Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Политика
12 Мая 2017, 10:23

Дополнительное образование остается недоступным каждому третьему ребенку в стране - ОНФ

ИА "Башинформ"
ИА "Башинформ"
УФА, 12 май 2017. /ИА «Башинформ», Галия Набиева/. Дополнительное образование остается недоступным каждому третьему ребенку в России. К такому выводу пришли эксперты ОНФ по итогам мониторинга в 85 регионах. По мнению родителей, опрошенных в рамках проекта ОНФ «Равные возможности - детям», основная причина - уменьшение количества доступных бесплатных кружков и нехватка у семей денежных средств.
В ходе мониторинга было опрошено 22,5 тысячи родителей, около 10 процентов из которых воспитывают трех и более детей. Результаты исследования показали, что 34 процента детей не получают дополнительное образование, причем только пять процентов из них - по собственному желанию из-за отсутствия свободного времени и наличия других увлечений.
Как сообщили в Центральном штабе ОНФ, чаще всего семьи не могут записаться в бесплатные кружки, потому что все места уже заняты. Для каждой пятой семьи с одним ребенком допобразование недоступно из-за финансовых затруднений или удаленности от образовательной организации. На схожие проблемы указывают и родители двоих детей, которые в 21 проценте случаев могут дать допобразование только одному ребенку.
Мониторинг показал, что только 43 процента детей получают дополнительное образование полностью на бесплатной основе, причем некоторые из них посещают два, три, а иногда и четыре бесплатных кружка, в то время как 28 процентов детей - занимаются полностью платно. Остальные, как правило, либо оплачивают занятия частично, либо совмещают посещение платных и бесплатных кружков. При этом с увеличением количества детей в семье доступность дополнительного образования в большинстве случаев снижается.
В среднем за допобразование одного ребенка семья платит 2,6 тысячи рублей в месяц, за двоих - около трех тысяч. Расходы многодетных семей начинаются от 6,5 тысячи рублей в месяц. 30 процентов родителей сообщают об отсутствии бесплатных кружков. Еще 19 процентов говорят об отсутствии доступной информации о таких кружках: это, в том числе, респонденты из Иркутской, Кемеровской областей, республик Крым и Коми. При этом доля платных кружков в отдельных районах крупных городов достигает 75 процентов. Такая информация получена из городов Чебоксары, Пермь, Иркутск, Сыктывкар, Великий Новгород, Омск, Барнаул, Батайск, Волжск. Об остром дефиците доступных кружков и секций для дошкольников сообщают в Перми, Рязани, Москве.
Есть населенные пункты, в которых детям после занятий в школе вообще некуда податься. Об этой проблеме говорят жители преимущественно малых городов и сельской местности.
«В ходе нашего исследования мы получили много острых комментариев от родителей, которые переживают за будущее своих детей, и немало интересных предложений, как сделать дополнительное образование более доступным, - отметила координатор проекта ОНФ «Равные возможности - детям», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. - Многие готовы брать дело в свои руки. Не только родители, но и бабушки и дедушки говорят, например, о важности развития образовательного волонтерства, о своей готовности вести занятия по основам инженерии, домоводству, занятия для детей-инвалидов. Всё, что им нужно - это помещение и отсутствие лишней волокиты».
Во время опроса родители указывали, что получению дополнительного образования мешает низкий уровень материально-технической базы образовательных организаций, отсутствие преподавателей, информации о кружках в населенном пункте, занятий для детей определенного возраста. Большинство секций предназначено для детей с шести-семи лет; для детей с четырех лет есть общеразвивающие занятия, но очередь туда расписана на три года вперед. Для малышей до четырех лет вообще ничего не предусмотрено. Еще одна проблема - несоответствие в населенном пункте имеющихся кружков интересам ребенка. Родители жалуются на дефицит кружков технической направленности: авиамоделирования, судомоделирования, робототехники.
«Сегодня необходимо обратить особенно пристальное внимание на развитие дополнительного образования в сельской местности, - отметила эксперт ОНФ, директор МБОУ ООШ с. Волостновка Кугарчинского района Расима Варнавская. - В 1990 годы из- за постоянного недофинансирования система допобразования оказалась в кризисном состоянии. Если в городах можно привлечь резервы некоммерческих организаций, то село для негосударственного сектора не интересно. Несмотря на все сложности, ясно одно: дополнительное образование должно быть доступным и качественным. Для этого, прежде всего, необходимо развивать систему методического сопровождения деятельности педагогов, а материально-техническая база образовательных учреждений должна соответствовать всем требованиям СанПиН и надзорных органов. В удаленных населенных пунктах проблему сможет решить система дистанционного образования».
Согласно указу Президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина, к 2020 году необходимо охватить дополнительными общеобразовательными программами не менее 75 процентов детей в возрасте от пяти до 18 лет, причем половина из них должна обучаться за счет федерального бюджета.
Читайте нас: