Как уже сообщалось, сегодня в Башкортостане проходит Республиканское
августовское совещание по образованию. Участников традиционного педсовета
в этом году принимают город Ишимбай и Ишимбайский район.
В нем принимают участие Президент Башкортостана Муртаза Рахимов,
Председатель Госсобрания - Курултая - РБ Константин Толкачев,
Премьер-министр Правительства РБ Рафаэль Байдавлетов,
представители Администрации Президента
и Правительства РБ, руководители министерств и ведомств,
главы администраций районов и городов, их заместители, начальники
управлений образования и другие. Среди приглашенных - гости
из Москвы и соседних регионов.
В первой половине дня участники совещания проехали по нескольким
маршрутам, ознакомились с образовательными учреждениями района,
встретились с педагогическими коллективами и учащимися. Во второй
половине дня в городе Ишимбае проходит пленарная часть педагогического
форума, на котором обсуждаются актуальные проблемы системы образования,
подводятся итоги и намечаются задачи на приближающийся учебный год.
Перед участниками совещания выступил Президент Башкортостана
Муртаза Рахимов. Свое выступление он назвал "Формирование высокообразованной,
духовно богатой и граждански активной личности - главный социальный заказ
республики системе образования".
Глава республики отметил, что образование
играет важнейшую роль в нашем развитии.
Здесь неразрывно соединяются интересы государства, общества и
каждого человека. Нынешнее традиционное августовское совещание по
проблемам образования проходит в благоприятных условиях
успешного социально-экономического развития республики.
Президент подробно рассказал о положении дел в экономике,
социальной сфере республики. В частности, он отметил, что по
итогам первого полугодия рост промышленного производства
составил 5,5 процента, причем в обрабатывающих отраслях - 8,9 процента.
Увеличился выпуск каждого третьего вида продукции.
Наибольшие показатели обеспечены в нефтепереработке,
металлургической, целлюлозно-бумажной, полиграфической
промышленности, производстве автобусов, троллейбусов, другой
техники и оборудования.
Отрадно, что более чем на 10 процентов по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года возросло строительство жилья.
Активно продолжается возведение таких социально значимых
объектов, как типовые школы, дворцы культуры, физкультурно-
оздоровительные комплексы, больницы, поликлиники и
здравницы.
Хороших результатов добиваются труженики
агропромышленного комплекса. Заготовлено достаточное для
зимовки скота количество кормов. Высокими темпами и
качественно идет уборка урожая зерновых культур. Республика -
в числе признанных лидеров в России по производству продуктов
животноводства.
Благодаря динамичному росту производства за последние
годы достигнуто и последовательное повышение уровня
благосостояния населения. Башкортостан сегодня
обладает мощным научным, духовно-культурным и кадровым
потенциалом.
Теперь стоит задача освоения в республике инновационной
модели экономического развития. Это исключительно важно в
условиях мировой интеграции хозяйственной жизни,
предстоящего вступления России во Всемирную торговую
организацию, усиления международной конкуренции в сфере
высоких технологий и информационных систем.
В этой связи Президент особо подчеркнул, что
дальнейшее обновление и рост экономики, инновационный
прорыв в нашем развитии могут быть достигнуты только на
прочном фундаменте общего и профессионального образования.
Педагогическая общественность, руководители всех органов
государственной власти, предприятий и организаций, сказал
глава республики, должны
ясно понимать, что передовая и отвечающая самым высоким
мировым критериям система образования - ключ к решению
стратегических задач Башкортостана.
Вопросы развития образования на современном этапе как
никогда остро поставлены в общегосударственном масштабе.
Выступая на VII съезде Российского союза ректоров, Президент
страны Владимир Владимирович Путин подчеркнул: "Высокий
уровень российского образования - это один из немногих
факторов, которые позволяют нам находиться в числе ведущих
государств мира". Муртаза Рахимов выразил убеждение,
что гарантированное право на образование и есть
теперь одна из важнейших составляющих национальной идеи.
Государством принят курс на всестороннее обновление
образования. Он намечен Государственным Советом Российской
Федерации и нормативно закреплен в Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года. Высокое
качество, конкурентоспособность на мировом рынке,
эффективность и общедоступность - вот наши приоритетные
цели в этой области, подчеркнул глава республики.
Он отметил, что даже в непростые годы преобразований
в Башкортостане не ослабляли заботы об образовательной
сфере. В итоге удалось сохранить ее целостность и лучшие
традиции, заметно укрепить материально-техническую, кадровую
и информационно-методическую базу. Фактически это
инвестиции в будущее. И они уже приносят реальные плоды. Во
многом благодаря последовательным мерам руководства
республики и повседневному напряженному труду учителей,
сказал Президент, наша образовательная система занимает
достойные позиции в стране.
Наши выпускники по итогам единого государственного
экзамена показали в этом году лучшие результаты в России по
математике и физике. Здесь заслуживают высокой оценки
достижения уфимских школ. 13 учащихся республики стали
призерами всероссийских и 14 - победителями зональных
олимпиад. В числе призеров всероссийских олимпиад -
Розалия Габидуллина из лицея N 136 Уфы, Руслан Хаиткулов -
учащийся лицея-интерната N 3 Стерлитамака, Айнур Янтурин
из Республиканского лицея-интерната и другие. Стерлитамакская
школьница Вера Ефремова в составе российской сборной заняла
на международной олимпиаде по географии почетное второе
место. Отличились на всероссийских конкурсах, смотрах и
выставках школьники из Уфы, Бирска, Кумертау, Салавата,
Сибая, Стерлитамака, Туймазов, Аургазинского, Бижбулякского,
Стерлитамакского, Учалинского и других районов. Все это
результат системной работы наших педагогов по Президентской
программе "Дети Республики Башкортостан".
Президент республики еще раз подчеркнул и подтвердил,
что образование в государственной политике Башкортостана
было и остается важнейшим направлением.
В республике поддерживаются высокие темпы строительства
образовательных учреждений. В прошлом году введены в
эксплуатацию 30 новых школ, пристроев и школ после
реконструкции более чем на 3 тысячи ученических мест. В том
числе 11 школ построены взамен ветхих и аварийных. А в этом
году планируется ввести еще 32 школы и ряд дошкольных
учреждений.
Значительные средства выделяются на организацию летнего
отдыха детей и подростков, приобретение бесплатных учебников,
школьной формы и школьно-письменных принадлежностей для
первоклассников из многодетных и малообеспеченных семей.
Идет работа по законодательному и нормативно-правовому
обеспечению развития сферы образования. Совершенствуются
структура управления и организационно-правовые формы
учреждений.
Традиционно сильной стороной государственной политики в
республике всегда была разработка и успешная реализация
собственной стратегии развития. Только в системе образования
действовали 13 целевых программ. Четыре из них
выполнены в прошлом году, а в этом году заканчивается
действие еще пяти. Следует учесть и то, что в школах состоялся
выпуск детей, все обучение которых прошло уже в период
преобразований. По мнению главы республики, настало время
определить реальную отдачу от
реформ, провести всесторонний анализ результатов реализации
программ и, соответственно, по важнейшим направлениям
развития отрасли разработать новые документы. Они должны
быть реалистичными, востребованными жизнью, считает Президент.
По его мнению, нам нельзя отказываться и от программно-целевого
принципа управления отраслью. Не следует сворачивать такие
программы, как "Дети Республики Башкортостан", "Школьный
автобус", строительства новых школ взамен аварийных,
компьютеризации образования, развития сельских школ. И здесь
перед Правительством республики стоят большие задачи.
Хорошо, когда республиканские программы стимулируют и
администрации районов и городов на поиск дополнительных
резервов. Так, например, в Абзелиловском и Иглинском районах
нашли новые возможности улучшения транспортного
обслуживания школьников.
Глава республики в своем выступлении
остановился на некоторых проблемах, которые в
последнее время сдерживают развитие республиканской системы
образования, хотя часть из них напрямую связана с издержками
реформ на федеральном уровне. По его мнению,
прежде всего, явно затянулся сам процесс поиска новой
модели образования. Уже несколько десятилетий различные
реформы, не всегда продуманные, лихорадят систему
образования страны. Начинают утрачиваться традиционно
сильные стороны российского образования - его системность и
фундаментальность. Не удивительно, что учителя перестают
воспринимать суть предлагаемых мер, не видят их пользы. Ведь
ясно, что надо тысячу раз подумать, прежде чем внедрять
значительные новшества. Школа - не та сфера, где уместно
широко экспериментировать. По убждению Президента республики,
нельзя ставить опыты на детях. Он считает, что
пора переходить от радикальных мер к обеспечению
устойчивого развития отрасли. При этом общие ориентиры
вполне очевидны - это соответствие насущным запросам
общества, потребностям рынка труда, эффективное
использование вложенных средств.
Одна из важнейших задач - повышение экономической
эффективности образования. Президент подчеркнул, что
республика будет удерживать, более того, наращивать
финансирование этой сферы. Так, за последние 10 лет
расходы консолидированного бюджета на содержание сферы
образования выросли в 8 раз и достигли почти 12 млрд. рублей.
Сегодня республика на одного учащегося школы выделяет 12
тыс.рублей в год, на воспитанника детского дома - около 82 тыс.
рублей. Между тем, эти затраты в некоторых субъектах
Российской Федерации колеблются лишь в пределах от 4 до 40
тысяч рублей.
Однако экономические отношения в отрасли нуждаются в
серьезном совершенствовании. Об этом уже говорилось и на
предыдущих августовских совещаниях. Президент отметил, что до
сих пор финансирование отрасли осуществляется по старинке -
по статьям расходов, но теперь Министерству образования и
Министерству экономического развития и промышленности пора
вплотную заняться этим вопросом и подготовиться к новым
принципам финансирования отрасли на основе ежегодно
утверждаемых нормативов. На правовой основе следует активно
содействовать привлечению в систему образования и
внебюджетных средств.
Глава республики подчеркнул, что
всем надо учиться считать и беречь каждую
государственную копейку. Нужно ли, к примеру, строить новую
школу в деревне, где обучаются меньше десяти учащихся? Не
будет ли лучше и дешевле возить оттуда детей в соседнее
крупное село, где есть сильная школа? - задал резонные вопросы
Президент. Он привел пример по обеспечению школ бесплатными учебниками.
Эту практику республика ввела первой в
стране и ситуация здесь у нас намного лучше, чем в других
регионах. Так, в 2004 году из бюджета республики на эти цели
было выделено 127 млн. рублей - в два раза больше, чем в 2000
году. Но и тут, считает глава республики, надо строже считать деньги,
коллегиально решать - какие учебники заказывать или издавать, каким тиражом,
насколько востребовано то или иное учебное пособие?
Контролирующим органам, сказал Президент, нужно отслеживать
эффективность вложенных средств. Только на компьютеризацию
школ, приобретение и установку спутникового оборудования для
подключения к сети "Интернет" за последние пять лет из разных
бюджетов направлено более 288 млн. рублей. Между тем, до сих
пор у нас нет эффективно действующей образовательной
информационной системы. На сегодня только пятая часть школ
республики имеет доступ в "Интернет". Этого явно недостаточно
- в некоторых соседних регионах охват школ услугами
"Интернет" приближается уже к 100 процентам.
Здесь, считает Президент, надо ориентироваться на лучшие примеры.
Так, в Уфе для учителей и учащихся работает электронная библиотека при
ГУНО, и подобные центры созданы во многих школах.
Информационные технологии широко используются в школах
Куюргазинского, Давлекановского и Буздякского районов. Но во
многих районах и городах компьютерная техника применяется на
уроках крайне редко. А в Шаранском, Туймазинском,
Кугарчинском и Мечетлинском районах на момент проверки
Контрольно-счетной палатой в ряде школ спутниковое
оборудование вообще не использовалось.
Необходимо принимать более решительные меры для
обеспечения доступа наших учебных заведений к современным
образовательным ресурсам, эффективного и интенсивного
использования новых технологий. Надо создавать собственную
программно-методическую базу, в первую очередь, по предметам
национально-регионального компонента, выстроить систему
оперативного обмена информацией, обеспечить доступность
новых научно-методических материалов для каждого учителя.
Это особенно важно для сельских школ, омтетил Муртаза Рахимов.
Фундаментом образования является квалифицированный
учительский корпус, система отлаженной подготовки и
переподготовки педагогических кадров.
Сегодня в сфере образования республики трудятся около 63
тыс. педагогических работников. Из них почти 75 процентов имеют
высшее образование. У нас немало опытных, замечательных
учителей и воспитателей, новаторов, целых педагогических
династий и коллективов. Это наша гордость и наш золотой фонд,
сказал Президент.
Специалистов в республике готовят четыре высших и 13 средних
педагогических учебных заведений. Однако в настоящее время в
школах не хватает учителей по таким базовым предметам, как
математика, физика, английский, русский язык и литература.
Практика показывает, что многие выпускники высших и средних
учебных заведений в школы либо не идут, либо там не
закрепляются. Наш учительский корпус продолжает стареть,
сказывается недостаток в нем учителей-мужчин.
Министерству образования, администрациям
районов и городов необходимо принять неотложные меры для
системного решения кадровых проблем, сказал глава республики.
Нужна Республиканская межведомственная программа
"Педагогические кадры". В нее должны войти важные вопросы и
социальной защиты учителей - своевременной индексации
заработной платы, решения жилищных проблем, медицинской
профилактики, улучшения состояния здоровья.
В этой области сейчас ведется значительная работа. С 2000
года фонд оплаты труда работников образования вырос почти в четыре
раза. Несмотря на дефицит бюджета Правительство республики
привлекло дополнительные средства для сохранения
повышенных тарифных ставок и окладов работающих на селе
специалистов. Республика пошла и на такой шаг, как сохранение
отмененных на федеральном уровне ряда льгот сельским
учителям. Это наша принципиальная позиция, подчеркнул Президент.
Изыскиваются средства на единовременные выплаты молодым специалистам на
хозяйственное обзаведение. Рассматривается вопрос об
отнесении педагогических работников к категории граждан,
имеющих право на получение бесплатного жилья на условиях
социального найма.
Надо, считает Президент, продумать вопрос об объединении ступеней
базового и дополнительного образования учителей в единую систему. Это
позволит оптимизировать подготовку педагогических кадров,
последующее их дополнительное профессиональное образование
и повышение квалификации. В этих целях, по его мнению, следовало бы
расширить сотрудничество Башгоспедуниверситета и
Башкирского института развития образования.
Важный ориентир развития образования - его соответствие
потребностям республики.
Руководство республики тревожит сложившийся разрыв между содержанием
образования и жизнью. Наши выпускники трудно адаптируются к
современной практике, к производству.
До сих пор начальное и среднее профессиональное
образование не до конца вписались в современную экономику.
По-прежнему характерны избыточность отдельных
специальностей, отсутствие гибкости, низкая
конкурентоспособность.
Глава республики привел такой пример. Министерство по
строительству, архитектуре и транспорту бьет тревогу по поводу
того, что из всех выпускников профессиональных училищ
строительного профиля в прошлом году трудоустроились в
строительные организации лишь 43 процента. При этом на наших
стройплощадках работают тысячи приезжих из ближнего
зарубежья.
В республике не хватает специалистов среднего звена,
мастеров, рабочих высокой квалификации, других кадров для
реального сектора экономики. Одновременно выпускаются
тысячи менеджеров, юристов, социологов, экономистов, которые
годами не могут найти работу. Нас не может устроить такое
образование ради диплома, оно не обеспечивает права на труд,
на достойное будущее, в сердцах отметил Президент.
Министерству экономического развития и промышленности,
Министерству образования, Министерству труда и социальной
защиты населения с участием администраций районов, городов и ведущих
учреждений образования, наконец, необходимо разработать
долгосрочный прогноз потребности в кадрах по отраслям
экономики. Он позволит подготовить Межведомственную
программу развития профессионального образования
республики. Наши выпускники должны быть во всем
конкурентоспособными, подчеркнул глава республики.
В текущем году 107 учреждений начального и 18
учреждений среднего профессионального образования переданы
с федерального финансирования на республиканское. Это
требует правильных и оперативных решений. Дальше медлить
нельзя. Министерству образования следует наладить
взаимодействие с республиканскими министерствами и
ведомствами, службами занятости населения, муниципальными
органами управления, работодателями. В вопросах подготовки
востребованных кадров и оптимизации существующей сети этих
учреждений нужны согласованные усилия. Но при этом надо
помнить, что эту систему мы сберегли и в более трудные годы!
Одно из направлений сохранения сети профессиональных
училищ и лицеев в рыночных условиях - их интеграция с
родственными по профилю учреждениями среднего и высшего
профессионального образования.
При адресной подготовке специалистов для предприятий,
районов и городов необходимо повысить ответственность не
только вузов, но и работодателей. Они не должны терять связи со
своим кадровым резервом, а поддерживать целевиков во время
учебы, обеспечить трудоустройство.
В связи с этим неоднократно, в том числе и в Послании
Президента Башкортостана Госсобранию и народу республики этого года,
отмечалось значение целевого приема в вузы. Однако в
текущем году такой прием несколько снизился, уменьшился и
конкурс на выделенные места. На местах не всегда достаточно
ответственно подходят к этой работе. Есть и проблемы с
последующим закреплением специалистов. Надо четко
отслеживать результаты целевой подготовки кадров по всем
вузам и районам, совершенствовать ее и повышать
эффективность.
Одновременно следует координировать открытие
непрофильных специальностей в вузах, деятельность различных
представительств, филиалов государственных и
негосударственных вузов. Эти функции мог бы взять на себя
Совет ректоров вузов республики. Необходимо продолжить
создание в некоторых городах многопрофильных учебных
заведений. Для этого нужно объединение ресурсов ведущих
вузов.
Достижение высокого качества образования в республике
требует организации его регионального мониторинга. Еще в
конце 2003 года Правительство республики приняло
распоряжение об организации мониторинга качества образования
и востребованности специалистов со средним и высшим
профессиональным образованием. Однако созданный для этого
Центр мониторинга образования со своими задачами пока не
справляется.
В целом до сих пор органы управления образованием плохо
отслеживают результаты своей работы. Беспокоит формализм в
оценке знаний. По некоторым данным, около 20 проценов выпускников
осваивают школьную программу не в полном объеме. Но при
этом они получают аттестаты. Такое "подтягивание" оценок
становится порочной практикой. Даже часть медалистов не
выдерживает вступительные экзамены в высшие и средние
специальные учебные заведения.
Нужны единые критерии качества образования, на
основании которых должна оцениваться деятельность всех
уровней образования и его муниципальных органов управления.
По мнению Президента, можно было бы взять на вооружение опыт Новгородской
области. Там уже используется комплексная система специально
разработанных критериев качества образования.
Важной задачей сегодня является сохранение и повышение
качества обучения, стабильное получение учащимися
необходимых знаний и навыков, внедрение достижений
педагогической науки. Надо отметить, что республика имеет в
этой сфере добротный научный потенциал. Однако не
отработаны механизмы обобщения теоретических идей и
практического опыта, их внедрения в образование.
Не установлены прочные деловые связи с институтами
Академии наук республики, Российской академии образования,
другими научно-педагогическими центрами. Недостаточно
используются и возможности участия в образовательных
программах ЮНЕСКО. Необходимо на уровне Правительства
найти пути решения этих вопросов, действенные формы
повышения роли республиканской педагогической науки.
Тут многое могут сделать и наша общественность, средства
массовой информации. Их сотрудничество с органами
управления образованием, ведущими учебными заведениями,
участие в реализации образовательных программ надо
расширять, убежден глава республики.
Важнейший для нас вопрос - доступность образования.
Удельный вес платного обучения сегодня растет. Развивается и
сеть негосударственного коммерческого образования. Обучение
детей и молодежи теперь связано со значительными расходами, и
не каждая семья может себе их позволить. Тем самым
уменьшаются возможности обучающихся из малообеспеченных
семей, особенно из отдаленных городов и сел, получить
качественное образование.
Президент подчеркнул, что не материальный достаток родителей, а
исключительно знания и способности должны быть критериями
поступления детей и молодежи в образовательные учреждения.
Здесь наши позиции неизменны. Необходимо обеспечить и
полную открытость информации о приеме первоклассников в
школу, поступлении выпускников школ в вузы, их последующем
трудоустройстве.
Остановился Президент еще на одной, можно сказать,
вопиющей проблеме - социальном сиротстве. Ежегодно в
республике выявляется более трех тысяч детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Для защиты таких
обездоленных детей у нас создана сеть учреждений. Это 30
детдомов и одна школа- интернат для брошенных детей, три
семейных детских дома, две приемные семьи. Всего в них
воспитываются и обучаются около двух тысяч детей и подростков.
Кроме того, действуют 32 общеобразовательные школы-
интерната и 35 специальных (коррекционных) школ-интернатов и
школ.
Всем этим учреждениям, в первую очередь детским домам,
оказывается государственная поддержка. Они у нас в основном
размещены в типовых зданиях. Так, только сегодня открылся
после реконструкции обновленный Петровский детский дом.
Ежегодно этим учреждениям выделяются средства на
приобретение оборудования, одежды, обуви, мягкого инвентаря.
Воспитанники в основном обеспечены всем необходимым. Им
предоставляется возможность поступать вне конкурса в
профессиональные лицеи, колледжи и вузы.
Безусловно, республика будет развивать сеть учреждений для
брошенных детей и дальше, но каким бы хорошим ни был
детский дом, он никогда не заменит ребенку семью. И у нас
имеется немалый положительный опыт в развитии семейных
форм устройства сирот. Более 11 тысяч обездоленных детей
находятся под опекой и попечительством, около трех тысяч - в
семьях усыновителей. На базе детского дома N 9 Уфы уже
несколько лет отрабатывается модель патронатного воспитания.
Более 90 ребят из этого детдома сегодня проживают в
патронатных семьях.
Для дальнейшего распространения этого важного начинания
нужно принять республиканский закон о патронатном
воспитании. Подобные законы приняты в 19 регионах России.
Президент отметил, что в рамках
объявленного в республике Года профилактики
наркомании, алкоголизма и табакокурения надо наращивать
усилия по предупреждению таких асоциальных явлений. Эта
наша мера имеет общероссийское звучание.
В республике действует специальная Программа по
противодействию злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту. И все же за последние 5 лет количество
больных наркоманией детей и подростков увеличилось более чем
в два раза. Причем, более трети подростков, употребляющих
наркотики, - школьники. Глава республики обратил внимание
участников совещания на то, что
значительная часть подростков, совершивших преступления,
нигде не работала и не училась.
Необходимо совершенствовать профилактическую работу в
учебных заведениях, формы взаимодействия с другими органами
и учреждениями, активизировать сотрудничество школы и семьи.
Более целенаправленной должна стать деятельность службы
социальных педагогов и школьных психологов, особенно по
раннему выявлению и предупреждению противоправных
наклонностей детей и подростков. Свою важную роль в
профилактике наркомании должны сыграть и наркологические
посты учебных заведений.
Нужен серьезный анализ профилактической работы в
районах и городах, организация на местах эффективного
взаимодействия учреждений образования со структурными
подразделениями МВД, Управления госнаркоконтроля,
населением.
Главное - избежать формализма. Профилактика
правонарушений - это живая каждодневная кропотливая работа.
В целом улучшение здоровья молодежи требует постоянной
заботы. Здесь особенно важны системность и непрерывность
действий. Заслуживает внимания создание 16 оздоровительных
центров при школах города Уфы, опыт формирования здорового
образа жизни в средней школе N 17 города Белебея и ряд других
примеров.
Укрепляя физическое здоровье, нельзя забывать о
здоровье духовном, нравственном. Надо приложить все силы,
чтобы на корню пресекать любые противоправные проявления и
поступки в молодежной среде. Нужно также поставить заслон
пропаганде насилия, распространению агрессии, порнографии,
недобросовестной рекламы. В многонациональной и
многоконфессиональной России, в стране, победившей фашизм,
не может быть места и таким отвратительным явлениям, как
неонацизм. Нам нужно активизировать работу по воспитанию
интернационализма, патриотизма в связи с приближающимся
450-летием добровольного вхождения Башкирии в состав России.
Надо убедительно разворачивать идеи дружбы народов как
уникального достояния и мощного потенциала для развития
Российской Федерации.
Руководство республики будет продолжать создавать все
необходимые условия для национально-культурного развития
наших народов, сказал Муртаза Рахимов. Из этого вытекает
важная задача системы
образования - развитие и совершенствование обучения на
родных языках, изучение языков и культур народов
Башкортостана, содействие укреплению взаимопонимания,
согласия и единства людей всех национальностей и
вероисповеданий. Нам надо беречь языки как богатство, как
средство межнационального общения, сближения людей.
Речь идет о формировании высокой духовности,
приобщении к благотворным народным традициям и
нравственным идеалам, к ценностям патриотизма и гуманизма.
Только так мы сможем преодолеть негативные явления, защитить
молодежь и само будущее страны. Нам надо подумать о
восстановлении и обновлении детских и молодежных
общественных организаций, воспитательных функций
образования в деле формирования подлинного гражданина своей
Отчизны. Люди старшего поколения хорошо помнят, что в
комсомоле, пионерии было немало полезного, доброго. И это
нельзя забывать.
Воспитание высокодуховной, физически крепкой и
психически здоровой, граждански активной личности с четко
выраженной общественной позицией следует рассматривать как
главный социальный заказ нашей системе образованияa,
резюмировал Президент республики, заканчивая свое выступление.
Он сердечно поздравил всех участников совещания, а в их
лице - родителей и учителей, всех соотечественников с
наступающим новым учебным годом, пожелал дальнейших творческих
успехов, крепкого здоровья, благополучия и счастья.
Фото Олега Яровикова.
Автор: Гульназ Шарафлисламова