Новости Башкортостана и Уфы
93.29
+0.04
99.56
+0.2
88.5
+0.04
18+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Политика
23 Декабря 2009, 19:35

Люция Гумерова: Конституционный Суд РБ защищает Конституцию РБ

О том, как Конституционный Суд Республики Башкортостан защищает Основной Закон рассказала на пресс-конференции в агентстве «Башинформ» председатель Конституционного Суда РБ Люция Гумерова. Встреча с представителями СМИ проходила накануне Дня Конституции Республики Башкортостан, поэтому нельзя было избежать оценок роли и значения принятия этого документа для дальнейшего развития республики.
«В первоначальной редакции конституция нашей республики устанавливала гарантии самостоятельности, - сказала Люция Гумерова. – Поэтому в пределах тех прав, которые были закреплены в ней, основываясь на Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, на положениях федеративного договора и приложения к нему от Республики Башкортостан были определены, прежде всего, финансово-экономическая основа нашей республики, задачи, которые мы решаем, и формы взаимодействия публичной власти с населением, с народом республики. Поэтому до внесения первых изменений в действующую конституцию мы были достаточно самостоятельны.
А вообще-то в Конституции РФ закреплен «кооперативный» федерализм, когда определены полномочия Российской Федерации, определены предметы совместного ведения и определены пределы «исключительных полномочий» субъекта РФ».
Конституционный Суд Республики Башкортостан, по закону, решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
«Конституционный Суд РБ разрешает дела о соответствии Конституции РБ законов республики, нормативных правовых актов Государственного Собрания - Курултая РБ, Президента РБ, Правительства РБ и иных республиканских органов исполнительной власти, местных органов государственной власти республики и органов местного самоуправления, - сообщила Люция Гумерова. – Но в настоящее время сложилась конкурирующая компетенция между конституционными (уставными) судами субъектов РФ и судами общей юрисдикции. Это приводит к негативным последствиям для конституционных (уставных) судов».
Форма действия любого конституционного суда – работа по обращениям субъектов, обладающих правом обращаться в КС.
«Это практически все граждане. Ограничен только круг субъектов, которые могут обращаться к нам по вопросам толкования конституции. Это Президент республики, Государственное Собрание, Правительство РБ, представительные органы местного самоуправления, Прокурор РБ. К сожалению, к нам обращается много правозаявителей по вопросам правильности применения федеральных законоположений, – посетовала Председатель КС РБ. – Мы вынуждены им отказывать, поскольку это не относится к нашей компетенции.
В отличие от федерального конституционного суда и ряда конституционных (уставных) судов субъектов РФ, у нашего предусмотрен как абстрактный, так и конкретный нормоконтроль: граждане и суды могут обратиться в федеральный конституционный суд только в том случае, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле. К нам же можно обратиться и тогда, когда объект, подлежащий конституционному контролю, не применен и не подлежал применению».
Насколько защищен республиканский закон о конституционном суде от вмешательства федерального центра? Например, где гарантии, что эта норма сохранится при возможном приведении республиканского закона в соответствие с федеральным?
«Мы защищены сейчас несколькими определениями Конституционного Суда РФ, - объяснила Люция Гумерова. – В свое время в отношении нашего суда были приняты два решения Верховного Суда Республики Башкортостан: были признаны неконституционными положения Конституции РБ, устанавливающие предметную подсудность конституционного суда, а потом – некоторые положения Закона «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» были признаны противоречащими федеральному законодательству. После обращения Государственного Собрания в Конституционный Суд РФ, было принято определение, в котором сказано, что статья 27 федерального конституционного закона не означает, что субъекты РФ должны закреплять одинаковый объем компетенции конституционных (уставных) судов, а кроме того, конституционные (уставные) суды вправе рассматривать любые вопросы, которые не затрагивают полномочий федеральных судебных властей».
За 13 лет работы в Конституционном Суде РБ вначале в качестве судьи, а потом секретаря суда, Люции Гумеровой пришлось рассматривать великое множество вопросов.
«Самое яркое впечатление осталось от того, как наше решение о признании отдельных статей Конституции РБ противоречащими федеральному законодательству, было «опрокинуто» Верховным Судом республики, - вспоминает она. – Государственное Собрание снова было вынуждено обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о признании противоречащим федеральной Конституции права судов общей юрисдикции признавать положения конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному законодательству. Было также оспорено право органов прокуратуры обращаться с соответствующими заявлениями в суды общей юрисдикции.
18 июля 2003 года было принято постановление Конституционного Суда РФ, в котором было сказано, что конституция субъекта РФ является целостным и единым правовым актом, обладающим высшей юридической силой в системе правовых актов субъектов РФ. Поэтому все вопросы, касающиеся конституционного, правового статуса субъекта Российской Федерации должны разрешаться только в процедуре конституционного судопроизводства».
Особенностью решений Конституционного Суда РБ является то, что если он признает какое-то положение какого-либо законодательного акта не соответствующим Конституции РБ, тот немедленно теряет силу. Поэтому проблем с исполнением решений Конституционного Суда в республике нет.
Часто ли обращаются в Конституционный Суд РБ рядовые граждане?
«К сожалению, половина обращений, поступивших за 2009 год, исходит от лиц, осужденных к лишению свободы, - ответила Люция Гумерова. – И жалуются они на применение федерального законодательства. Мы вынуждены им отказывать. Что касается других заявителей, то могу привести такой пример: недавно мы рассмотрели обращение одной заявительницы, которая является участником целевой программы по обеспечению жильем сельских жителей. В свое время она была признана участником этой программы, потом у нее родился ребенок, и она обратилась за получением субсидии, предусмотренной действующим законодательством. Но по вине должностных лиц до сих пор ее не получила. В своем определении мы указали, что право на получение субсидии она может использовать по своему усмотрению, и это право за ней сохраняется в рамках длящихся отношений, то есть, до окончания срока действия программы.
Мы стараемся принимать по обращениям граждан определения, в которых разъясняем конституционно-правовой смысл действующего права в Республике Башкортостан.
Возможность жить в безопасности в нашей республике выше потому, что морально-психологический климат в Башкортостане благожелательный, - ответила Люция Гумерова. – У нас везде одинаково теплое отношение к представителям разных наций. Например, я перед приемом экзаменов всегда напоминаю студентам, что для меня все равны, и единственным критерием являются знания, профессионализм. Все, что делается в нашей республике, делается для того, чтобы каждый человек здесь чувствовал себя комфортно, чтобы человек не был унижен».
Читайте нас: