно реагировать на эти обращения. На необходимость немедленного реагирования на все эти вопросы несколько раз справедливо указывал Президент Республики Башкортостан Муртаза Губайдуллович Рахимов.
- В чем же, по Вашему мнению, заключаются истинные причины возникновения такой напряженности в сфере ЖКХ?
- Одной из причин создавшегося положения является неоспоримый факт, что этот сектор до сих пор является одним из самых отсталых в техническом и технологическом смыслах. Ответьте, что же изменилось в ЖКХ за последние 25 лет, то есть с самого начала реформ? Мы много говорим об инновациях и модернизации, но практически не внесли ничего нового в эту самую необходимую для каждого человека отрасль экономики. Ведь только в последние годы в стране начали вводить домовые счетчики учета холодной и горячей воды, а сколько понадобится нам времени, чтобы в каждой квартире стояли индивидуальные приборы учета тепла, воды и электроэнергии, я даже и не берусь предсказывать. В этом направлении мы отстали от ведущих стран как минимум на 40-50 лет.
В то же время эта отрасль является одной из самых доходных, имеющих высокий порядок стабильности в поступлении прибыли. Конечно, эту прибыль обязательно нужно было вкладывать в техническую реконструкцию и замену оборудования. Этого, к сожалению, не произошло, и сегодня мы имеем изношенные водопроводы, устаревшие в технологическом плане бойлерные и котельные, да и интеллектуальной революции здесь не произошло. Не получили желаемого распространения и товарищества собственников жилья, видимо, у нас не хватает активных граждан. Но это тема для отдельного серьезного разговора.
Слаба и законодательная база деятельности коммунальщиков. Огромной, пока еще непреодолимой, трудностью является и то, что величина тарифов в большой степени зависит от стоимости газа и других энергоносителей, что устанавливает федеральное правительство, а объясняться с населением приходится региональным и муниципальным властям. В то же время федеральные власти урезают многие социальные статьи, ссылаясь на последствия кризиса, возлагая ответственность за них на области и республики. Возможно, стоит перераспределить часть доходов федерального бюджета в пользу регионов, может быть внести какие-то изменения в налоговую политику.
С точки зрения законов экономики получается, что монополисты ежегодно повышают стоимость своих услуг без реального и публичного обоснования необходимости роста цен. При этом совершенно не учитываются основные экономические показатели – рентабельность, экономия и сокращение издержек, затратность, обоснование уровня оплаты труда руководителей монополий. И после этого простому населению приходится расплачиваться за необоснованный рост тарифов, в очередной раз затягивая пояса, проще говоря, оплачивая растущие аппетиты монополистов.
- Скажите, Константин Борисович, что конкретно могут сделать наши депутаты, существуют ли у парламента реальные рычаги воздействия на решение этой проблемы?
- Еще с начала года профильные комитеты Государственного Собрания на своих заседаниях поднимали эти актуальные вопросы. Депутаты парламента неоднократно высказывали в СМИ точку зрения о недопустимости резкого повышения тарифов ЖКХ, стоимости услуг общественного транспорта.
В начале апреля на заседании Комитета по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству активно обсуждался вопрос о тарифной политике в республике в этот сложный, послекризисный период. В частности, депутаты вызвали на открытый диалог министра жилищно-коммунального хозяйства Геманя Асадуллина, который высказал свое мнение о том, что тарифы на энергоносители устанавливаются в московских кабинетах и оспаривать их на уровне субъекта России крайне затруднительно. Такое видение проблемы поддержал и председатель Государственного комитета РБ по тарифам Валентин Александров, который обратил внимание и на отрицательные последствия резкого отказа от перекрестного субсидирования, то есть ликвидации положения, когда коммунальные платежи населения и промышленных предприятий имеют значительное отличие.
Некоторые депутаты обратили внимание на то, что различается стоимость квартплаты в некоторых городах, например, в Уфе и Салавате.
Действительно, республика осуществляет тарифную политику в полном соответствии с федеральным законодательством. Но можно четко сказать, что в товариществах собственников жилья и управляющих компаниях, работающих добросовестно и в интересах жильцов, не появляется никаких проблем, возникающие вопросы решаются оперативно и без конфликтов.
К сожалению, и само население очень часто ведет себя пассивно, привыкло перекладывать все житейские проблемы на домоуправления, плохо осведомлено о своих правах, не знает современное законодательство в этой непростой сфере. Однако и муниципальным, и региональным властям надо почаще идти на прямой диалог с населением, разъяснять преобразования в системе ЖКХ.
Схожая ситуация и с транспортным обеспечением в республике. Неожиданным для людей было резкое повышение стоимости проезда в автобусах городских маршрутов сразу в полтора раза. Руководство «Башавтотранса» обязано было заранее провести разъяснительную работу, объяснить пассажирам, что на этот шаг повлияло сокращение субсидирования расходов из бюджета и другие объективные причины, которые потребовали удорожания стоимости проезда.
- Какими будут первые шаги парламента Башкортостана по решению этих проблем?
- Депутаты Государственного Собрания, а их у нас 120 человек, как я уже говорил, находятся в тесном контакте с населением, поэтому хорошо владеют ситуацией на местах. Именно там хорошо видно, как и какими темпами нужно ликвидировать перекрестное субсидирование, что нужно сделать для того, чтобы тарифы на энергоресурсы оставались доступными людям, и в то же время соблюдался баланс интересов населения, коммунального хозяйства и бизнеса.
Депутаты, например, намерены очень жестко следить за получением жилищных субсидий теми, у кого общие расходы на оплату услуг ЖКХ превышают 22 процента дохода.
Создана депутатская комиссия по контролю за тарифами. Первое организационное заседание комиссии уже состоялось и, надеюсь, итоги ее деятельности мы очень скоро почувствуем.
Думаю, что комиссия представит действенные предложения по решению возникающих проблем. Возможно, они будут касаться внесения изменений в федеральный закон №185-ФЗ от 21 июля 2007 относительно продления сроков окончательной ликвидации перекрестного субсидирования с 2011 года до 2014 - 2015 годы, что стало бы реальной поддержкой нашего населения. Возможно, депутаты предпримут шаги по обеспечению общегражданского принципа открытости информации для потребителей, где бы указывались причины повышения тарифов, а также данные о количестве и качестве предоставляемых услуг, за которые мы платим. Следует продумать и меры по внедрению здоровой рыночной конкуренции в ЖКХ.
Нам предстоит продолжить совместную работу с муниципальными образованиями, субъектами права законодательной инициативы с целью принятия дополнительных мер по улучшению ситуации с использованием нашего экономического, социального, научно-технического потенциала, опыта и возможностей для преодоления трудностей. Важны предварительная объективная оценка и анализ сложившейся ситуации, учет и мониторинг процессов, которые происходят в этой сложной сфере. Понятно, что это дело не одного дня, даже не одного месяца.
Для этого у нас есть немало возможностей и резервов. Как постоянно отмечает Муртаза Губайдуллович Рахимов, повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества, и задача наших парламентариев — создание благоприятных условий для безопасной, здоровой и благополучной жизни людей при обеспечении экономического роста и социальной стабильности.
С уверенностью могу заявить, весь депутатский корпус Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан считает своим долгом уделить самое пристальное внимание проблеме повышения тарифов. Ведь за нами интересы граждан, которые ждут от нас конкретных дел и решений.
Читайте нас: