В России все больше частных заказчиков, которые хотят
полетать и готовы покупать легкую авиационную технику. Тем более,
что сверхлегкий самолет марки "Птенец" производства кумертауского ОКБ
"Ротор" стоит около миллиона рублей. Специалисты конструкторского бюро,
отпочковавшегося в 1996 году от знаменитого КумАПП в
самостоятельное предприятие, не прекращают разрабатывать новые
сверхлегкие летательные аппараты.
Пять-шесть крылатых машин, изготовленных за год в Кумертау,
легко находят своих покупателей. Производство не успевает за
спросом. Главный конструктор предприятия Виктор Хрибков
рассказывает: "Для того, чтобы минимизировать расходы, необходимо
поставлять на экспорт десятки летательных машин, пока же каждый из
"Птенцов" или дельталетов "Урал" - по сути, авторский образец. На
предприятии работает всего около 20 человек. В собственных
мастерских осуществляется сборка аппаратов, на летном поле
производятся облет, испытания, сложные операции - термичка,
гальваника - выполняются в цехах объединения КумАПП.
Непосредственно в изготовлении машин на "Роторе" участвуют только
пять человек, они к тому же и совмещают несколько профессий. Из
года в год растут накладные расходы, увеличивается стоимость
материалов. Сейчас алюминиевые листы выгоднее покупать в
Америке, а стоимость авиационного керосина выше, чем в Европе.
Объединение в самые сложные времена поддерживало клуб и
технически, и финансово, за что ему огромное спасибо.
В России подобных конструкторских бюро, нацеленных на
производство, не наберется и десятка".
Большие надежды возлагают здесь на новую разработку -
двухместный сверхлегкий вертолет "Роторфлай", несколько
образцов которого собраны и проходят летные испытания. 30 лет отдал
этому проекту Борис Яковлевич Поднебеснов, бывший конструктор
КумАПП. Эта марка стала известной во многих странах, хотя
изготовляется пока в единичных экземплярах и не получила
сертификацию, в мире нет соосных вертолетов столь небольших
размеров. Интерес к машине вполне обоснован, так как у "Роторфлая"
исключены затраты на хвостовой винт, выше КПД несущих винтов,
хорошая аэродинамика. В перспективе соосный вертолет сможет
развивать скорость до 500 километров в час. После ликвидации в России
сельхозавиации, перспективным стало использование вертолетов для
обработки посевов, даже с помощью более простой модели -
дельталета - в Оренбуржье опыляют сотни гектаров. Соседи за
последние годы закупили у "Ротора" более 40 дельталетов, а у нас
в республике они пока почему-то востребованы мало. Причем оренбургские
фермеры уверены, что именно за счет обработки посевов с кумертауских
дельталетов они смогли повысить урожайность на 20-30 процентов.
Автор вертолета не смог в свое время убедить большое
авиационное начальство в необходимости именно такой соосной
конструкции машины. А в клубе за пять лет разработали этот
уникальный летательный аппарат. На Московском авиасалоне 2005
года "Роторфлай" наделал много шума. В Кумертау потом звонили из
самых разных уголков планеты, приезжали шесть иностранных
делегаций (как только адрес и телефоны находили!). Если бы у
"Ротора" в то время было в наличии 500 вертолетов, они бы
тут же разлетелись по всему свету в течение месяца. Сейчас
страсти поутихли, но цель стать лидером в создании подобных
летательных аппаратов у клуба осталась. Каждые три года происходят
качественные изменения в конструкциях "Ротора", мелкосерийное, по
отдельным заказам производство, несмотря на все сложности,
развивается.
Кроме разработки и конструирования сверхлегких летательных
аппаратов в клубе активно занимаются спортом. Сюда приходят
молодые ребята, и их бесплатно обучают летать, потом они ездят на
соревнования, занимают там призовые места. На одном из "крайних",
как принято говорить в авиации, сверхлегком самолете "Птенец-2"
ведущий пилот клуба Юрий Бушуев неоднократно становился призером
чемпионатов и кубков мира.
На вертолет "Роторфлай" здесь смотрят, как на пришельца из
будущего, изначально успешного для "Ротора". Начаты работы по
сертификации машины в Европе, Германия проявляет к ней особый
интерес. Сотни потенциальных покупателей ждут винтокрылую машину
и в России, ведь перспективы у нее, по отзывам международных
экспертов, просто фантастические!
На снимке: двухместный сверхлегкий вертолет "Роторфлай".