Все новости
Общество
6 Мая 2009, 18:35

Рифхат Еникеев: рожден, чтобы побеждать

9 Мая 2009-го исполнилось бы восемьдесят пять лет участнику Великой Отечественной войны, Герою Социалистического Труда, талантливейшему руководителю колхозного производства Рифхату Еникееву.
Он родился в семье хлебопашца-середняка. В зловещем 37-м по навету черных завистников его отца арестовывают и ссылают в Сибирь. Большое семейство, где кроме Рифхата было еще пятеро детей, осталось без кормильца, без опоры и поддержки. Мать по сути одна тянула лямку полуголодного деревенского существования. Рифхат, как мог, старался ей помочь. После окончания семилетки не помышлял о дальнейшей учебе, хотя способности у него были незаурядные. Но в связи с арестом отца пришлось, бросив все, впрячься в работу в колхозе.
Между тем, уже шла война. В августе 42-го приходит повестка из военкомата и Рифхату. Его определяют в саперные части. Из рядового дослужился до старшего сержанта, стал помкомвзвода. Участвовал в боях под Ржевом, Оршей, Смоленском.
Под Витебском Еникеева тяжело ранило: под старшим сержантом разорвалась противопехотная мина. "До этого, - вспоминал он, - мы, саперы, были в разведке. Надо было изучить, как враг укрепился, где у него слабое место... Незаметно подползли к проволочным заграждениям - и вдруг немцы открыли огонь: один из бойцов неосторожно задел "погремушку". Стали мы отползать, стараясь ничем себя не выдать. А отползли - нет одного бойца. Как старший группы, приказываю: назад к проволоке - мертвого или раненого, но его вынести. Нашли мы его: лежит, истекая кровью, и рукав шинели закусил, чтобы немцы стона не услышали, не обнаружили отползавших товарищей-саперов. В полубреду был солдат, но твердо помнил о чувстве долга. Вот как воевали!.."
...В августе 44-го Еникеев приковылял на костылях в родную деревушку в госпитальном, выбеленном хлоркой обмундировании, с орденами Славы, "Красной Звезды", боевыми медалями на груди...
Отлеживаться было некогда. Фронтовика ждал другой фронт - трудовой, где тоже требовалось неимоверное напряжение сил, надо было действовать расчетливо, с головой. Сначала поработал бригадиром в своем родном колхозе "Комбайн", потом коммуниста с фронтовым стажем райком партии направил директором маслозавода. Затем получил новое назначение - на сей раз в системе хлебозаготовок. Здесь проработал дюжину лет, прошел путь от зама директора Чекмагушевского элеватора до директора Исмайловского, а затем Груздевского хлебоприемных пунктов. Именно тогда на него обратил внимание Ахмет Аминев, первый секретарь Илишевского райкома КПСС, решивший испытать его в должности руководителя сельхозартели "Урал", которая на фоне других была безнадежно слабой. И Еникеев не подкачал: за два года упорного труда вывел ее в число передовых.
Марат Шакиров, бывший начальник управления сельского хозяйства Дюртюлинского района вспоминает:
- В те времена как раз произошло слияние Илишевского и Дюртюлинского районов. Надо было хорошего руководителя в колхоз имени Карла Маркса, земли которого расположены вокруг Дюртюлей. Аминев, ведавший в новом территориальном образовании партийными делами, предложил кандидатуру Еникеева. Выехали в "Урал" проводить собрание, а колхозники, особенно колхозницы, ни в какую, не хотят отпускать Еникеева, чуть бабий бунт не подняли. Еле уломали их и в тот же вечер привезли Рифхата Салиховича в село Иванаево, на центральную усадьбу колхоза имени Карла Маркса. Так началась в хозяйстве еникеевская эпоха, продлившаяся 27 лет.
Все, кто его знал, особенно близкие, до сих пор поражаются тому, каким он был трудоголиком.
Из воспоминаний Марьям ханум Еникеевой:
- Дома мы обходились без будильника. Но он уже в четыре часа утра был на ногах, успевал до наряда дать круг по полям. В шесть как штык специалисты собирались на утреннюю планерку. Иногда забежит домой днем. Поможет мне сготовить обед, наскоро поест и снова мотается по колхозным делам. Нет чтобы хоть немного вздремнуть после обеда. Приходил домой поздно, когда дети уже спали. А во время уборки не уходил с поля, пока комбайны работали - до двух ли, до трех ли часов - все равно. И по такому примерно распорядку жил все годы, не зная ни выходных, ни праздников.
В нем была сильна привычка к порядку, к точности. Если предстояла дальняя поездка, выходил из дома без пяти минут четыре. Точно в то же время подъезжала и машина. Никогда не уходил на работу в помятой одежде. Брюки, между прочим, всегда сам себе гладил...
Из воспоминаний Рауфа Ибрагимова, главного зоотехника колхоза при Еникееве:
- Порядка, порядочности требовал и от нас, специалистов и руководителей среднего звена. На дух не переносил тех, кто больше болтает, чем работает. Если на другое утро выяснится, что наряд, отданный накануне, не выполнен, грозы не миновать. Ругать ругал, но зла на человека не держал. На следующий же день как ни в чем ни бывало заговорит с тобой. Был человечным, чутким к людям. Если кто в больницу слег, справлялся, побывали ли у него. А если у кого свадьба или юбилей, заботился о подарке. Да и вообще требовал, чтобы руководители были в курсе того, как живут работники. И не дай Бог нам оставить без внимания просьбу рядовых тружеников. Если вдруг до него доходило, что кого-то в чем-то несправедливо обделили, тут же отдавал распоряжение устранить оплошность. А потом жестко спрашивал с того, кто это допустил, почему, мол, ты заставил человека понапрасну нервничать. Если кого-то постигла беда, непременно помогал. Помню, у одного из колхозников только что построенный дом - даже не успел он в него вселиться - за ночь сгорел дотла. Еникеев тотчас распорядился заново возвести ему дом.
Постоянно следил за новинками, успевал просмотреть массу сельскохозяйственной литературы. По его примеру мы тоже старались находить время перелистать отраслевые журналы. Наткнемся на что- либо интересное, вместе обсудим, обмозгуем. Нередко бывало, что такое коллективное размышление заканчивалось еникеевским решением направить специалистов по адресам передового опыта. А то и сам срывался совершать дальние и близкие вояжи, чтобы на месте выяснить, что и как.
Для довольно крупного колхоза, вобравшего в себя с десяток ранее существовавших мелких сельхозартелей, годы еникеевского правления явились настоящим Ренессансом. Руководитель властно и уверенно повел хозяйство курсом на концентрацию и специализацию отраслей. Оно превратилось в гигантскую стройплощадку. Причем строили здесь не времянки, а по самым современным проектам, с расчетом на перспективу. Так, были возведены мощнейший инженерный комплекс, центральный мехток, отстроены животноводческие корпуса, начиненные новейшими средствами механизации, технологическими линиями. На двенадцати гектарах раскинулся откормочный комплекс с галереей для подачи кормов, сенажными башнями, водопроводными сетями. Его работники, многие из которых прошли стажировку на крупных откормочных комплексах России, уже были не скотники, как раньше: в штатном расписании они значились операторами. Невиданный размах получила мелиорация земель. Площади кормовых угодий под "Фрегатами", "Волжанками" превысили тысячу гектаров. Каждый гектар их давал по 70-75 центнеров кормовых единиц. В выделенном в самостоятельную отрасль кормопроизводстве работал комбикормовый завод, где наряду с комбикормами по нескольким рецептурам вырабатывалась хвойная и рыбная мука, гранулировалась измельченная солома вместе с добавками.
Год от года колхоз набирал мощь, наращивал объемы производства. К началу восьмидесятых годов основные фонды увеличились в 4,6 раза, энерговооруженность труда - в 9,3 раза, реализация молока возросла в два с лишним раза, мяса - почти в три раза. С 1968 года колхоз и колхозники стали ежегодными участниками ВДНХ СССР.
С укреплением материально-технической базы открылся простор для творческой работы специалистов. Так, в животноводстве здесь первыми перешли на круглогодовой отел, освоили искусственное осеменение коров и телок глубокозамороженным семенем, начали разводить черно-пеструю породу крупного рогатого скота, завезли овец ставропольской породы. Раздой коров велся методом "авансированного кормления". Широко пропагандируемое сегодня беспривязное содержание коров впервые было опробовано именно здесь, на базе Такарликовской фермы. Немало новаций вошло в практику полеводов. На вооружение земледельцев поступали новые наборы сельхозтехники. Обживали колхозные поля перспективные сорта, невиданные доселе культуры.
Родина высоко оценила выдающиеся организаторские способности Еникеева. Уже в 1966 году Рифхат Салихович был удостоен ордена Ленина. А еще через пять лет ему присваивается звание Героя Социалистического Труда. В том же году и колхоз был награжден орденом Октябрьской революции.
За опытом в Иванаево приезжали аграрии со всех концов страны. В те годы в программу пребывания многих зарубежных делегаций в нашей республике включалась ознакомительная поездка в Дюртюлинский район с непременным посещением колхоза имени Карла Маркса. У Еникеева были гости из Индии, Бразилии, Голландии, Франции, Германии, скандинавских государств, даже из США.
Еникеев питал большую страсть к лошадям. Ветераны и теперь живо вспоминают о тех временах, когда зимой бульдозер расчищал дорогу в колхозном саду, и по ней лихо проносились лошади из каждой бригады, запряженные в кошевки. Бывало, он и сам брал вожжи в руки, с залихватской удалью устремлялся вперед. А когда в республике заговорили о возрождении конного спорта, он сразу же подхватил эту идею. Родился замысел построить близ селения Аргамак, неподалеку от традиционного места проведения районных сабантуев, конноспортивный комплекс с конюшней, манежем, вспомогательными помещениями. Его единомышленником был и Разил Мусин, тогдашний первый секретарь райкома партии, тоже в свое время прошедший еникеевскую школу. Райком подключил к реализации этой задумки по сути весь район. Когда комплекс сооружений был построен, закупили породистых рысаков, скакунов, привлекли тренерские кадры и стали выступать на различных соревнованиях по конному спорту. И уж, конечно, участие питомцев комплекса в сабантуях прибавило зрелищности этим народным празднествам. К лошадям прикипела ребятня, и на базе конноспортивного открыли школу. Здесь городским и деревенским детишкам до сих пор преподают азы коневодства, прививают навыки ухода за животными.
Практически все, чем располагает сегодня хозяйство, было возведено при Еникееве. Причем заботился он не только о застройке производственных объектов, но и о благоустройстве населенных пунктов. Непосредственно при его деятельном участии в девяти деревнях колхоза были построены по типовым проектам три школы, шесть клубных учреждений, два детсада, восемь магазинов, а в центральной усадьбе - двухэтажный торговый центр. Все деревни были связаны между собой отличной автострадой. Полным ходом в них шло строительство водопроводов, дома подключались к газу. А какой агрогородок при нем вырос на центральной усадьбе! В жилищном фонде колхоза насчитывалось свыше 90 квартир со всеми городскими удобствами. Поэтому совершенно естественно, что этот сельскохозяйственный производственный кооператив теперь носит его имя, а на самом видном месте села установлен бюст Героя-председателя.
Колхоз при Еникееве стал подлинной кузницей руководящих кадров для села. В разные годы работали в районе председателями колхозов в общей сложности семь специалистов, прошедшие еникеевскую школу. Именно в еникеевские годы колхоз уверенно вышел на 30-центнерные урожаи зерновых, взял планку продуктивности коров в 3500-3800 килограммов молоке.
В уже далеком от нас 45-м, как раз в день его рождения, пришла долгожданная весть о Великой Победе, одержанной советским народом над фашистской Германией. Счастливое совпадение двух этих дат Еникеев воспринял как знак судьбы. Значит, он был рожден для победы. Значит, вся его жизнь должна быть устремлена к ней, к победе.
В биографических сведениях о Рифхате Салиховиче в Башкирской энциклопедии говорится, что он из рода князей Еникеевых. В статье, посвященной этому роду, энциклопедия сообщает, что его родоначальником является Еникей Тенишев, из рода князя Беихана. Во 2-й половине XVI века княжил, служил воеводой в Темникове Касимовского царства.
Прочитав эти и другие сведения, публикуемые энциклопедическим изданием о княжеском роде Еникеевых, хотелось бы отметить, что сам Рифхат Салихович, будучи человеком исключительно скромным, никогда нигде не говорил о своем аристократическом происхождении. Хотя благородством своего физического и духовного облика, замечательными душевными качествами, ратным и трудовым подвигом, всей своей жизнью он воплощал лучшие черты высшего российского дворянства, почитавшего своим святым долгом верой и правдой служить на благо Отечеству, защищать его, не щадя своей жизни, на поле брани, приумножать мощь и славу великой России.
В апреле 2000 года, за три недели до 55-летия Великой Победы, его не стало. Но такие, как Еникеев, остаются жить в нашей памяти...