Новости Башкортостана и Уфы
93.29
+0.04
99.56
+0.2
88.17
-0.28
17+ °C
Дождь
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Политика
24 Декабря 2008, 15:28

Работающая Конституция - основа для дальнейшего развития нашей республики

На торжественном собрании, посвященном 15-летию Конституции Республики Башкортостан, перед его участниками выступил Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов. Ниже публикуем текст его выступления. "Уважаемые участники торжественного собрания!Сегодня у нас знаменательное событие - 15 лет со дня принятия Конститу...

На торжественном собрании, посвященном 15-летию Конституции Республики Башкортостан, перед его участниками выступил Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов. Ниже публикуем текст его выступления.
"Уважаемые участники торжественного собрания!
Сегодня у нас знаменательное событие - 15 лет со дня принятия Конституции республики. Сердечно поздравляю всех соотечественников с этим большим праздником!
24 декабря 1993 года Верховный Совет Республики Башкортостан принял важнейший политико-правовой документ, который отразил итоги коренных перемен в стране, заложил основы нового государственного устройства и развития общества в Башкортостане. Его принятие было обусловлено объективными предпосылками становления Российского демократического федеративного государства.
Башкортостан одним из первых регионов в постсоветской России закрепил принципы народовластия, демократического правового и социального государства, определил вектор становления социально ориентированной рыночной экономики.
Была разработана собственная модель проведения общественных преобразований. Она учитывала интересы всего многонационального народа и свойственные только нашей республике особенности исторического, экономического и геополитического характера. В результате удалось снять противоречия в ходе переустройства общества, уйти от шокового метода реформ. Был реализован постепенный переход на рыночные пути социально-экономического развития.
Нужно отдать должное разработчикам качественно новой Конституции. Они проявили политическую мудрость и прозорливость, сумели закрепить в Основном законе те идеи и принципы, которые прошли испытание временем. В этом документе были учтены идеи основателей нашей республики, прежде всего, Ахмет Заки Валиди Тогана, опыт конституций советского периода, Конституции Российской Федерации и международного права.
Хочу напомнить, что длительная, большая работа Конституционной комиссии сопровождалась всенародным обсуждением проекта, плодотворными дискуссиями. Только в печати было опубликовано более 300 статей. Поступило значительное количество предложений и дополнений, многие из которых были учтены в ходе доработки, а также при рассмотрении проекта в первом и втором чтении.
Впервые республика получила не декларативную, а эффективно работающую Конституцию. Предоставление широких прав и свобод в повседневной жизни стало инструментом формирования полноценного гражданского общества. Каждый получил возможность реализовывать свои способности, участвовать в управлении делами государства. Конституция воплотила в жизнь институты демократии. Свободные выборы, идеологическое многообразие, свобода вероисповедания, независимая пресса стали неотъемлемой частью повседневной жизни.
Основной закон республики обеспечил общественное согласие, взаимодействие и баланс всех институтов государственной власти. Ключевая идея - принцип разделения властей. С его помощью выстроена система принципиально новых для республики институтов власти.
Создание профессионального парламента - Государственного Собрания - Курултая республики ознаменовало новую эпоху в истории нашего парламентаризма и в развитии законодательной системы. Налажены рабочие контакты с Государственной Думой и Советом Федерации, представительными органами других регионов. Проведено согласование республиканского законодательства с федеральным.
Наше законодательство развивается последовательно и системно, вовремя реагирует на изменения в обществе. Многие документы принимались в порядке опережающего правового регулирования, причем идеи, заложенные в них, находили развитие и на федеральном уровне.
Важной вехой в укреплении государственности явилось учреждение поста Президента. Глава республики стал гарантом прав и свобод человека, координатором и центром взаимодействия ветвей власти, представителем республики в отношениях с федеральными органами, регионами России, в международных и внешнеэкономических связях. Его правомочия наполнились реальным содержанием.
Кардинально изменилась роль Правительства республики. Возросли его полномочия в определении стратегии и приоритетов социально-экономического развития, выработке структурной и инвестиционной политики, в научной, культурной и образовательной сферах. Его деятельность обеспечила закрепление положительных тенденций в экономике, повышении благосостояния населения.
Судебную власть осуществляют Конституционный суд Республики Башкортостан, федеральные суды и мировые судьи.
Конституционный суд республики был создан впервые в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, разрешения дел о соответствии Основному закону издаваемых правовых актов. Этому органу конституционного контроля принадлежит неотъемлемое право толкования конституционных положений.
Функционируют Уполномоченный по правам человека, Контрольно-счетная палата, Межведомственный Совет общественной безопасности, Совет республики, избирательные комиссии.
Много сделано по развитию местного самоуправления. Созданы организационно-правовые и финансово- экономические основы для решения муниципальными образованиями вопросов местного значения, исполнения переданных им государственных полномочий. Народ активно включается в управление делами на местах. Об этом свидетельствуют результаты прошедших недавно муниципальных выборов, голосования по вопросам изменения границ и объединения сельских поселений.
За эти годы пройден реальный путь к построению цивилизованного государства. Получила дальнейшее развитие многопартийность. Существенно обновилась избирательная система. Активизировалась деятельность общественных движений и политических партий, выражающих чаяния широких слоев населения.
Все это говорит о росте доверия граждан к социально- экономическому курсу, проводимому в последние годы. Проявляется их заинтересованность в укреплении демократических традиций, формировании политической и правовой культуры, сохранении согласия и стабильности. Быстро меняющиеся реалии действительности, законодательство страны определили дальнейшее развитие конституционных положений. При этом нам удалось сохранить их преемственность, придать им современное звучание. Новая редакция Основного закона обеспечила целостность государственной власти, юридически обоснованное соотношение предметов ведения и полномочий Федерации и Республики, соблюдение норм международного права. А последние изменения связаны с укреплением вертикали исполнительной власти в стране, новым порядком наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации, проведением муниципальной реформы.
Мы завершили и оформление официальных символов государственности. Наш Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн стали привычными атрибутами жизни. Утверждена символика и местного самоуправления. Все это предполагает постоянную работу по пропаганде наших символов, изучению истории края, помогает воспитанию любви к своей родине.
Президент Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании Федеральному Собранию отметил фундаментальные достижения отечественного конституционного процесса. Это становление российской демократии; формирование новой правовой системы, независимого суда; расширение экономической, предпринимательской свободы; реализация социальных гарантий; укрепление международной законности.
Можно сказать с уверенностью, что все конституционные механизмы работают в полную силу. В то же время, отдельные их составляющие до сих пор не наполнены конкретным содержанием или еще не нашли должной реализации. Работа над Конституцией должна продолжаться, прежде всего, в плане развития ее положений в соответствующих законах. Всем, прежде всего, государственным и муниципальным служащим, надо чаще обращаться к Конституции, внимательнее ее читать!
У меня, например, обе конституции - и страны, и республики - всегда на столе!
Так, в статье 13 Основного закона страны записано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Но как быть с тем, что в самой Конституции уже заложена идеология демократического, правового, социального государства и федерализма? Это же наша с вами идеология, идеология великой страны! Разве можно забывать о ней?
Регионы раньше упрекали, зачастую и по делу, в нарушении единого правового пространства. Но мы с вами понимаем, что это объяснялось и сложностями переходного периода, запаздыванием федерального законодателя за жизненными потребностями. У нас было немало уникальных, опережающих законов, особенно по социальным вопросам, поддержке материнства и детства, защите социально уязвимых слоев населения, по борьбе с коррупцией и другим направлениям политики. Но до сих пор ситуация меняется медленно, и при подготовке законопроектов Госдумой учитывается не более семи процентов предложений регионов!
Ввиду отсутствия четкой регламентации не находят применения предусмотренные российской Конституцией согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. А ведь эти процедуры могли бы эффективно снимать возникающие вопросы. Нарушаются и предусмотренные нормы согласования решений.
Почти крамольным стал вопрос о договорной практике. Между тем, в статье 11 Конституции страны установлено, что "разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий".
То есть, это уже вопрос не принципа, а целесообразности, особенно в предметах совместного ведения. Большой, достаточно подробный их перечень дан в 72-й статье Конституции страны. Отмечу только некоторые из них: например, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации и другие. Отдельно выделены кадры судебных и правоохранительных органов. Все эти вопросы совместного ведения требуют четкого согласования действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации.
А на деле, к сожалению, по большинству этих вопросов, включая кадровые, центральные министерства и ведомства в последние годы мало считаются с прерогативами субъектов федерации, вопреки Основному закону относят их фактически к своим предметам ведения и полномочиям. Как будто между нами разница не только в два часа по времени, но и еще по тексту Основного закона Российской Федерации!
После этого стоит ли удивляться, что основную трудность и даже опасность в нашей действительности по-прежнему представляет правовой нигилизм?! Об этом настойчиво и уже не раз говорил Президент страны.
Положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод заслуживает особого внимания. Многие из них пока не подкреплены гарантиями реальной государственной и, в первую очередь, судебной защиты, ответственностью за их нарушения.
Так, серьезную озабоченность вызвали изменения государственного образовательного стандарта по новому Федеральному закону, которые, по сути, означают отказ от регионального компонента. Получается, чиновники разных уровней власти страны не замечают 68-й статьи Конституции, где записано: "Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации". И далее четко, недвусмысленно сказано: "Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития".
Всем известно, что в национальных регионах проводится огромная позитивная работа по сохранению и развитию культур и языков российских народов. Именно здесь создаются благоприятные условия для развития национальной школы, наращивания культурно-духовного потенциала страны. Если в 90-х годах в школах Башкортостана изучалось 7 родных языков, то теперь 14 языков изучаются как предмет, а на 6-ти из них ведется обучение. Сегодня три четверти всех учащихся нерусской национальности изучают родной язык. Учителей для таких школ готовят пять вузов и 12 педагогических колледжей. Налажена подготовка учебников, сотрудничество и в этой сфере с другими регионами.
Убежден, наша система национального образования эффективна и во многом уникальна. Она выдержала испытание временем, и ее следует беречь! При решении таких вопросов уместно вспомнить и 73-ю статью Конституции, в которой подчеркивается, что "вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".
Есть ряд и других не до конца решенных вопросов. Пока не выстроены в единую систему федеральные и региональные органы исполнительной власти, как того требует Основной закон страны в 77-й статье. В 78-й статье указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Но при этом предусматривается, что по взаимному соглашению часть полномочий может передаваться от федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов федерации и наоборот. Главное здесь - интересы дела, эффективность управления. Но пока не найдена схема оптимального размещения в регионах и округах территориальных органов федеральных органов, слишком велики их количество и штаты чиновников. Они представляются чрезмерными особенно в условиях кризиса. Такая чересполосица, обилие федеральных чиновников, дублирующих республиканские органы, только затрудняет оперативность принятия решений!
Это тем более нелепо, поскольку глава субъекта Федерации по новому порядку наделения его полномочиями, по сути, сам является представителем Президента страны.
Нет пока и должного, соответствующего Конституции, бюджетного федерализма. Действующее бюджетное и налоговое законодательство до сих пор не позволяют справедливо распределять поступления в бюджеты всех уровней бюджетной системы федерации. По этой причине подавляющее большинство муниципальных образований, особенно сельских и городских поселений, дотационные. Они вынуждены заниматься не решением вопросов местного значения, как следовало бы, а изысканием источников для поддержания минимальной обеспеченности ресурсами. Тем самым нарушаются конституционные принципы местного самоуправления.
В Послании Президента страны отмечается, что государственная политика в данной сфере осуществлялась путем "проб и ошибок". Полагаю, что сложившаяся ситуация не должна оставаться без внимания!
В целом, думается, уже всем ясно, что конституционализм в нашей стране работает на необратимость процессов демократизации общества, на сбалансированное построение федеративного государства, взаимоотношений центра и регионов, всех ветвей власти друг с другом.
Прошедшие годы подтвердили правильность сделанного выбора. Благодаря курсу на экономическую самодостаточность республике удалось избежать многих разрушительных процессов. Проведена структурная перестройка хозяйства и интеграция в мировую экономику. Опора на богатый природно-сырьевой, научно-технический и кадровый потенциал и упорный труд позволили переломить негативные тенденции, создать условия для стабилизации и подъема экономики. Мы сохранили и приумножили потенциал Башкортостана. Мне не раз уже приходилось говорить об огромных экономических достижениях республики. Новое дыхание получили многие традиционные отрасли производства. Все основные экономические показатели выросли в разы, в результате республика уверенно входит в первую десятку регионов России
И еще раз хотелось бы вам напомнить, что в недалеком прошлом Башкортостан, опережая 12 союзных республик по объему производимой продукции, шел на последних, 70-80-х местах по развитию социальной сферы. Именно здесь мы с вами сделали поистине исторический рывок. Изменилось само качество жизни людей - достаточно посмотреть на архитектуру городов и сел, на состояние дорог и потоки машин, на массивы новых домов, обеспеченность промышленными и продовольственными товарами. Мы с вами фактическим уже живем совсем в другом обществе, в другой республике!
Нашим главным достижением я считаю то, что у нас построено социальное государство, с крепкой социальной политикой.
По Программе социальной поддержки населения социальную поддержку получает каждый четвертый житель республики. На особом счету - многодетные семьи. Целому ряду льгот и пособий нет аналогов в других регионах страны. Одними из первых мы провели Год семьи, а нынешний - посвятили социальной поддержке семьи. Многое делается для молодых семей. Принят закон об их государственной поддержке, выполняется программа по улучшению жилищных условий. В итоге растет число новых семей, рождаемость, улучшается демографическая ситуация.
Огромное значение мы придаем укреплению материально-технической базы здравоохранения, повышению качества оказываемой медицинской помощи, особенно на селе. Введено большое количество больничных, санаторно- курортных объектов.
На качественно новый уровень вышла система науки. Учреждена Академия наук Республики Башкортостан. В тесном взаимодействии с Уфимским научным центром РАН, с высшими учебными заведениями и отраслевой наукой она успешно решает задачи по развитию фундаментальных и прикладных исследований. Глубокие изменения произошли в общей и профессиональной школе. По строительству объектов образования с нами мало кто может сравниться! У нас одна из крупнейших, эффективных образовательных систем в стране.
Башкортостан - республика эффективной молодежной политики. Для нас молодежь - это стратегический ресурс республики. Действуют Государственный комитет по молодежной политике и ее структуры, получили развитие молодежные и детские организации. При парламенте создана Молодежная палата. Проведен Год молодежи. А наступающий год будет объявлен Годом поддержки и развития молодежных инициатив.
Значительно укрепила свои позиции сфера культуры и искусства, планомерно работают творческие организации и учреждения. Построено немало прекрасных зданий, открыты десятки музеев, театров и филармоний. Для поддержки и стимулирования литературы и искусства учреждены специальные премии, гранты.
Башкортостан - поистине земля дружбы и братства народов. Действуют Министерство культуры и национальной политики, Ассамблея народов, Всемирный Курултай башкир, национально-культурные объединения и историко-культурные центры.
Последовательно проведено в жизнь конституционное положение о свободе совести. Достигнута обстановка взаимоуважения и открытого диалога между верующими различных конфессий. Действуют восемь религиозных центров. Число общин выросло в 16 раз! Оказывается большая помощь в реставрации и содержании культовых сооружений.
И так можно было бы говорить много - о каждой сфере общественной жизни, о каждом направлении нашей политики.
Уважаемые товарищи, соотечественники!
В эпоху бурных перемен Конституция заложила легитимную основу для становления республики как правового государства, экономически развитого и политически стабильного региона России. Она была и остается фундаментом и важнейшим символом нашей политико- правовой системы, отражает исторический путь и достижения народов Башкортостана. Республика развивается устойчиво и поступательно, уверенно преодолевает все трудности и испытания.
Позвольте еще раз сердечно поздравить вас с Днем Конституции республики, пожелать здоровья, благополучия и счастья, успехов во всех добрых делах на благо нашей Родины!
Пусть и дальше Основной закон служит делу дальнейшего процветания родного Башкортостана и всей России!
Благодарю за внимание". Автор:
Читайте нас: